НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру. Иркутск – царство света и тепла

Владимир ХОДИЙ   
24 Декабря 2023 г.

Жители нашего города, как и все население России, до конца XIX века не знали, что такое электричество, и для освещения жилищ использовали исключительно деревянные лучины, свечи, лампы, а вне их – фонари. Первые уличные осветительные приборы в Иркутске появились в далеком 1836 году, этим он обязан своему тогдашнему градоначальнику Никанору Трапезникову. Именно по его распоряжению были приобретены 10 фонарей и установлены на улице Гостинодворской, где теперь раскинулся сквер имени Кирова, а в то время – более 400 торговых каменных лавок, 200 деревянных балаганов и столов. Вслед закупили еще 50 фонарей и разместили в основном на Большой и Амурской улицах. В качестве горючего вещества в них задействовали специально изготовленное масло и лишь ближе к концу столетия стали применять лампы, заправлявшиеся керосином.

Иркутская городская электростанция

Ранее:

Для решения проблем с уличным освещением в 1894 году в городской думе Иркутска создали специальную комиссию. Стали поступать разные предложения, среди них самое экзотическое – от инженера-технолога А. Янчуковского. Он писал: «Хотя рабочие руки, железо и некоторые другие материалы в г. Иркутске значительно дороже, чем в г. Томске, и стоимость провоза динамоэлектрических машин и других препаратов электрического освещения тоже значительно дороже, но зато в Иркутске под руками находится такая громадная даровая сила, как течение реки Ангары. Конечно, чтобы утилизировать течение реки, нужно затратить солидный капитал, но зато несомненно одно: эта даровая сила дала бы возможность осветить весь город, а потом скоро окупила бы все затраты по ее эксплуатации и затем всегда служила бы источником весьма крупного дохода…»

Между тем в декабре 1896 года купец А. Ф. Второв, гласный городской думы, на улице Большой Трапезниковской (Желябова) отстроил себе дом, можно сказать, замок со всеми удобствами, в том числе ванной и бассейном (в советское время – Дворец пионеров и школьников), и поставил первые в Иркутске четыре столба для электропроводов. Вскоре электрические лампочки загорелись в здании промышленного технического училища на нынешней улице Сухэ-Батора, где потом разместился биолого-почвенный факультет госуниверситета, в других частных усадьбах города.

Первые тысячи светильников

И это до тех пор, пока в 1908 году на перекрестке улиц Амурской и Спасо-Лютеранской (Сурикова) началось сооружение Иркутской центральной городской электростанции (ЦЭС). Прошло два года, и она начала работать. Одновременно загорелись около 6,5 тысячи лампочек общей мощностью 735 киловатт. Для того чтобы в доме появился свет, требовалось стать абонентом городской электросети. А это стоило немалых денег. В первый год заявление подписали 505 иркутян, а через три года – две тысячи 573 человека. Основной задачей станции считалось освещение улиц и жилищ города. Однако началась индустриализация, и в Иркутске более 30 промышленных предприятий зависели от ее работы, поскольку переходили с механической на электрическую энергию, широко внедряли машинную технику, вытесняя ручной труд. И хотя наиболее крупные заводы – авиационный и имени Куйбышева – построили свои источники света и тепла, было принято решение о расширении ЦЭС, после чего ее мощность увеличилась до девяти мегаватт с переходом с однофазного на трехфазный ток. При этом дефицит электроэнергии не только не был преодолен, но и постоянно нарастал. Так, в канун 1941 года «Восточно-Сибирская правда» сообщила: «Запрещено до 15 февраля, согласно решению исполкома Иркутского горсовета, в целях обеспечения бесперебойного снабжения предприятий электроэнергией и избежания дальнейшего выключения освещения жилищ трудящихся пользоваться электроосвещением в учреждениях и жилых домах города с 9 часов утра до 5 часов 15 минут вечера».

Особенно тяжелая обстановка сложилась с началом Великой Отечественной войны. Промышленность города пополнилась предприятиями, эвакуированными из районов, временно оккупированных фашистскими захватчиками. Все они работали с повышенной нагрузкой, лишь незначительное количество электроэнергии отпускалось для скудного освещения жилых домов и зданий общественного пользования. В комнатах размером до 15 квадратных метров разрешалось использовать лампочки мощностью не более 16 ватт, на торговых предприятиях – два ватта на один квадратный метр, в учреждениях, гостиницах, различных общественных зданиях – два с половиною, в учебных заведениях, проектных организациях и машинописных бюро – шесть ватт на один квадратный метр. Что касается заводов и фабрик, то только за 1944 и первый квартал 1945 года станция свыше двух тысяч раз лишалась энергоснабжения на срок до нескольких суток. Город зачастую погружался в темноту, воспоминания о которой вместе с хлебными очередями и холодом сохранили многие старожилы Иркутска. На фронт из коллектива станции ушли более 200 человек, осталось меньше половины квалифицированных кадров.

Жили и трудились в постоянном напряжении. Ждали долго, но вот пришла Победа. И если одной из причин нехватки электроэнергии в годы войны оставалась физическая нехватка людей, то главной причиной послевоенного возрождения стали вызванные ею новая волна душевного подъема и новые надежды. В 1946 году станция произвела электроэнергии на 12,9 процента больше, а в следующем – на 133 от выработки в 1945. Далее число киловатт-часов хоть и неровно, но продолжало расти. Читаем «Восточку» за 4 марта 1949 года: «Пользуйтесь электроэнергией без ограничений!» – с таким призывом к жителям областного центра обратился Иркутский энергокомбинат. Он снял ограничения на потребление электричества для осветительно-бытовых целей, последний раз введенные горисполкомом в январе 1948 года».    

24 июня 1950. 40 лет исполняется Центральной электростанции Иркутска. Одно из старейших предприятий города, она за годы Советской власти коренным образом реконструирована и расширена. Заменено все котельное хозяйство, механизирована подача угля, установлены новые высокопроизводительные турбины. В итоге по сравнению с 1910 годом мощность ЦЭС возросла в 25 раз, а выработка электроэнергии – более чем в 100 раз.  

Причем ЦЭС продолжала работать на давно устаревшем оборудовании.  

«Громадная даровая сила Ангары»

И вот наступила пора реализовать идею, высказанную в конце XIX века инженером-технологом А. Янчуковским. 21 января 1950 года Совет министров СССР принял закрытое постановление о подготовке к строительству в стране ряда крупнейших гидротехнических сооружений и, в частности, Иркутской ГЭС. И уже в феврале в областном центре на берегу скованной льдом реки Ангары высадился первый десант строителей. Вскоре подоспел груз – экскаватор ЧКД – и 17 марта на окраине поселка Кузьмиха он вынул первый ковш земли для отсыпки дороги, соединяющей будущую стройку с городом.

Десант прибыл из «райского уголка», как тогда называли и тем более сейчас называют поселок Красная Поляна вблизи города Сочи на берегу Черного моря. Там шло к концу начатое в 1946 году строительство гидроэлектростанции мощностью в 20 с небольшим тысяч киловатт, то есть в 30 раз меньше, чем запроектированная в Иркутске. Это была первая после войны гидроэнергетическая стройка в Советском Союзе.

Для возведения Ангарской (так она вначале официально называлась) ГЭС в Министерстве электростанций создали строительно-монтажное управление «Ангаргэсстрой», его начальником назначили С. Калижнюка, возглавлявшего стройку в Красной Поляне. Вместе с ним возводить крупную станцию в суровой Сибири приехали другие опытные гидротехники. Жилья для них, кроме Центральной гостиницы города и частных квартир, не было, управление Ангаргэсстроя разместилось в небольшом доме по улице Кругобайкальской, 2.

Как и другие послевоенные стройки, большая иркутская тоже испытывала сложности: неустроенность быта, недостаточный уровень организации производственных работ, большая текучесть кадров. Оттого первоочередные задачи – строительство жилья и подсобных предприятий – решались медленно. Да тут еще вдобавок не успел Калижнюк в полную меру развернуться на новом месте, как осенью того же 1950 года поступил приказ о переводе его, с довоенных лет считавшегося лучшим в стране специалистом по ирригации, в Среднюю Азию, где он возглавил строительство Большого Туркменского канала.

На смену ему прибыл А. Киреев, до этого руководивший возведением небольших тепловых электростанций в Литовской ССР и Свердловской области, управленец недостаточно опытный и волевой. На стройке резко упала дисциплина, за 1951 год уволились две тысячи человек – больше, чем принято на работу.

Следующим начальником строительства был назначен глава одного из управлений МВД СССР генерал-майор В. Поддубко. Постепенно выяснилось, что главным методом его работы являлся приказ, в проблемы гидротехники он не вникал, творческую атмосферу вокруг себя создать не умел, на критику не реагировал. А дела в коллективе по-прежнему шли плохо. К тому же вскрылись факты приписок, Поддубко освободили от занимаемой должности.

В июле 1953 года на стройку прибыл четвертый по счету руководитель – А. Бочкин. Ему было 47 лет, до этого возглавлял подготовительные работы по сооружению Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. С первых шагов на новом месте новый руководитель опирался на знания, организаторские и творческие способности тех, кто уже врос в эту стройку. Он поддержал инициативу специалистов и рабочих вести отсыпку и одновременно укатывать плотину 25-тонными автосамосвалами, укладывать бетон в основные сооружения не только летом, но и зимой. И как результат в середине следующего 1954 года «Восточно-Сибирская правда» писала: «Около трех лет в результате крупных недостатков в руководстве строительство Иркутской ГЭС отставало. За последний год коллектив улучшил свою работу».

Кстати, стройка с самого начала была засекречена, и когда до окончания уходящего года оставалось две недели, издававшийся в Москве популярный журнал «Огонек» рассказал о строительстве гидроэлектростанции на реке Ангаре, причем без указания конкретного места, где она возводится. И только 9 февраля сам А. Бочкин поведал со страниц газеты: «Развернулось сооружение первой Ангарской, или Иркутской гидроэлектростанции. С 1953 года строители приступили к массовым основным работам по возведению плотины, перегораживающей Ангару. Уже возведено свыше километра временных перемычек, отгораживающих ГЭС от реки, и почти полностью закончена разработка земляных масс в котловане под здание будущей станции».

Вскоре подоспело начало лета, а с ним первое важное событие на стройке. «Восточка» за 15 июня: «Первый бетон уложен вчера в будущее основное здание Иркутской гидроэлектростанции. На это событие в водобойную часть его огромного котлована собрались тысячи строителей и жителей города. После митинга подается команда на укладку плиты с надписью: «Иркутская гидроэлектростанция. 14 июня 1954 года» и затем первый самосвал въезжает на эстакаду и сбрасывает бетон в основание будущего здания ГЭС».  

И дальше языком газетной хроники

1955 год 25 февраля. Дать первый ток в 1956 году – такое обязательство приняли строители Иркутской гидроэлектростанции. Для этого в нынешнем и будущем году им предстоит произвести около четырех миллионов кубометров земляных работ, в том числе уложить в тело плотины свыше трех миллионов кубометров грунта и полмиллиона кубометров суглинка, а в гидротехнические сооружения – почти 600 тысяч кубометров бетона.  

18 декабря. Установка статора первой турбины началась на строительстве Иркутской ГЭС. Подъем и укладка его частей производится при помощи парового крана, поднятого на специально сооруженный ряж.

1956 год 29 февраля. Принятыми XX съездом партии Директивами по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР в 1956 – 1960 годах предусмотрено: «Развернуть строительство крупнейших гидроэлектростанций в восточных районах СССР. Ввести в действие на Ангаре Иркутскую гидроэлектростанцию мощностью 660 тысяч киловатт…»

18 апреля. Монтаж первых двух агрегатов начался на строительстве Иркутской ГЭС. На них уже положены фундаментные кольца, камеры рабочих колес турбин, опорные кольца. Вес каждого нижнего узла турбин – 108 тонн.

8 июля. Объявлена полная готовность к перекрытию реки Ангары на строительстве Иркутской гидроэлектростанции. Возле наплавного моста сосредоточено более двух тысяч бетонных кубов каждый весом в четыре тонны. Однако, как показали испытания, эти кубы не в состоянии противостоять могучему течению реки, поэтому изготовлено тридцать 15-тонных и 480 восьмитонных кубов. Также подвезено семь тысяч кубометров скального камня.  

(Продолжение следует.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!