ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру (часть 10)

Владимир ХОДИЙ   
20 Августа 2023 г.
Изменить размер шрифта

1808 20 1a 

Наконец, пятый вид транспорта, кстати, сугубо внутригородской, который наш областной центр успешно «оседлал» в середине прошлого века, – электрический. Причем последовательно оба его подвида: сперва рельсовый – трамвай, затем безрельсовый – троллейбус. Известно, что на просторах Восточной Сибири и Дальнего Востока тем и другим располагают еще только Красноярск, Хабаровск и Владивосток. В нашей области трамвай есть в Усолье-Сибирском, Ангарске, Усть-Илимске, троллейбус – в Братске.

Первый трамвай в Иркутске; троллейбус в Иркутске, старое фото

  • Первый трамвай в Иркутске; троллейбус в Иркутске, старое фото
  

Ранее:

Первые планы обзавестись рельсовым транспортом в Иркутске появились в конце XIX столетия. Тогда предполагалось создать его на конной тяге. Следующим проектом – накануне революционного 1917 года – рассматривался уже электрический трамвай. Но для реализации задуманного собственных ресурсов и сил у города не хватало. Не хватало их и в первые десятилетия советской власти. Поэтому, выступая в марте 1939 года на XVIII съезде ВКП (б), первый секретарь обкома партии К. Качалин после того, как поставил перед руководством страны более важные вопросы, например, о необходимости «использовать все богатства в Иркутской области, а их очень много», о важности прокладки новой линии Кругобайкальской железной дороги, потому что нам угрожал восточный сосед – Япония, затронул и эту тему, сказав: «В Иркутске, насчитывающем 260 тысяч человек, нет трамвая, канализации, водопровода».

Строительство трамвайных путей

  • Строительство трамвайных путей

И его речь возымела действие. Уже в следующем году городу из всесоюзной казны были выделены первые 250 тысяч рублей на проектирование и подготовку к строительству внутригородского электрического транспорта. И еще не успела закончиться Великая Отечественная война, как 5 июня 1945 года газета «Восточно-Сибирская правда» сообщила: «Утверждено Совнарком СССР строительство трамвая в Иркутске и отпущено для этой цели на текущий год четыре миллиона рублей. Его первую очередь протяженностью 9,5 километра предполагается провести за два года. Пока будет построен одноколейный путь с разъездами-остановками по трассе Вокзальная площадь – Ангарский мост – улица Степана Разина – Горького – Ленина – Тимирязева – Декабрьских событий – Депутатская – 5-я Советская до улицы Красноярской. Там будет сооружен трамвайный парк с депо, вагоноремонтными мастерскими и тяговой подстанцией».

Через месяц с небольшим газета вернулась к теме создания в областном центре нового вида общественного транспорта: «Разворачивается строительство первой очереди трамвая. Подготовительные земельные работы для укладки пути ведутся методом народной стройки. Ежедневно 300-400 трудящихся предприятий и организаций города выходят на участок от Ангарского моста по улице Степана Разина до Ленина и на улицу Тимирязева. Начинается разработка карьера для добычи балласта на реке Ушаковка, подвоз шпал с Китойского лесозавода».

Стремительный старт…

Ну, а дальше как по накатанной дороге.

1946 год

13 апреля. Установка опор контактной сети началась на строительстве трамвая в Иркутске. Работает передвижной подъемный кран. 14 опор уже опущено в котлованы, 38 подготовлены к установке.

8 мая. К строительству трамвайного депо приступили в областном центре. Уже выкопан котлован, уложено 570 кубометров фундамента, на площадку завезены камень, песок, кирпич, цемент.

2 августа. Из города Куйбышева в адрес управления строительства трамвая в Иркутске поступили десять моторных вагонов. Министерство коммунального хозяйства РСФСР скоро отправит в город на Ангаре прицепные вагоны.

1947 год

26 августа. Пробная эксплуатация трамвая протяженностью 10,5 километра проводится в областном центре. За 20 дней перевезено более 27 тысяч пассажиров. Остаются недостроенными депо с вагоноремонтными мастерскими.

1948 год

14 сентября. Шесть новых вагонов, полученных с Ленинградского вагоностроительного завода, вышли на трамвайную линию Иркутска. Они изящны, прочны в эксплуатации.

1949 год

1 июня. Строительство вторых трамвайных путей началось в Иркутске. В этом году они будут проложены от железнодорожного вокзала до разъезда на улице Степана Разина. Также будут построены разъезды на улицах Ленина и Декабрьских событий. После этого и прибытия из Ленинграда новых вагонов на линии будет курсировать 14 поездов.  

10 ноября. Шесть миллионов 200 тысяч пассажиров перевезли иркутские трамвайщики с начала нынешнего года. Вместо плановых двух километров вторых путей проложено пять, парк пополнился десятью вагонами.

1950 год

21 июля. Развернулись методом народной стройки в областном центре работы по прокладке вторых путей трамвая. Чтобы подготовить так называемое корыто для укладки шпал и рельсов 19 июля на улицу Ленина вышли 350 работников городских организаций и учреждений. Вчера народная стройка собрала еще больше трудящихся – около 600 человек.

5 августа. Отметил трехлетие иркутский трамвай. За это время им перевезено более 16 миллионов человек. Сейчас его парк насчитывает 16 вагонов, скоро из Ленинграда поступит еще восемь. Заканчивается прокладка последнего участка второго пути, началась подготовка к продолжению линии от железнодорожного вокзала до Свердловского районного рынка протяженностью 900 метров.

1952 год

24 апреля. С переходом к мирному труду на первый план выдвинулись задачи по благоустройству населенных пунктов. В этот период в Иркутске построен трамвай, обеспечивающий перевозку до 17 миллионов пассажиров в год, рассказал заместитель председателя Иркутского горисполкома З. Литвин.

1954 год

29 октября. С начала нынешнего года транспортное хозяйство главного города области пополнилось четырьмя вагонами трамвая.

…и безудержный разбег

Тем временем число жителей Иркутска только за три года – с 1956 по 1959 – выросло на 50 тысяч человек и согласно Всесоюзной переписи населения достигло 365 тысяч. Появились новые микрорайоны – Студенческий городок, Лисиха, да и ближе к центру стали расти кварталы благоустроенного жилья, поэтому возникла необходимость расширить в городе трамвайную сеть.

Маршрут №1 первого в Иркутске троллейбуса

  • Маршрут №1 первого в Иркутске троллейбуса

В 1961 году была проложена и вступила в строй стальная ветка от железнодорожного вокзала по улицам Кругобайкальской, Пушкина, Шмидта, Грибоедова до политехнического института. Вскоре началась укладка линии от центрального рынка по улицам Партизанской, Волжской, Депутатской. В 1965 году движение трамваев пошло по трем маршрутам. Первый, как и прежде, – от трампарка до Студгородка. Второй – от железнодорожного вокзала по Партизанской до Волжской и дальше по улицам Депутатской, Декабрьских событий, Тимирязева снова к вокзалу. Третий – по кольцу Волжская – Центральный рынок – Волжская в направлении, обратном второму.

Тогда же город приступил к строительству еще одной линии, и спустя два года она маршрутом № 4 связала его центр с предместьем Рабочее, для чего через речку Ушаковку был возведен железобетонный мост. Позже открылся пятый маршрут – от Центрального рынка до микрорайона Солнечный.

На берега Ангары стали поступать трамваи производства специализированного Рижского завода. Если раньше в каждом вагоне насчитывалось не более 24 мест для сидения, то в этих – 44 мягких места. Их также оснастили вентиляторами и приборами отопления, специальными устройствами, обеспечивающими бесшумный ход. За более чем четверть века наш город получил 115 таких комфортабельных вагонов.

Трамвай в Иркутске

  • Трамвай в Иркутске

Вскоре в Иркутске по кругу Волжская – Центральный рынок начали курсировать «иностранцы» – трамваи «Татра» производства Чехословакии. Впечатление они производили тоже самое приятное – удобно, красиво, быстро. Их мы получили в количестве 30 единиц.

Ближе к концу прошлого столетия город, можно сказать, заполонили «бегунки» Усть-Катавского вагоностроительного завода в Челябинской области, и в 1990 году трамваи всех марок перевезли максимальное количество пассажиров – 51,6 миллиона.

Здравствуй, «рогатый»!

Однако вернемся на четверть века назад. 1 октября 1966 года «Восточно-Сибирская правда» известила читателей: «Автобусы и трамваи в Иркутске не справляются с потоком пассажиров. Поэтому строители приступают к сооружению троллейбусной линии. Ее первый маршрут пройдет от сквера Кирова по улицам Ленина, Седова, 1-й Советской, Байкальской до 8-й Советской. Вторая очередь – от 8-й Советской через плотину до Студгородка. Затем будет сооружен маршрут в аэропорт. А в районе пристани «Ракета» вырастет многоэтажный жилой массив, связывать его с центром города также будет троллейбус». И в том же году началось строительство троллейбусного депо на левом берегу Ангары.

Далее доверимся газетной хронике.

1970 год

25 июня. Вернулась в Иркутск последняя группа водителей троллейбусов, окончивших курсы технического обучения в Новосибирске. Пополняется и парк прибывающих в город троллейбусов. К пяти уже имеющимся машинам ЗИУ-5 производства Энгельского завода Саратовской области добавится еще десять. Идут завершающие работы и на трассе первого маршрута.

8 ноября. Сдана в эксплуатацию в областном центре первая троллейбусная линия от сквера Кирова до поселка ГЭС. Ее протяженность – 12 километров в одну сторону и столько же в другую.

1972 год

16 января. Заканчивается обкатка и подготовка к работе на новом пятикилометровом участке троллейбусной линии в областном центре. Она является продолжением действующей линии и проходит от троллейбусного парка через Академгородок до конца Студгородка. Скоро в Иркутск прибудет новая партия троллейбусов.  

1973 год

23 января. По новому маршруту – в аэропорт – пошли в Иркутске первые троллейбусы. Теперь протяженность пути этого вида пассажирского транспорта в городе составляет в оба конца 75,5 километра. Его обслуживают 77 «рогатых», в том числе 15, полученных к открытию нового маршрута.

1977 год

5 июня. За 1978-1982 годы в Иркутск согласно постановлению Совета Министров СССР предусматривается построить 14 километров трамвайных и 51 километр троллейбусных линий.    

1980 год

30 апреля. Приятный подарок в предмайские дни получили жители предместья Марата в областном центре – по пятикилометровой линии пошли троллейбусы до площади Кирова.

1993 год

24 декабря. Весомый предновогодний подарок получили жители Иркутска. В один из отдаленных микрорайонов – Юбилейный – проложена новая троллейбусная линия. По ней с сегодняшнего дня открылось движение сразу по двум маршрутам – до центра города и в аэропорт.

1995 год

6 ноября. Пробный рейс еще по одному новому маршруту – от центра до микрорайона Синюшина гора – пройдет сегодня троллейбус в областном центре Прибайкалья. Это событие приурочено к 25-летию начала эксплуатации здесь самого экологически чистого вида внутригородского транспорта.

(Окончание следует.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!