Со всех сторон открытый миру (часть 8) |
Владимир ХОДИЙ |
28 Июля 2023 г. |
Лихие 1990-е…Из-за того, что расширилась сеть дальних и местных воздушных сообщений, построенному еще до Великой Отечественной войны зданию вокзала иркутского аэропорта уже не было возможности достойно обслуживать резко возросший поток пассажиров, в том числе иностранных. Не помог возведенный рядом дополнительный павильон с легкими конструкциями и застекленным фасадом. Поэтому в 1974 году развернулось строительство нового вокзала внутренних авиалиний, способного принять и обслужить до 700 человек в час. Просторный и светлый, он через два года был введен в строй. В его цокольном этаже разместились камеры хранения ручной клади пассажиров, на первом этаже – службы регистрации и приема багажа, на втором – зал ожидания и кафе. После этого начались подготовительные работы по изменению «начинки» старого здания, хозяйкой которого должна стать международная служба аэропорта. Ранее:
В 1989 году иркутский аэропорт закрыли на три месяца, чтобы реконструировать взлетно-посадочную полосу с наращиванием бетонной «подушки», обновлением водосточно-дренажной сети, заменой светосигнального оборудования. Пассажиров автотранспортом увозили на военную авиабазу в поселок Белая Усольского района и также там встречали. Последний раз подобные работы проводились в начале 1960-х годов. Эта модернизация позволила коллективу авиапредприятия не так болезненно пережить лихие 1990-е и начало двухтысячных годов. Произошло снижение объемов перевозок пассажиров и грузов, были и другие неприятности – особенно в сфере безопасности полетов, обычно при взлетах и посадках воздушных судов. Но появилась своя авиакомпания «Байкал» с возможностью совершать рейсы как в пределах Российской Федерации, так и за рубеж. 21 июня 1992 года я передал в ТАСС: «Летать без пересадок не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в Дюссельдорф, Рим или Стокгольм могут теперь жители Иркутска и региона. Местная авиакомпания «Байкал» приобрела в долгосрочную аренду самолет «Боинг-757». Он прибыл из американского Сиэтла прямо с заводского конвейера. Уже в начале июля новый воздушный лайнер возьмет на борт первых пассажиров». Аэропорт получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета РФ на проведение международных полетов. Внутреннее пространство старого здания вокзала перестроили и расширили, и в нем открылся терминал международных воздушных линий. В 1995 году в Иркутске вновь был зарегистрирован миллионный пассажир. …и новый взлетНа рубеже веков даже появились планы: все аэропорты Прибайкалья объединятся в одно предприятие, а авиакомпании – в единую корпорацию перевозчиков. Это предусматривалось принятой областными властями концепцией сохранения и развития воздушного транспорта. По словам заместителя главы администрации Алексея Соболя, «пока не завершены все расчеты, не решены вопросы имущественного характера, но мы убеждены: в жестких условиях рынка и конкуренции поодиночке наши аэропорты и авиакомпании не выживут». Далее хроника ТАСС. 2001 год 21 августа. 75-летие зарождения гражданской авиации отметили в Восточной Сибири. Отправной точкой считается первый полет летом 1926 года самолета Ю-13 по трассе, соединяющей столицы республики Бурятии и соседней Монголии. Через два года открылись линии Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск, а еще год спустя – Иркутск – Москва. Теперь, рассказали в Восточно-Сибирском территориальном управлении воздушного транспорта Минтранса РФ, на просторах Прибайкалья и Забайкалья действуют десятки авиапредприятий, в том числе новые авиакомпании – «Ангара», «Бурятские авиалинии», «ИрАэро». 27 сентября. В иркутском аэропорту начались работы по удлинению взлетно-посадочной полосы. С обеих сторон – города и озера Байкал – она «вырастет» на 400 метров и будет иметь протяженность 3,5 километра. Как рассказал генеральный директор аэропорта Алексей Куликов, начавшаяся реконструкция позволит Иркутску беспрепятственно принимать самолеты всех типов. До сих пор существуют ограничения на посадку пассажирских «Боингов» и взлет тяжелых «Ил». 2003 год 10 июня. Чтобы обеспечить безопасность полетов, в аэропорту главного города Прибайкалья приступили к бетонированию одного из 400-метровых удлинений взлетно-посадочной полосы. С окончанием работ взлетающие самолеты смогут отрываться от полосы раньше и уходить в сторону от города. С удлинением полосы Иркутск сможет принимать лайнеры всех типов. 2005 год 29 августа. Прямое авиасообщение открылось сегодня между Иркутском и китайским городом Маньчжурия. Первый рейс совершил самолет МД-90 Южной авиакомпании соседней страны. С ним прибыли представители около 30 туристических компаний из Пекина, Харбина и других крупных центров этого вида бизнеса. 2006 год 23 октября. Сегодня между Иркутском и столицей Таиланда открылось регулярное воздушное сообщение. В первый рейс отправился самолет А-310 российской авиакомпании «Сибирь». Как сообщили в местном филиале компании, рейс 759 пока намечено выполнять раз в две недели. 2007 год 19 мая. Регулярное авиасообщение открылось сегодня между Иркутском и китайским Шэньяном. В аэропорту сибирского города торжественно встречали самолет А-321 Северного филиала Южной авиакомпании соседней страны. «На протяжении 15 лет Иркутск и Шэньян являются городами-побратимами, и наличие между ними прямого воздушного сообщения немаловажно для дальнейшего расширения торгово-экономических, культурных и туристических связей», – сказал, приветствуя гостей, первый заместитель мэра областного центра Прибайкалья Олег Шандрук. 8 августа. Южнокорейская авиакомпания «Кореан Эйр» увеличивает число чартерных рейсов по направлению Сеул – Иркутск с туристами, желающими посетить Байкал, сообщили сегодня в дирекции иркутского аэропорта. В частности, на август запланированы пять рейсов. Полеты осуществляются на самолетах «Боинг-737-800». Ежегодно Иркутск и Байкал посещают более 40 тысяч иностранных туристов, в основном из Германии, Китая, Японии, Республики Кореи. 26 декабря. Впервые за последние 12 лет в аэропорту Иркутска сегодня встретили миллионного пассажира. Им оказалась местная жительница Людмила Покусова. Она возвращалась из Москвы и за несколько минут до посадки самолета узнала, что ее ждет сюрприз. Основанная в 1920-е годы воздушная гавань областного центра Прибайкалья – одна из старейших в России. Как сообщили в дирекции предприятия, его маршрутная сеть насчитывает 92 направления, из которых 22 международных. Авиасообщение обеспечивает свыше 20 зарубежных и отечественных компаний. 2008 год 16 сентября. В аэропорту Иркутска закончено бетонирование второго – в сторону Байкала – 400-метрового удлинения взлетно-посадочной полосы. «Осталось заасфальтировать патрульную дорогу, залить и нарезать швы покрытия, смонтировать светосигнальное оборудование», – отметили в дирекции предприятия. Запуск участка удлинения позволит иркутскому аэропорту, расположенному в городской черте, принимать воздушные суда любой грузоподъемности, повысить безопасность при взлете и посадке. 2011 год 16 ноября. После реконструкции сегодня в иркутском международном аэропорту открыта вторая очередь терминала внутренних воздушных линий площадью три тысячи квадратных метров. В комплексе, примыкающем к основному зданию аэровокзала, разместились зал для пассажиров бизнес-класса, vip-зал и зал повышенной комфортности, комната матери и ребенка. К сожалению, были и падения с большими человеческими жертвамиВ полдень 3 января 1994 года на окраине Иркутска произошла крупная авиационная катастрофа. Пассажирский самолет Ту-154 компании «Байкал», совершавший рейс до Москвы, рухнул на землю, пробыв в воздухе всего три минуты. У лайнера загорелся один из трех двигателей, и пилоты развернули его обратно на Иркутск. Но самолет потерял управление и рухнул на молочную ферму в селе Мамоны в 15 километрах от аэропорта. На его борту, кроме экипажа в девять человек, находилось 115 пассажиров, в том числе 16 иностранцев – граждан Германии, Китая, Австрии, Франции, Индии, Японии. Погибли все, а также работник фермы и один получил ранения. Тоже в полдень, но только 6 декабря 1997 года и в самом городе случилась катастрофа транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Имея на борту два предназначенных для Вьетнама истребителя Су-27УБ общей массой 40 тонн, он взлетел с аэродрома авиационного завода и через 20-25 секунд рухнул на землю, задев крыльями здание детского дома и снеся два этажа жилого дома в Ленинском районе города. Тяжелая воздушная машина взорвалась и загорелась. И не только она – авиационным топливом обдало пятиэтажный панельный жилой дом, и он вспыхнул, как свеча. Из восьми возможных версий причины авиакатастрофы рассматриваются четыре. Об этом в ходе спасательных работ сообщил журналистам министр по чрезвычайным ситуациям РФ С. Шойгу. При этом он не стал говорить более конкретно, поскольку «за каждой из них стоят большие коллективы людей». Министр отметил, что «летчики успели развернуть воздушную машину так, что удалось избежать еще более тяжелых последствий, а именно падения на стоящий впереди 100-квартирный жилой дом». Окончательная версия трагедии – отказ трех из четырех двигателей. Поднявшись на высоту 66 метров, самолет потерял управление. Погибли 72 человека – все 23 в самолете (14 пассажиров и 9 членов экипажа) и 49 на земле. Через два года и опять-таки в полдень, правда, не зимой, а летом, упал на землю при взлете из иркутского аэропорта транспортный самолет Ил-76. Он совершал с 30 тоннами груза рейс из Пекина в Москву и садился у нас на дозаправку. На его борту находились семь человек экипажа, и все они, благодаря умелым действиям летчиков, успели покинуть потерявший управление «грузовик», и тот, пропахав борозду по опушке леса, взорвался вместе с поклажей. После этого государственная комиссия по расследованию причин случившегося ввела временный запрет грузовым самолетам взлетать из Иркутска в сторону города. А пассажирским самолетам было разрешено подниматься в воздух в этом направлении лишь в крайнем случае – из-за погодных условий. Да и то они должны были сразу уходить от его жилых массивов. Следующая авиакатастрофа произошла со стороны Байкала: ночью 4 июля 2001 года пассажирский самолет Ту-154М компании «Владивосток Авиа» совершал плановый внутренний рейс по маршруту Екатеринбург – Иркутск – Владивосток и при заходе на посадку в нашем аэропорту свалился в штопор и рухнул на землю около поселка Бурдаковка в 30 километрах от областного центра. Погибли все находившиеся на его борту 145 человек – 136 пассажиров, в том числе 12 граждан Китая, и девять членов экипажа. Причина трагедии, согласно заключению государственной комиссии во главе с вице-премьером правительства РФ И. Клебановым, – ошибочные действия экипажа при условии, по его словам, «слишком крутой траектории захода на посадку самолетов в Иркутске, где аэропорт оказался в черте города». И наконец, последняя из обрушившихся на Иркутск крупных авиакатастроф – это та, что случилась 9 июля 2006 года. Пассажирский лайнер А-310 компании «Сибирь», выполнявший рейс из Москвы, после посадки на скорости около 180 километров в час выкатился за пределы взлетной полосы, пробил бетонное ограждение аэропорта и разнес ряд частных гаражей. В результате столкновения вся носовая часть воздушного судна полностью разрушилась, в салоне начался пожар. Из 203 находившихся на его борту человек, в том числе 195 пассажиров, включая 14 иностранцев – граждан Болгарии, Германии, Китая, Польши, Молдавии и Азербайджана, погибли 125. Расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК) показало, что самолет был сброшен с взлетно-посадочной полосы левым двигателем, внезапно перешедшим во взлетный режим в момент включения экипажем реверса правого двигателя.
|
|
|