НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру (часть 6)

Владимир ХОДИЙ   
21 Июля 2023 г.

20 1a

Следующий в этом ряду – Камов Николай Ильич, выдающийся советский конструктор вертолетной техники, доктор технических наук, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда. Он родился в 1902 году и до 1918 проживал в Иркутске в доме № 20 по улице Декабрьских Событий, о чем свидетельствует мемориальная доска на его фасаде. Окончил с золотой медалью коммерческое училище, а в 1923 – механический факультет Томского технологического института. После этого отправился в Москву и поступил рабочим на концессионный авиационный завод Юнкерса, изучал технологию производства и по вечерам изучал аэродинамику.

Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль

Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль

Ранее:

В 1929 году Камов вместе с другим инженером Николаем Скржинским создали первый советский автожир «Красный инженер» – сверхлегкий двухместный летательный аппарат, у которого несущий винт приводился в действие набегающим потоком воздуха, и назвали его вертолетом. Хотя отличие вертолета от автожира в том, что энергия для раскручивания винта или винтов у него берется от силового агрегата, а не от набегающего потока воздуха, что важно в их применении в военных и коммерческих целях.

Наступили предвоенные годы, и в городе Люберцы под Москвой был построен завод по производству автожиров, главным конструктором и директором которого назначили Камова, а его земляка, с коим они учились в одной школе, только в разные годы, Михаила Миля, – заместителем директора. А пролетела Великая Отечественная война, и в 1948 году Николай Ильич возглавил опытное КБ по вертолетостроению, под его руководством были созданы вертолеты Ка-8 (1948 год), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964) и другие воздушные машины.

И третья наша гордость – уже упомянутый Михаил Леонтьевич Миль. Родился в 1909 году в проживавшей по улице Карла Либкнехта семье железнодорожного служащего, о чем свидетельствует памятная доска на доме № 5. После школы, так же, как и Камов, поступил в Томский технологический институт, но на втором курсе его исключили «за непролетарское происхождение». Через год, проработав на кожевенном производстве, был принят на третий курс механического факультета Донского политехнического института в городе Новочеркасске. По его окончании получил распределение на Таганрогский авиационный завод, однако, заручившись рекомендацией Н. И. Камова, убедил комиссию в том, что принесет больше пользы государству, занимаясь автожирами в Центральном аэрогидродинамическом институте. Здесь участвовал в их разработке и вскоре стал начальником бригады аэродинамики отдела особых конструкций института.

После окончания войны выяснилось, что фашистская Германия уже стояла на пороге массового производства нового класса боевых летательных аппаратов, и нам в качестве репараций даже достался один экземпляр вертолета-разведчика «Колибри», а в Соединенных Штатах Америки с 1942 года выпускался серийный вертолет для боевых спасательных операций и связи конструкции нашего соотечественника Игоря Сикорского – Sikorsky R-4.

Открытие памятника Камову и Милю в Иркутске

Открытие памятника Камову и Милю в Иркутске

И тут пути Камова и Миля разошлись. Первый возглавил ОКБ по созданию вертолетов для Военно-морского флота страны, второй – для Военно-воздушных сил. У вертолетов первого были два вращавшихся в разные стороны несущих винта без хвостового поворотного винта, у второго – один несущий винт с хвостовым поворотным винтом.

Учимся авиационному делу

Главный город Прибайкалья славен не только тем, что его воздушная гавань – самая крупная в Восточной Сибири, но и тем, что готовит специалистов авиационного дела, причем по разным направлениям.

Выше уже говорилось об открытии еще в начале 1930-х годов военной школы авиационных техников, преобразованной затем в военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). Это образовательное учреждение за 77 лет существования подготовило более 80 тысяч военных авиационных специалистов. Среди его выпускников 14 Героев Советского Союза, Герой Российской Федерации, 27 генералов, десятки докторов и кандидатов наук. В начале января 2009 года, согласно распоряжению правительства Российской Федерации, Иркутское ВВАИУ (ВИ) присоединили к Военному авиационному инженерному университету в городе Воронеже, и оно было фактически ликвидировано.

Другое учебное заведение подобного профиля появилось в областном центре после Великой Отечественной войны. В 1947 году это была школа авиационных механиков гражданского воздушного флота, а через три года школу преобразовали в училище, готовящее техников по эксплуатации самолетов.

Как самостоятельное учебное заведение школа механиков, затем авиационное техническое училище и, наконец, авиационный технический колледж просуществовали до 2015 года. За это время в них было подготовлено более 20 тысяч специалистов для гражданской авиации. Они изучали материальную часть, приобретали знания и практические навыки технического обслуживания самолетов от По-2 и Ли-2 до Ил-12, Ил-14, Ан-2, Ан-24, Ан-10, Ту-104, Ту-154, Як-42, Ил-76, вертолета Ми-8 и его модификаций. Обширной являлась география распределения выпускников. Так, первый выпуск авиатехников по обслуживанию самолета Ту-154 в 1979 распределили в Восточно-Сибирское, Якутское, Дальневосточное, Магаданское, Красноярское, Западно-Сибирское, Тюменское, Уральское и Казахское управления гражданской авиации.

В связи с бурным развитием и расширением авиационных пассажирских и грузовых перевозок в мае 1954 года было принято решение об открытии в Иркутске учебно-консультационного пункта Киевского института ГВФ. А в 1967 году на его базе приказом Министерства гражданской авиации СССР создан филиал этого института и начата подготовка инженеров по двум специальностям – «инженер-механик» и «инженер-радист».

После распада СССР Иркутский филиал Киевского института гражданской авиации перешел в подчинение Московского института такого же профиля и вскоре был переименован в филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации. В 2015 году в него влился авиационный технический колледж, и в настоящее время он готовит по разделу «высшее образование» инженеров по транспортным процессам, по работе с воздушными судами и двигателями, по работе с пилотажными и навигационными комплексами, инженеров в сфере радиооборудования; по разделу «среднее профобразование» – инженеров по работе с воздушными судами и двигателями, по работе с пилотажными и навигационными комплексами, техников в сфере транспортного сервиса.

На улице Ленина в областном центре еще с довоенных лет готовит кадры для одной из наиболее ответственных и долгое время скрытых от посторонних глаз отраслей промышленности Иркутский авиационный техникум (еще в 1960-е годы над входом в его здание висел щит «Техникум точного машиностроения»). Поначалу юноши и девушки обучались в нем по двум специальностям: «технология машиностроения» и «обработка металлов резанием». Потом появились «контрольно-измерительные и регулирующие устройства», «монтаж электрорадиооборудования», «металлургия легких металлов», «радиоаппаратостроение», «ЭВМ», «техническое обслуживание робототехнических комплексов».

Подготовкой специалистов в области самолетостроения занимается и Иркутский национальный исследовательский технический университетом. Еще когда он назывался горно-металлургическим институтом, по просьбе руководства Иркутского авиационного завода занятия с будущими инженерами велись по вечерней форме обучения, и выпускающей была кафедра «Технология машиностроения». Но вскоре перед вузом поставили задачу обучать специалистов по эксплуатации самолетов и двигателей, и появилась необходимость создания отдельной выпускающей кафедры. Она под названием «Точное машиностроение» была создана в составе машиностроительного факультета. В 1997 году произошло объединение кафедр самолетостроения и эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, и кафедра получила название «Самолетостроение и эксплуатация авиационной техники».

Хоть в Кырен, хоть в Мышелевку, хоть в Кударейку…

В 1960–1980 годах на территории Прибайкалья образовалась широко разветвленная сеть местных воздушных сообщений. Газетная хроника тех лет.

1960 год

8 сентября. До трех рейсов в день увеличилось воздушное сообщение между Иркутском и Братском. В Бодайбо, Маму, Улан-Удэ, Читу и Якутск из областного центра ежедневно вылетают по два самолета, Нижнеилимск, Киренск, Мухтую – по одному. На этих линиях курсируют воздушные судна Ил-14, Ил-12 и Ли-2, а в Осетрово, Усть-Уду, Хужир, Казачинское, Жигалово, Нукуты – одномоторные Ан-2 и Як-12.

1964 год

17 марта. Новая авиалиния – Иркутск – Кырен открылась в Прибайкалье. Она обслуживает желающих побывать на курортах Аршан и Ниловая Пустынь с экономией при этом в дороге пять-шесть часов.

1965 год

3 декабря. Открылась местная авиалиния Иркутск – Черемхово – Зима. Ее обслуживает самолет Ил-12.

1969 год

26 января. Воздушное сообщение началось между Иркутском и Железногорском-Илимским. Пока линию обслуживает самолет Ил-14, а затем на смену ему придет Ан-24.

24 мая. Открыта воздушная трасса Иркутск – Усть-Ордынский. Самолет Ил-14 доставляет пассажиров в центр национального округа за 20 минут. Рейсы выполняются два раза в день.

1970 год

21 июля. 24-местный пассажирский турбовинтовой самолет Як-40 «прописался» в Братске.

1974 год

9 июня. Новые и обновленные пассажирские рейсы появились в расписании иркутского аэропорта. Теперь на самолете Ан-2 можно быстро добраться до Мишелевки (Усольский район) и Кумарейки (Усть-Удинский район).

1975 год

31 декабря. В аэропорту Иркутска сдано под монтаж оборудование и откроется в начале следующего года здание терминала внутренних воздушных линий. В его цокольном этаже разместятся камеры хранения ручной клади пассажиров, на первом этаже – службы регистрации и приема багажа, на втором – зал ожидания и кафе.

1976 год

23 ноября. Самолет Ан-24 впервые совершил посадку в Жигаловском аэропорту.

1978 год

24 июня. Более 200 жителей Ербогачена вышли на воскресник по реконструкции взлетно-посадочной полосы местного аэропорта. Восточно-Сибирское управление ГВФ решило проложить до этого районного центра трассу для турбовинтовых самолетов Ан-24 и Ан-26, реконструировать взлетно-посадочную полосу.

1980 год

22 февраля. Приземлился вчера в аэропорту Казачинское самолет Ан-26. Скоро сюда начнет выполнять регулярные рейсы пассажирский самолет Ан-24.

1981 год

4 января. Пробный полет нового пассажирского самолета чехословацкого производства Л-410 состоялся в Нижнеудинске.

  • Данная серия публикаций подготовлена на основе изданных в 2015 и 2022 годах авторских книг «Время газетной строкой. Летопись Иркутской области. 1937–1981 годы» и «Время строкой ТАСС. Летопись Иркутской области. 1981–2011 годы». Если есть желание приобрести их, можно обратиться по телефону 8-904-114-02-41.

  • Расскажите об этом своим друзьям!