Со всех сторон открытый миру (часть 5) |
Владимир ХОДИЙ |
14 Июля 2023 г. |
А далее развитие воздушного транспорта вновь шло по восходящей. Ранее:
1947 год 20 мая. Регулярное воздушное сообщение открыто между Иркутском и Ташкентом. Принимаются к перевозке грузы, багаж. 1948 год 14 мая. Объявлено летнее расписание движения пассажирских и грузопассажирских самолетов из иркутского аэропорта. Ежедневно по линии Иркутск – Москва будут курсировать два самолета Ли-2, из Иркутска в Бодайбо – один. Пять раз в месяц намечено осуществлять рейсы в Ташкент и Алдан, четыре раза – в Адлер (Сочи). 18 июля. Общая протяженность эксплуатационных линий Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота в этом году, по сравнению с последним военным годом, увеличена в четыре раза. Открыты новые линии, значительно возросла частота движения на магистрали Иркутск – Москва, заметно расширилось местное воздушное сообщение внутри Иркутской и Читинской областей, Бурят-Монгольской автономной республики, рассказал начальник управления А. Беркутов. 1949 год 15 мая. Сезон весенне-летних перевозок открылся в иркутском аэропорту. Ежедневно в 5 часов 45 минут местного времени вылетают новые пассажирские самолеты Ил-12 с мягкими креслами и в тот же день прибывают в Москву. В это же время берет старт другой такой же самолет, и через семь часов он в Якутске. Также осуществляются рейсы в Бодайбо, на Урал, Кавказ и Украину. 1950 год 8 февраля. Возобновилось пассажирское сообщение на линии Москва – Владивосток с остановками после Иркутска самолета Ил-12 в Чите и Хабаровске. Принимаются к перевозкам пассажиры, груз, багаж без ограничения. 16 июля. Увеличился более чем в шесть раз за время после окончания Отечественной войны объем перевозок Восточно-Сибирским управлением Граждвоздухфлота. Длина воздушных перевозок выросла на несколько тысяч километров, дополнительно открыто свыше десятка авиалиний, для обслуживания главным образом северных районов Бурят-Монгольской республики, Иркутской и Читинской областей созданы новые подразделения, рассказал начальник управления А. Беркутов. 1952 год 11 мая. Из областного центра регулярно вылетают пассажирские и грузовые самолеты в города Красноярск, Новосибирск, Омск, Свердловск, Казань, Москву, на Север. Авиалинии обслуживают скоростные комфортабельные самолеты Ил-12 и Ли. 1953 год 20 мая. Из Иркутска в Москву отныне выполняются два ежедневных авиарейса – один в 05:50, другой – в 14:30 по московскому времени. Время в пути – 18 летных часов. 1954 год 15 мая. Согласно летнему расписанию «Аэрофлота», кроме двух ежедневных рейсов в Москву также через Иркутск пролягут авиалинии в столицу и обратно в Читу, Хабаровск, Владивосток и Южно-Сахалинск. 13 августа. Выстроена к уже имеющейся в иркутском аэропорту гостинице новая – трехэтажная. В ней есть разные номера, в том числе люкс, и все они оборудованы радио, электрическими часами, телефоном. 30 декабря. Постановлением Совета Министров СССР аэропорт Иркутск получил статус международного. 26 июня. Экскурсию над городом и его окрестностями совершили более тысячи жителей Иркутска в День Воздушного флота СССР. С самолета Ли-2 они увидели панораму строительства ГЭС, пролетели над новым электрифицированным участком Восточно-Сибирской железной дороги, новым рабочим поселком Шелеховым. 12 октября. Открылась авиалиния Иркутск – Братск. Пока ее обслуживают экипажи самолетов Ан-2. По этой трассе за короткий срок уже перевезено свыше 200 пассажиров и около 17 тонн грузов и почты. Реактивные скоростиПослевоенное время – начало бурного развития в стране пассажирского и грузопассажирского авиастроения. Вначале на смену заимствованному у Соединенных Штатов Америки (лицензия на его производство была приобретена еще в 1936 году) самолету Ли-2 (Douglas DC-3) пришли отечественные Ил-12, Ил-14, а также легкий многоцелевой Ан-2 в пассажирском варианте на десять человек в мягких креслах. Ранней весной 1956 года в иркутский аэропорт прибыли первые вертолеты Ми-4. Один из них направили на обследование и учет запасов лесных массивов и разведку в них пожаров, остальные поступили в распоряжение геологических организаций, занятых поиском полезных ископаемых. Вскоре базирующееся в аэропорту летное подразделение получило очередную новинку авиационной техники – вертолет Ми-1. В отличие от Ми-4 эта воздушная машина имела меньшие размеры, управлял ею один пилот, и в мини-салоне помещалось два пассажира. Новинку передали подразделению санитарной авиации для доставки больных из отдаленных населенных пунктов. И тут произошла настоящая сенсация. 20 мая «Восточно-Сибирская правда» сообщила: «Готовится к приему реактивных пассажирских самолетов, летающих со скоростью 800 километров в час, иркутский аэропорт. Перелет такого самолета до Москвы может занять всего 5-6 часов». Прошло три месяца, и в городе на Ангаре впервые и сразу приземлились два реактивных пассажирских самолета Ту-104. Один выполнял международный рейс из столицы Китайской Народной Республики Пекина в Москву, другой – в обратную сторону. Чтобы принять такие махины, в нашей воздушной гавани построили новую взлетно-посадочную полосу длиной 2500 метров, рулежные дорожки, новый командный центр, оборудовали места стоянок для больших летательных аппаратов, ввели в эксплуатацию спецтехнику для их обслуживания, радиотехническое и диспетчерское оборудование, провели переподготовку и обучение работников всех служб предприятия. Еще через месяц – 15 сентября – открылось регулярное сообщение реактивных самолетов Ту-104 на линии Иркутск – Москва. В тот день сотни жителей областного центра побывали в аэропорту, и многим из них удалось осмотреть внутреннее оборудование и убранство пассажирских салонов небесного лайнера. На следующий год в составе Восточно-Сибирского управления ГВФ было создано подразделение реактивных самолетов – второе в стране после Внуковского в столице. И тогда же в наш город начали поступать новые комфортабельные турбореактивные лайнеры Ту-104А. В отличие от Ту-104 они оснащались более мощным двигателем и брали на борт не 50, а 70 пассажиров. В них имелись установки для кондиционирования воздуха, в салонах оборудованы места для матери и ребенка. Кроме турбореактивных, в иркутском аэропорту все чаще стали появляться тоже скоростные, но турбовинтовые самолеты – Ан-10, вмещавший 85 человек и обслуживавший рейс из Ташкента и обратно, Ил-18, также 85-местный, выполнявший полеты в столицу Киргизии Фрунзе, 50-местный Ан-24 на линии Иркутск – Улан-Удэ. И вообще с тех пор в нашей воздушной гавани совершали посадку все типы самолетов, в том числе гигант Ту-114 с 170 пассажирами. Благодаря открытости всей планете в 1963 году из нее и транзитом только в западном направлении осуществлялось в сутки до 28 дальних пассажирских рейсов, из которых в Москву – восемь. И она постепенно становилась одной из крупнейших в стране по объему внутренних и международных перевозок. Если в 1961 году через нее проследовало 500 тысяч человек, то уже через пять лет – впервые полтора миллиона. 16 сентября 1966 года «Восточно-Сибирская правда» не преминула сообщить: «Ровно десять лет назад – на стыке ночи и дня 14–15 сентября 1956 года – из Москвы в Иркутск совершил свой первый рейс с пассажирами турбореактивный самолет Ту-104. Вчера каждому из 500 пассажиров, улетевших из областного центра в другие города на Ту-104, в честь юбилея вручались памятные листовки, значки с эмблемой «Аэрофлота» и красивый буклет с изображением крылатого лайнера». «Десять лет назад родился в Восточной Сибири наш 201-й отряд реактивных самолетов. Десять лет – это два с половиной миллиона пассажиров, сэкономивших свое время, это производительность труда летчиков, увеличившаяся в четыре раза, это объем работ, возросший в 15 раз», – рассказывал в мае 1967 года командир иркутского авиаподразделения И. Блинов. Ему, первому в нашем регионе, за заслуги в освоении современной авиационной техники и многолетнюю безаварийную работу указом Президиума Верховного Совета было присвоено звание заслуженного пилота СССР. Ближе к середине следующего десятилетия число городов и населенных пунктов, с которыми главный город Прибайкалья связан воздушным сообщением, приблизилось к 80, в том числе прямыми рейсами самолетов Ту-104 и Ил-18 – с Москвой, Ленинградом, Сочи и еще 13 городами, Ан-24 – с Кемерово, Барнаулом, Томском, Бодайбо, Улан-Удэ и так далее. В местном агентстве «Аэрофлота» появилась «Сирена» – установка автоматического бронирования пассажирских билетов через Москву, Хабаровск, Новосибирск, Свердловск. 24 августа 1973 года впервые в иркутском аэропорту произвело посадку воздушное судно из Западной Европы – немецкой авиакомпании «Люфтганза», выполнявшее рекламно-гостевой рейс Франкфурт-на-Майне – Москва – Токио и обратно. Его пассажиры – граждане Федеративной Республики Германии – познакомились с достопримечательностями города, совершили поездку на Байкал. Вскоре в распоряжение Восточно-Сибирского управления ГВФ начали поступать новые пассажирские самолеты Ту-154, заменяя отслуживших свой век «первопроходцев» реактивной авиации – Ту-104. Так, 23 июня 1979 года в последний раз приземлилась в иркутском аэропорту стреловидная птица с бортовым номером 42493. Без малого четверть века назад она впервые поднялась в небо над городом, и теперь ей предстояло занять место на постаменте в Парке авиаторов, создаваемом рядом с микрорайоном Солнечный. Годом раньше красавец Ту-154 отправился в юбилейный рейс по маршруту Иркутск – Якутск. 50 лет прошло с того дня, как поплавковый гидросамолет Ю-13 совершил первый полет до столицы северной автономной республики. В нем было всего шесть мест, в салоне же современного лайнера все 152 места заняли ветераны ГВФ, представители общественности, прессы. Спустя еще десять лет на воздушные трассы страны вышли самолеты Ту-154М, и летные экипажи иркутского авиаотряда получили возможность теперь уже без промежуточных посадок выполнять рейсы до Москвы, Ташкента и других отдаленных городов. Имена в историиИл, Ми, Ту, Ан… Эти укороченные названия отечественных летательных аппаратов и начальные буквы фамилий их знаменитых конструкторов можно продолжить. Но вы уже видите аббревиатуру Ми – и это не кто иной, как Михаил Миль, наш выдающийся земляк, главный конструктор опытного КБ по вертолетостроению, доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, создатель линейки широко известных вертолетов – от Ми-1 до Ми-24. Однако начнем с фамилии конструктора менее известного, но так же вписанного в историю воздухоплавания и авиации. Я имею в виду русского и советского инженера-изобретателя Якова Модестовича Гаккеля, родившегося в Иркутске в конце третьей четверти XIX века в семье военного инженера Модеста Васильевича Гаккеля. Он учился в Санкт-Петербурге, окончил электротехнический институт. Всего до 1924 года спроектировал около полутора десятков самолетов, образцы десяти из которых были построены. Его аэропланы различной конструкции, среди которых – первый в стране самолет-амфибия, принимали участие в выставках, устанавливали рекорды, тем не менее не строились промышленными сериями из-за отсутствия заказов в дореволюционной России, нехватки средств в условиях разрухи после Гражданской войны, да и в дальнейшем отсутствия интереса к его разработкам.
|
|
|