НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру (часть 11)

Владимир ХОДИЙ   
15 Октября 2023 г.

1310 20 1a 

Иркутск деревянный.

130-й квартал

Ранее:

Иркутская слобода (130-й квартал)

«Это лучше того, что там было, и лучше того, что там должно было быть»

Так жители Иркутска получили в свое распоряжение новое общественное пространство, подобно тому, как в 1950–1960 годы таким пространством служила улица Карла Маркса, а позднее – благоустроенная набережная реки Ангары. Особенно популярным 130 квартал стал среди молодежи города и его гостей. Как-то мне встретилось высказывание одного достаточно молодого человека, строителя по профессии Сергея (фамилия не названа), и предлагаю вам послушать его: «Я очень люблю этот квартал. Когда там нахожусь, просто без причины настроение улучшается. Это то место, где всегда много людей, все в радостном, расслабленном состоянии, ощущении праздника. И мне оно сразу передается. Там чисто, красиво, сама по себе стилизация под старину в сочетании с современным городским пейзажем классно придумана».

Оценки же экспертного сообщества – историков, архитекторов, градостроителей – разделились. В качестве бесспорного достоинства Иркутской слободы отмечается то, что большинство зданий воссозданы по архивным чертежам и обмерам, снятым со старинных деревянных домов, имеют фасады в несколько окон с кружевными наличниками и ставнями, с балясинами и ажурными карнизами. Дорожки вымощены брусчаткой, старинные фонари органично вливаются в окружающий фон.

Основной недостаток реставрации квартала виделся в обилии новодела, то есть новых зданий, лишь внешне напоминавших старые архитектурные стили. Но тут мы забываем, что как природный ресурс для домостроения древесина недолговечна, потому что подается гниению, коробится при избыточной влажности, поражается грибками и насекомыми-вредителями.

Выше упоминалось, как в 1967 году началось и спустя три года завершилось первое в нашем городе комплексное восстановление памятника истории и культуры – Дома декабриста Сергея Трубецкого. И вот 5 сентября 2011 года я передал в ИТАР-ТАСС новость: «Сегодня, в канун празднования 350-летия основания Иркутска, после реставрации принял первых посетителей Дом-музей ссыльного князя Сергея Трубецкого и его жены княгини Екатерины. «Построенный в середине XIX века в деревянном исполнении по канонам каменной архитектуры в стиле ампир он как музей распахнул свои двери в 1970 году. Однако прошло менее сорока лет, и в нем потребовался ремонт подклета и кровли», – рассказали в дирекции Центра историко-культурного наследия Иркутской области.

И сегодня читаем на сайте Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов: «В 2005 году Дом-музей Трубецких было решено закрыть на текущий ремонт. 150-летний деревянный дом к тому времени угрожающе обветшал и нуждался в полной реставрации. Летом 2007 года он был разобран до основания и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. В сентябре 2011 года обновленный и похорошевший Дом-музей Трубецких вновь открылся для посетителей».

Акцентирую ваше внимание на словах: «…был разобран до основания и начался долгий и кропотливый процесс реставрации».

Этот пример мною приведен к тому, что еще древние мастера задавались вопросом, как продлить срок службы деревянных строений. Самый простой метод виделся в том, что каждое дерево тщательно отбирается, в течение хотя бы месяца – двух сушится, затем – снова отбор и только потом укладка в новый дом. Ныне существуют и другие способы обработки строевого леса, например, термический.

Мы не знаем, как готовились и использовались строительные материалы при возведении конкретных объектов в 130 квартале. Но вот мнение о проведенной в целом работе по его воссозданию одного из авторов проекта доктора исторических наук, доктора архитектуры, профессора, заслуженного архитектора России Марка Мееровича: «Конечно, Иркутская слобода не является историческим феноменом, но это, безусловно, лучше того, что там было, и лучше того, что там должно было быть. На тот момент, когда губернатор Дмитрий Мезенцев провозгласил идею регенерации исторической среды, у него на согласовании лежал проект тотальной зачистки этого квартала и строительства на том месте комплекса новых жилых и офисных зданий. Взамен была обоснована идея, по которой 80 процентов деревянных домов в квартале отводятся под жилье, причем 22 дома предполагалось попросту отремонтировать. Однако инвесторы, которых привлекли к реализации проекта, а средства из бюджета выделялись только для переселения людей из ветхого жилья, пошли своим проторенным путем. Строители, работавшие на месте, тоже не занимались реставрацией в привычном понимании этого слова. Инвестор стал ключевой фигурой в реализации проекта, что с моей точки зрения политически неправильно. Но ни я, никто другой с этим сделать ничего не могли».

Усадьба Сукачева…

Хотя площадью меньше, но также комплексом выглядит усадьба жившего в нашем городе во второй половине XIX века городского головы, мецената, основателя картинной галереи, положившей начало Художественному музею, Владимира Платоновича Сукачева. Площадью 3,9 гектара усадьба находится на углу улиц Советской и Декабрьских Событий, а тогда это была окраина города. Активное строительство велось на ней два года, было возведено 17 зданий, однако, к сожалению, не все они дошли до наших дней. В 1920–1930 годах в усадьбе размещалась школа-коммуна «Новая жизнь», с 1950-х – детский сад. За многими постройками не следили, их разбирали на дрова, а при строительстве памятника «Танк Т-34 «Иркутский комсомолец» снесли так называемый боярский дом.

Усадьба Сукачева

В середине 1980-х годов усадьбу передали Иркутскому художественному музею. Начались проектные и реставрационные работы, которые затем приостановились из-за нехватки финансов. В феврале 1995 года указом президента РФ Б. Н. Ельцина она была отнесена к числу памятников федерального значения. В ноябре 2000 года отреставрирован первый восстановленный объект – гостевой флигель, а 16 мая 2001 года в нем открылась мемориальная экспозиция.

Теперь это уникальный архитектурно-парковый комплекс, включающий в себя здание картинной галереи с зимним садом, дом для прислуги, флигель для гостей, беседку-горку, конюшню и парк, спланированный в качестве пейзажного. В усадьбе работают две постоянные экспозиции: «Сукачев. Эпоха. Судьба» и «Современники В. П. Сукачева». Устраиваются и временные, проводятся различные культурные мероприятия. Да и реставрация усадьбы не считается законченной. Воссоздания ждут школа Сукачева, каретная, погреб, грот и остальная часть некогда роскошного парка.

…особняк Бутина, дом со львами и другие памятники истории и культуры

И тут невольно вспоминаешь другую замечательную личность в истории Иркутска – Николая Францевича Салацкого, в 1962–1980 годах председателя исполкома городского совета, а затем в течение более десяти лет заместителя председателя областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. При нем начались и развернулись работы по их воссозданию в нашем городе. Ведь что такое дать новую жизнь старинному зданию? Во-первых, надо переселить на заранее подготовленное место жильцов или целое учреждение. Скажем, когда приступали к реставрации каменного польского костела с целью открыть в нем Органный зал, потребовалось добиться от Госкино СССР проектирования и сооружения нового здания Восточно-Сибирской студии кинохроники. Во-вторых, надо иметь подготовленные кадры реставраторов, а в Иркутске поначалу не было даже небольшого специализированного ремонтно-строительного участка. В-третьих, извечная проблема – где брать средства? Так, на том же польском костеле работы финансировались за счет излишков оборотных средств городского бюджета.

Как бы там ни было, но именно в эпоху Салацкого произошел целый ряд долгожданных новоселий. Про дома декабристов Трубецкого и Волконского уже говорилось. Теперь о других. После отселения жильцов, ремонта и реставрации в кирпичном здании бывшего приходского духовного училища на улице Ленина, 54 был открыт Дом дружбы с народами зарубежных стран, в деревянном особняке купца Бутина в Хасановском переулке – Дом актера, в особняке со львами на фронтоне купца Бревнова на улице Степана Разина – Дом писателей. И этот список можно продолжить.

Забота о сохранении исторического наследия не прекращалась, хотя с разными результатами, и при последующих градоначальниках. В 2012 году мэр Виктор Кондрашов утвердил создание акционерного общества «Агентство развития памятников Иркутска» (АРПИ). Его задача – реставрация, возрождение и приспособление к современному эффективному использованию объектов культурного наследия города, оказание услуг в качестве заказчика, проектирование, авторский надзор. Агентство находит инвесторов, готовых вложиться в восстановление и содержание памятников истории и архитектуры в обмен на право собственности.

С того времени в ведение АРПИ было передано 60 объектов культурного наследия, 21 из которых отреставрирован, 13 находятся в процессе возрождения. Один из его проектов – Дом купца Шубина на улице Лапина, 23. Построенный предположительно в 1781 году он долгое время подвергался неправильной эксплуатации, несколько раз горел, и в итоге был изъят у собственников. Площадью 159,1 квадратных метра его полностью разобрали, обследовали стройматериал, а потом построили заново, использовав менее 10 процентов «родного» дерева. В 2020 году дом выставили на продажу, и его приобрел новый собственник за 50 миллионов рублей.

Среди прочих достижений агентства – отреставрированный дом № 34 на улице Горького, три дома – на Байкальской, два – на Декабрьских Событий, здания и другие строения в переулке Черемховском, на улицах Карла Либкнехта, Седова, Радищева, Кожова, Тимирязева, Сурикова, Фурье. Памятники архитектуры, на которые раньше вызывали лишь жалость утраты, сейчас украшают город.

В 2015 году на инвестиционном форуме в Сочи АРПИ удостоилось первого приза на конкурсе «Лучшие муниципальные управленческие решения по формированию благоприятной инвестиционной среды» в номинации «Архитектура городов». Через два года на том же форуме его работа по комплексному преображению центра Иркутска была признана одной из тридцати лучших моделей развития городской среды и рекомендована к применению на территории всей России.

Конечно, считают специалисты, схема, по которой работает агентство, – не панацея. В частности, потому что точечные преобразования не так заметны для горожан и туристов, им интереснее осматривать историческую застройку «оптом», а не передвигаться от одного реставрированного дома к другому. Но такие преобразования, как показал пример 130-го квартала, сложно осуществить силами одного только бизнеса. Необходима поддержка властей, причем как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

  • Расскажите об этом своим друзьям!