Звёздные судьбы |
11 Апреля 2014 г. |
12 апреля 1961 года корабль «Восток» вывел на орбиту первого человека и вернул назад жителя планеты живым и невредимым. 12 апреля ежегодно стало отмечаться как Всемирный День космонавтики. Нынче этому первому человеку исполнилось бы 80 лет. Юрий Алексеевич Гагарин стал символом для людей планеты. За успешное выполнение задания лётчику-космонавту Юрию Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза, его «крёстный отец» Сергей Королёв получил вторую звезду Героя Социалистического Труда, наш земляк Михаил Янгель тоже стал дважды Героем Социалистического Труда. Разница была в том, что о Королёве мир узнал сразу после первого полёта в космос, а Янгеля рассекретили лишь через несколько лет после смерти. Мы узнали о нём, когда в Железногорске главному конструктору ракетно-космических систем установили бюст. Второй наш земляк Владимир Доронин – конструктор парашютов, приземлил спускаемый аппарат с Гагариным, получил орден Красной Звезды: он уже имел две Государственные премии за освоение новых систем парашютов и космоса («Мои года» рассказывали подробно о Доронине и Янгеле, но остались нюансы). Круглый стол первопроходцев В 1976 году, в 25-летний юбилей полёта корабля «Восток», московский радиожурналист, редактор передачи «На космических орбитах» Дмитрий Хачхарджи собрал за круглый стол ветеранов Байконура и позвонил мне в редакцию военно-патриотических программ Иркутского областного радио с предложением присоединиться к разговору через радиомост – у него в студии находилась жена Янгеля Ирина Викторовна Стражева. Подобного на нашем радио не практиковалось. В Москву обычно передавалась по проводам только информация, а тут почти часовая передача – и не от нас, а к нам. Начальство дало добро, и первый радиомост между Москвой и Иркутском состоялся. Наши земляки услышали живой разговор участников и очевидцев первого полёта человека в открытый космос. Предлагаем читателям «Мои года» этот материал в сокращении. В разговоре за круглым столом принимали участие: первый начальник Центра подготовки космонавтов, кандидат медицинских наук Евгений Анатольевич Карпов; космонавт № 2, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Герман Степанович Титов; снявший на плёнку первый старт на Байконуре кинооператор Владимир Андреевич Суворов и доктор технических наук, член Федерации космонавтики СССР Ирина Викторовна Стражева-Янгель. Не трясло, но люди выбегали из домов Корр: Вы чувствовали, что делаете эпоху, или просто работали? Карпов: Мы были заняты огромной работой, понимали, что человек в космосе – это грандиозное событие, но не предполагали такого огромного резонанса. Суворов: Когда с генералом Калининым и с будущими космонавтами прилетели в Куйбышев, то по радио уже начали передавать сообщение ТАСС. На улицы высыпали люди, и я снимал этот водоворот и лица людей: восторженные и удивлённые. Корр: Вам удалось запечатлеть на плёнку все моменты первого космического старта. Как это было? Суворов: Я снимал сам старт, и нельзя не рассказать, какой он был. Представьте себе – вой сирены, заставивший всех покинуть площадку. Стоит только ракета, у вершины её космонавт и мы, пять-шесть человек на поверхности Земли в непосредственной близости от ракеты. От корабля доносятся звуки: хлюпанье, шипение – он живёт. Подключаю камеру, смотрю в глазок. Вот появилось пламя, и я обо всём забыл. Работаю, слежу за тем, чтобы не было качания, чтобы панорама была плавной и всего 125 метров отснять как можно лучше. Титов не был в восторге, что полетел Гагарин Корр: Герман Степанович, что у Вас было в этот день самым памятным? Титов: У меня в этот день были только чисто профессиональные переживания и ощущения. Естественно, Юре и мне, да и всем ребятам первой группы, хотелось первыми сесть в кабину космического корабля. Когда вопрос о первом космонавте был решён, я, признаться, не был в восторге: хотелось лететь первому, мы были готовы к этому. Но корабль-то одноместный. Карпов: Герман Степанович, я хочу напомнить слова Юрия Алексеевича, которые он оставил в книге после полёта: «Космонавт-два был готов, как и я, наверное, лучше меня. Я думаю, хранили для более сложного и трудного полёта». Титов: Конечно, мы были оба готовы и последнюю ночь перед стартом спали в нашем домике спокойно, даже не знали, что вы нам под матрасы положили. Карпов: Ничего особенного – датчики переворачивания человека. Да вы, Герман Степанович, догадались об этом, ещё сказали Гагарину: «Юра, не спи, а то датчик сработает». Мы же наблюдали за вашим отдыхом. Титова не пустили к Гагарину после полёта Титов: 12 апреля показалось обычным рабочим днём. Потом, когда Юра уже был на орбите, мы полетели в Куйбышев. Когда я увидел толпы народа на улице – понял, что произошло из ряда вон выходящее. Затем на аэродром прилетел самолёт с Гагариным, к нему не пробиться: стоят высшие чины, а я в то время был старшим лейтенантом. Захотелось пробиться к Юрию, мне интересно было узнать про невесомость. Расталкиваю всех, а на меня шипят, не пускают. Потом мы вместе в Москву полетели. И вот когда на Красной площади я увидел москвичей, стало ясно, что произошло историческое событие. Корр: Ирина Викторовна, Вы, как жена главного конструктора, знали много. Кто же был до Гагарина в космосе? Стражева-Янгель (смеётся): Первым лётчиком-космонавтом 3 ноября 1957 года стала собака Лайка, потом летали даже мухи-дрозофилы. Манекены человека были один за другим запущены в испытательные полёты. Гагарин – первый человек в космосе, ведь он испытатель. Корр: Как делились роли между Королёвым и Янгелем? Стражева-Янгель: Никак, каждый делал своё. Сергей Павлович занимался практической космонавтикой, а Михаил Кузьмич создавал ракетно-космические системы. Сколько ещё смежников было! Среди награждённых – академики Глушко, Келдыш, Пилюгин. После триумфального полёта Гагарина «космические звёзды» зажглись не только на груди первого космонавта Земли. Корр: Когда марсианский урожай яблок будем снимать? Карпов: Такая задача будет решаться в новом веке. А мы, когда готовили второй полёт, то наряду с вопросами, связанными с испытанием систем корабля, уже поставили задачу поспать в космосе, пообедать в нём... Как бы сделал Кузьмич... О Янгеле вспоминает уроженец Иркутска, ветеран космодрома Байконур Михаил Кузнецкий: «На космодроме Байконур непременно бросится в глаза имя Михаила Кузьмича Янгеля. Его именем названы улица и средняя школа, на главном проспекте установлен бронзовый бюст, открыт музей. В жизни часто бывает: ведёт человек себя скромно, незаметно для окружающих, а к нему особое уважение, он в сердцах горожан. На космодроме и сегодня часто можно услышать: «А как бы сделал Кузьмич?». Так чаще его называли друзья и все мы, в разговоре между собой». Город своим рождением обязан ему. Первые шаги в испытании ракет космической техники были непростыми, и Михаил Кузьмич как главный конструктор не только создавал эту новую технику, но и учил инженеров-испытателей отрабатывать её. Космодром Байконур, подобно матери, которая учит ходить своего ребёнка, учит летать космические ракеты. Поэт Мирошков интересно выразил одну из задач Байконура: «Здесь букварь изучают ракеты, Обладая большим даром общения с людьми, Янгель привлекал к себе простотой разговорной речи, чуть заметной улыбкой на мужском приятном лице, внимательностью к собеседнику. В его кабинете часто собирались учёные, специалисты, испытатели, которые обсуждали результаты проделанного, принимали решения, спорили, сближали мнения. Михаил Кузьмич или участвовал в этих беседах, или незаметно уходил в другой кабинет и работал один. Нередко при создании новых образцов техники возникали неординарные задачи и проблемы, из которых было непросто найти выход. Не хватало времени, принятое решение должно учитывать все последние достижения науки и техники и, безусловно, удовлетворять всем современным требованиям на ближайшие годы. Иногда даже помощники сомневались и неохотно поддерживали Янгеля, а некоторые вообще говорили о несбыточности выдвигаемых идей. Удивительной у него была интуиция отыскивать единственно правильное решение. Многие под руководством Михаила Кузьмича стали учёными, испытателями высокого класса. Работал он напряжённо, не щадил себя. Испытаниями первых образцов руководил лично, безвыездно находился на космодроме. Академик Петров писал о Янгеле: «Он обладал замечательной способностью не только выдвигать оригинальные идеи, но также воплощать их до завершающего этапа – серийного выпуска». Янгель любил космодром Байконур, так как здесь практически осуществлялись его мечты. Он хотел видеть страну сильной и могучей. Его отношение к людям, работе и долгу выразила жена Ирина Викторовна Стражева в своей книге «Тюльпаны с космодрома»: «...Человек, беззаветно любивший людей, Родину и ...ракеты». Здесь всё живёт им Я в московской квартире по улице Алексея Толстого. Здесь при жизни жила Ирина Викторовна – друг и жена академика Янгеля, хранительница семейного очага. В гостиной – бронзовый бюст, большой портрет на стене, стеллажи с книгами, макеты ракет. Большинство личных вещей Михаила Кузьмича передано на родину в Железногорский музей. Если бы не трагический 1971 год, кто знает, куда бы унёс человечество его космический гений? ...У Ирины Викторовны была своя дорога в науке, Стражева занималась аэродинамикой. Они дополняли друг друга не только как любящие супруги, но и как учёные. Есть одна примечательная деталь в отношениях этих людей. Она была из семьи русских интеллигентов, а он – из сибирских крестьян. Он рос с ней духовно, она – познавала простоту жизни. Отец Стражевой – Виктор Иванович – был известный поэт и писатель, друг Блока, создатель одного из первых учебников русского языка, но своей второй родиной она до конца жизни считала сибирское Приилимье, где неграмотные Кузьма Лаврентьевич и Анна Павловна Янгели вырастили известного всему миру человека, её мужа и отца двух детей. В её рабочем кабинете висит картина, которую написал космонавт Алексей Леонов. Одинокая женщина на фоне тёмного неба и уносящегося в просторы Галактика космического корабля. Помните «Алые паруса» Грина, там женщина ждёт из бескрайнего моря парусник, а здесь – прощание навсегда... Космонавтика: вчера, сегодня, завтра Мнение Германа Титова, генерал-лейтенанта авиации, лётчика-космонавта СССР: «В памяти людей навсегда останется день 4 октября 1957 года, когда на орбиту впервые был выведен искусственный спутник Земли и человек вступил в эру исследования космоса. Огромный прогресс достигнут в области пилотируемых полётов. Главной ареной космической деятельности человека на ближайшие десятилетия останется околоземное пространство. Прежде всего получат дальнейшее развитие системы сверхдальней радиосвязи, телевидения, навигации, сбора метеорологической информации, сведений о ресурсах Земли. Учёные считают орбитальные станции решающим средством широкого освоения космоса. В настоящее время это основное направление развития пилотируемой космонавтики. Последние длительные полёты космонавтов – выдающийся успех науки и техники. Очевидно, недалеко то время, когда на орбитальных станциях космонавты будут нести настоящую вахту. При необходимости объём станций увеличится за счёт выведения на орбиту и пристыковки к ним новых блоков. Путём замены одних блоков с научным оборудованием другими будет изменяться их специализация. Что касается исследований в дальнем космосе, планет Солнечной системы, то пока эту задачу следует всецело поручить автоматам. Это блестяще продемонстрировали советские станции типа «Луна», «Венера», «Марс», американские «Викинги» и «Волджеры».
Тэги: |
|