
Почти половина россиян, по данным ВЦИОМ, поддержала бы уход своего близкого родственника в монахи. Немного меньше тех, кто против такого поступка, сообщает "Российская Газета".
43 процента готовы благосклонно принять такое решение близкого человека, 40 - не одобрили ли бы его. 19 процентов опрошенных уверены, что в монастырь сбегают от жизненных проблем и суеты; 8 считают, что в монашескую келью влекут вера и убеждения. Стремление быть ближе к Богу, спасение души, смысл жизни - такие мотивации также подразумеваются у "отказавшихся от мира". Только 2 процента опрошенных называют монашество уделом слабых и одиноких.
По мнению же подавляющего большинства (63 процента) монахи своим служением Богу спасают себя и духовно помогают другим людям.
"Уйду в монастырь" - эта фраза до сих пор еще звучит как шуточная угроза из старой советской кинокомедии. Так молодые красавицы шантажируют родных, а то и будущих мужей.
Но вообще "тема ухода" - как поиск иного жизненного пути, как попытка вырваться из колеи привычного с его вечным недобором счастья и смысла, и пойти не так, как все, актуальна в кругах интеллигентной молодежи еще с 60-х годов.
Известный режиссер-мультипликатор, "оскароносец" Александр Петров рассказывал, как в его студенческие времена среди молодежи бродила мода на "все бросить и уйти" - из вуза ли, с привычной ли работы. Вечный мотив вампиловских героев - уйти, уехать - куда-нибудь, хоть на утиную охоту. И в этом порыве - поиск "иного" пути жизни.
Когда в России начало восстанавливаться религиозное сознание, вернулся и утвердился древний и лучший путь спасения - монашество. Открылось множество монастырей.
С мирской точки зрения монашество - жесткий путь: ни жены, ни детей, ни личного богатства. Но с духовной стороны - легкий, потому что прямой и понятный, без отвлечения на удовольствия и множество тягот мира.
В дореволюционной России в крестьянских семьях была присказка об обязательности трех сыновей - один погибнет на войне, другой женится и продолжит род, родив много внуков, а третий - уйдет в монастырь. Монашеский путь мнился как один из высоких и необходимых.
Мы обсуждаем эту тему с писателем, номинантом на Патриаршию литературную премию Дмитрием Володихиным.
Монашеский путь для верующего человека - высший?
Дмитрий Володихин: Для верующего человека не столь важно, "высший" или нет, тут все пути -"важнее". Но монашеский путь дает особенно хорошие условия для спасения души. Он дает возможность отвлечься от повседневной суеты, уйти от соблазнов, посвятить себя молитве и таким образом быстрее и решительнее приблизиться к Богу.
Многие видят в уходе в монастырь бегство от мира и желание снять с себя ответственность за жизненные проблемы...
Дмитрий Володихин: Если бы мирские люди знали монашеский быт, они бы никогда не мыслили в таких категориях. Жизнь современных монахов весьма тяжела. "Бежать в монастырь" нельзя. Если человек идет на иноческий постриг "на истерике" и эмоциональном порыве, желая убежать от каких-то несчастий, то, скорее всего, он очень быстро покинет монастырь. Монахами становятся осознанно. Это на всю жизнь. Это - "смерть для мира". Это - особое служение, требующее колоссальной воли, колоссального тщания и колоссального трезвения. Тут дело не в попытке эскапизма и расстроенных чувствах, а в чрезвычайно важном, твердом и обдуманном решении, которое человек принимает. Это решение о всей своей судьбе вплоть до самой смерти.
Как ответить тем, кто говорит, что уход в монастырь это удар по демографии?
Дмитрий Володихин: Монастыри - столпы веры. Очень мощная опора христианства. А у нас сегодня единственным мощным стимулом к деторождению являются традиционные ценности, и прежде всего православная вера. И чем крепче будет православие, тем больше будет людей, вступающих в брак для того, чтобы прожить в нем всю жизнь, родить детей, воспитать их, оставаясь добрыми, любящими и уважающими друг друга людьми. И руководствуясь не престижем или эротическим влечением, а любовью друг к другу и Господу Богу, который освящает этот брак через их венчание. На мой взгляд, при крепких монастырях у нас все нормально будет и с деторождением, и с демографией.
Ну вот монашеский путь какого-то человека вдохновил. А может быть так, что это не его призвание?
Дмитрий Володихин: Да, конечно. Опытный монах, в особенности - монах-священник, очень хорошо видит (исходя из своего жизненного опыта), приведет ли постриг к каким-то добрым результатам или человеку лучше повременить, а то и отказаться от этой идеи. У Церкви - тысячелетний опыт устройства монашеской жизни, и священники из поколения в поколение передают понимание того, кому монашество нужно, а кому нет. Например, в XIX веке прекрасный русский философ Константин Николаевич Леонтьев долгое время провел на Афоне, учился у великих афонских старцев и пожелал принять монашество. Но афонские старцы сказали ему, что он к этому не готов. Слишком много у него было привязанностей к светской жизни, уж не говоря о необходимости раздать долги, сделанные на протяжении его прежней жизни. Леонтьев не послушался и попытался принять постриг в Николо-Угрешском монастыре. Но ни его здоровье, ни состояние его смирения и его дел не позволили ему стать иноком. Из монастыря он ушел, побыв несколько месяцев послушником. А спустя много лет, когда его характер изменился, когда он устроил свои дела и дела своей семьи, раздал долги и душевно подготовился к монашеству, его постригли в Оптиной пустыне. И умер он как инок Климент. Этот пример показывает, что далеко не всем христианам стоит мечтать о немедленном принятии монашества.
Почему женских монастырей у нас сегодня больше, чем мужских, и насельниц в них больше?
Дмитрий Володихин: У нас до сих пор длится "второе Крещение" Руси. Опыт христианства показывает, что женщина может уверовать быстрее, а мужчина - прочнее. Пока у нас в стране христианство в большей степени связано с женской "быстрой верой". Но я думаю, ситуация изменится, и будет расти количество мужских монастырей.
Не раз слышала разговоры, что известный старец отец Иоанн Крестьянкин писал или говорил покойному Патриарху Алексию II, что не надо торопиться с быстрой организацией женских монастырей, зная о настроениях в них. Монастырь - это же не обычное общежитие.
Дмитрий Володихин: Перед духовным опытом столь великого инока как отец Иоанн Крестьянкин можно только склонить голову. Никакая спешка в таких случаях не нужна. Лучше монастырь, который устраивается медленно, но прочно, чем монастырь, который организуется наспех при отсутствии средств и воли к тому, чтобы вести строгую и очень сложную жизнь монашеской общины. Но в настоящий момент нет свидетельств, что что-то происходит наспех, и есть какая-то "торопежка". Подавляющее большинство монастырей все-таки возобновило добрые иноческие традиции, там настоящая монашеская жизнь. Где-то она "сильнее" и благочестивее, где-то слабее, но так было всегда. И в подавляющем большинстве случаев это не "общежитие", а полноценная монашеская община.
Кто такой монах - человек, особым образом посвятивший жизнь Богу, принесший ему обеты - безбрачия и другие?
Дмитрий Володихин: Монашескими обетами дело не ограничивается, Монашеские обеты - это лишь семя, брошенное в почву души, и только от самого инока зависит, взойдет ли оно добрым ростком или погибнет. Инок должен вести чрезвычайно тяжелую жизнь, совсем не похожую на ту, которую ведут миряне. Это очень важный момент. Инок о многих вещах - не только о браке или гурманстве - должен забыть. Он должен сосредоточиться на служении Богу, всей силой своей души, интеллекта и всеми физическими силами. Монах сосредоточен на Господе Боге. Все остальное для него третьестепенно.
- Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

- Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Таким был Ножиков
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
-
Самостоянье человека – залог величия его
Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
-
На изломе
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
-
Мы бережно храним их имена
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
-
«Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
-
Железнодорожники в тылу и на фронте
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
-
«Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
-
Три фронта Равиля Замалетдинова
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
-
«Тихий Дон» навсегда
120 лет назад родился Михаил Шолохов.
-
Как воевали наши деды
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
-
«Дорога долгая была»
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
-
Его судьба – театр
15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
-
Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
-
И снова май, девятое число...
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
-
И победителей судят. (Рассказ)
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
-
Три фронта Равиля Замалетдинова
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
-
В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
-
Дед Осип. (Рассказ)
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
-
Чародей военных песен Арсений Долматовский
5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
-
Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
|