НА КАЛЕНДАРЕ

У каждой религии своё понятие греха. А как в исламе?

Орынганым Танатарова, cyrillitsa.ru   
06 Февраля 2021 г.

Такое философско-этическое понятие как грех не имеет однозначной трактовки. Люди по-разному оценивают одни и тех же поступки в зависимости от исторической эпохи, национального менталитета, а также от целого ряда социальных, экономических и политических обстоятельств. Но определяющим фактором в данном случае является религиозная принадлежность человека. Каждое вероучение имеет собственную концепцию греха. И это понятие для мусульман и христиан не всегда означает одно и то же.

 У каждой религии своя концепция греха. А как в исламе с христианством?

Сура «Аль-Исра»

Не секрет, что христианство и ислам имеют общие корни, и духовной основой морально-этических норм, принятых обеими религиями, являются всем хорошо известные Десять заповедей пророка Моисея. Правда, каждая из религий по-своему переосмыслила их.

Доктор философских наук, известный азербайджанский религиовед Айдын Ариф оглы Али-заде в своей книге «Библия и Коран: сравнительный анализ» (Баку, 2002 г.) отметил, что наиболее последовательно нравственные принципы ислама передает сура 17 «Аль-Исра» (Перенесение ночью).

Самым главным грехом мусульмане считают вероотступничество. В Коране сказано: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то сядешь униженным и покинутым» (сура 17, аят 22).

Далее Коран учит людей почитать своих родителей, проявлять милосердие, ни в коем случае не обижать сирот, быть щедрыми ко всем нуждающимся, избегать прелюбодеяний, не поддаваться гордыне. Все эти морально-этические нормы обязательны и для христиан, понятны им. А вот запрет необдуманных расходов и пустого разбазаривания средств, упомянутый рядом с основополагающими нравственными принципами, может удивить людей, не знакомых с исламской этикой.

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее [не будь скуп], и не раскрывай ее во всю длину [не расточительствуй], а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (сура 17, аят 29).

Еще одно существенное различие касается заповеди «Не убий». Коран ясно разграничивает, кого именно нельзя лишать жизни: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (сура 17, аят 31).

И еще сказано: «Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь» (сура 17, аят 33).

Иными словами, лишение человека жизни, совершенное по приговору шариатского суда, грехом не считается. И мусульманин, чей родственник был убит, не должен безоглядно стремиться к мести, ведь справедливость восстановит сам Всевышний.

Грехи для мусульман

С точки зрения исламских богословов, грех – это отклонение человека с праведного пути, неповиновение законам, которые установил Аллах. Причем, самым тяжким и непростительным деянием является вероотступничество или служение ложным богам. Об этом доктор философских наук Андрей Поломошнов написал в статье «Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство», которая вышла в журнале «Исламоведение» (том 9, № 4 за 2018 г.).

Любые неблаговидные поступки, кроме вероотступничества, могут быть прощены человеку, поэтому списка смертных грехов Коран не содержит. Однако, основываясь на его тексте, мусульманские богословы сформулировали различные перечни порицаемых деяний, включающие от 12 до 150 пунктов. При этом все грехи делятся на большие, которые упомянуты, например, в суре «Аль-Исра», и малые.

 У каждой религии своя концепция греха. А как в исламе с христианством?

Помимо разделения неблаговидных поступков по степени тяжести, они также классифицируются в зависимости от своего источника:

  • грехи разума (неверие, религиозное невежество);
  • грехи тела (глаз, ушей, языка, рук, ног, живота и половых органов);
  • нравственные грехи.

Как указал А.Ф. Поломошнов, к наиболее тяжким нравственным грехам в исламе относятся: гордыня, высокомерие, тщеславие (самолюбие), зависть, лицемерие, хитрость (коварство, предательство) и алчность.

Для сравнения ученый привел аналогичный список, который составил Римский папа Григорий I Великий (540-604 гг.). В него вошли: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть и, разумеется, блуд. А вот православный святитель Тихон Задонский (1724-1783 гг.) отнес к числу смертных грехов следующие семь: гордость, лакомство, блуд, обжорство, зависть, гнев и леность.

Как видно, представленные здесь списки имеют как различия, так и явное сходство. Все богословы, как один, ставят на первое место непомерную человеческую гордыню. При этом ислам хоть и порицает людей за обжорство, депрессивный настрой, гневливость и лень, все же, не считает эти свойства личности непреодолимой преградой для души на пути к спасению. В то же время, среди смертных грехов, недопустимых для христиан, не упомянуты хитрость, лицемерие и коварство.

Стоит отметить, что различные религиоведы и богословы по-своему трактуют концепцию греха, принятую в исламе. Например, вышеупомянутый Айдын Ариф оглы Али-заде называет самым тяжким деянием «придание Аллаху равного». То есть, убийство одним человеком другого человека.

Грехи для христиан

Наиболее последовательное описание морально-этических норм, которым должен следовать каждый христианин, содержится в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую апостол Матфей поместил в 5-7 главах своего Евангелия.

Переосмыслив ветхозаветное учение, Спаситель наполнил его новым смыслом. Он проповедовал: «Вы слышали, что было сказано: "возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего". Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас, чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 43-45).

Известный богослов, священник Георгий Максимов описал представления христиан о природе греха в своей книге «Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам» (Москва, 2008 г.). Автор отметил, что грех в понимании православного человека представляет собой болезнь души. А источником неблаговидных поступков является несовершенство человеческой натуры, возникшее в результате первородного греха, совершенного еще в Эдеме.

«По христианскому учению, вкусив плод, человек не узнал чего-то нового и не утратил части какого-то знания, но переступил грань. Грехопадение качественно изменило отношения человека с Богом, образовав пропасть между ними, и осквернило само человеческое естество», – написал Г.В. Максимов.

А поскольку все люди, живущие на Земле, считаются потомками Евы и Адама, то получается, что каждый человек по факту своего происхождения обладает искаженной и помраченной природой, унаследованной от Прародителей. Такое сильное влияние на всех оказал первородный грех.

 У каждой религии своя концепция греха. А как в исламе с христианством?

Исламские же богословы отрицают принцип коллективной ответственности людей перед Всевышним. Они полагают, что каждый человек должен в полной мере расплачиваться лишь за те неблаговидные поступки, которые совершил сам. Раз Адам покаялся Аллаху и получил прощение, то никакого первородного греха нет.

Правда, ислам так же, как и христианство, признает несовершенство человеческой природы, которым ловко пользуется коварный Иблис, чтобы сбить людей с праведного пути. А вообще, обе религии считают грехи результатом различных искушений и обязывают своих последователей стойко противостоять проискам злых сил.

Искупление и покаяние

Христиане считают, что поскольку Сын Божий искупил первородный грех своей мученической гибелью, то сам факт крещения освобождает человека от коллективной вины за действия Евы и Адама, которые привели к изгнанию из Эдема. Дальнейший этап на пути к спасению души – искупление неблаговидных поступков, совершенных человеком, через покаяние, молитву и богоугодные дела. При этом священник на исповеди может грехи отпускать.

Ислам же не признает таких полномочий за религиозными деятелями, поскольку Аллаху не требуются посредники для оценки тех или иных поступков человека. Незначительные прегрешения прощаются людям в результате намаза (регулярной краткой молитвы) и соблюдения поста. А для искупления более тяжких деяний требуется тауба – особая покаянная молитва о прощении грехов, адресованная Аллаху. Кроме того, многие мусульмане верят, что паломничество в Мекку (хадж) снимает с человека практически все его грехи.

В отличие от христианства, ислам не считает человеческую душу ареной постоянной борьбы добра и зла. А праведный путь, по мнению мусульман, вовсе не означает непримиримой борьбы человека с собственной природой. В то же время, каждый правоверный должен соответствовать высоким нравственным критериям и неукоснительно следовать духовным наставлениям религиозных деятелей.

Руководитель швейцарской благотворительной организации «Исламская помощь» Джамаль Крафесс посвятил данной теме статью «Ислам и гуманитарная помощь», которая опубликована в международном журнале Красного Креста (№ 858, июнь 2005 г.). Он отметил, что многие религиозные тексты сурово порицают тех мусульман, которые не помогают нуждающимся, тем более что благотворительность – это действенный способ искупления грехов.

Джамаль Крафесс считает, что мусульманин, совершивший неблаговидный поступок, должен не просто раскаяться, повиниться перед людьми и возместить пострадавшим причиненный ущерб. Он обязан загладить свою вину перед Всевышним благими делами.

Например, в случае несоблюдения клятвы следует накормить или одеть десять бедняков. А если во время Рамадана правоверный нарушил пост без уважительной причины, то ему предписано оказать благотворительную помощь шестидесяти страждущим.

Пророки непогрешимы

Ислам признает как ветхозаветных пророков, так и Иисуса Христа. Причем, всех без исключения посланников Аллаха, отправленных к разным народам для передачи им божественного откровения, мусульманские богословы считают людьми. Но несмотря на их человеческую природу, Коран описывает всех пророков абсолютно безгрешными. Об этом азербайджанский религиовед Айдын Ариф оглы Али-заде написал в своей вышеупомянутой книге.

Мусульманские богословы считают людей, которых избрал сам Аллах, в том числе Лота, Авраама, Давида, Аарона и Иакова, безупречными образцами благочестия. А все ветхозаветные истории, в которых упоминаются и неблаговидные с этической точки зрения поступки пророков, объявлены вымыслом.

Религиозные каноны по-разному ориентируют на некоторые вопросы своих последователей. Но каких бы вероисповеданий не были люди, есть у них и много общего. От настоящей дружбы, к примеру, вряд ли кто-то откажется или от настоящей любви. Никому не хочется стареть в одиночестве и все хотят жить долго и счастливо и желают добра и процветания своим детям.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.