Генеральная исповедь – это ревизия всех грехов человека, которые он совершил за всю свою жизнь. Рассказываем об этом действии - возможно, будет интересно не только крещеным в православии читателям МГ.
Процедура эта тяжкая, но необходимая в некоторых случаях. Генеральную исповедь православные священники советуют провести нескольким категориями христиан:
тем, кто был крещен в детстве и никогда не исповедовался,
тем, кто хочет креститься в зрелом возрасте,
тем, кто ранее подходил к таинству исповеди формально и не испытывал покаяния,
тем, кто болен и может в любую минуту умереть.
Есть и еще одна категория верующих, которым необходима генеральная исповедь – это те, кто несмотря на постоянное посещение храма, чувствуют необыкновенное одиночество, свою оставленность Богом – чувство, которое говорит о том, что душа томится под тяжким грузом грехов.
Во время генеральной исповеди происходит парадокс парадоксов – при всем том, что человек осознает собственную испорченность и видит свою жизнь от начала и до конца, в том числе и все безнравственные поступки и чувства, он духовно очищается от всего этого, как бы проводя генеральную уборку души и выходит с исповеди часто не просто с облегчением, но как бы обновленный, освобожденный от тяжелого груза прошлого.
Время надо выбрать заранее
Некоторые священники рекомендуют проводить генеральную исповедь каждый раз, когда верующий меняет духовника, например, переехав в другой город.
Однако опытные священники рекомендуют приходить на генеральную исповедь только к тому священнику, которому верующий уже доверяет, который сам ведет праведную и подвижническую жизнь, деликатен со своими прихожанами и не будет задавать неудобные вопросы и копаться в грязном белье, которое можно найти почти у каждого взрослого человека.
О генеральной исповеди необходимо договориться заранее, чтобы время беседы со священником не было ограничено, и никто бы не мог помешать таинству.
Очень часто исповедь не ограничивают жизнью верующего «после крещения», но и вспоминают те грехи и страсти, которые были до этого. Ведь после крещения привычки у человека остаются прежними, грехи и страсти тянуться за ним с «прошлой» жизни, отягчая совесть.
Иногда бывает так, что на еженедельной исповеди человек кается в различных второстепенных грехах, стараясь обходить действительно страшные поступки, которые он совершил. Генеральная исповедь помогает разобраться в своей жизни и в своем духовном состоянии, а если человек все же не может сделать это сам, ему поможет сделать это опытный духовник. Главный признак, по которому можно понять, что следует идти на генеральную исповедь – это то и дело возникающее ощущение богооставленности.
Готовиться следует вдумчиво
Готовиться к генеральной исповеди надо заранее, вдумчиво и с молитвой. Если верующий не сведущ в молитвах, но душа жаждет освобождения от грехов, на помощь может прийти Пятидесятый псалом «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей...».
Чтобы понять, какие именно поступки греховны, следует знать все 10 заповедей и проинспектировать свою жизнь с точки зрения их нарушений, вспомнить и о том, что есть смертные грехи – те, за которые до Рождества Христова побивали камнями, и которые уже искуплены Его Страданиями на кресте.
Многие даже не понимают, что поплевав через плечо или постучав пальцами по дереву, впадают в грех, переступая через первую заповедь: «...да не будут тебе бози инии, разве Мене».
Что повесив дома подкову или поставив на тумбочку «денежную жабу» они нарушают вторую заповедь – «не сотвори себе кумира».
Что легкомысленно пропев строчку из песни: «О, Боже, какой мужчина!» – можно нарушить третью заповедь – «не поминай имени Господа Бога всуе», что обругав мать или ударив выпившего отца, преступают через пятую заповедь почитания родителей, а заглядываясь на очаровательную соседку – нарушают десятую заповедь.
В этот момент важно называть все вещи своими именами: аборт – это убийство собственного ребенка, а утаивание налогов, обвес покупателя, вынос с предприятия гвоздей или кабеля, невыплата зарплаты наемному рабочему – воровство. Не следует впадать в самооправдание, или корить самого себя: «Я негодяй! Я подлец!», потому что этим человек тоже оправдывает себя. Раз он подлец и негодяй, то какой же с него спрос?
Многие в этот момент осознают, насколько обычный суетный мир далек от того совершенства, которое ждет от нас Бог, сколько в нем соблазнов и искушений. Некоторые приходят к осознанию собственной ничтожности, невозможности без Бога совладать с собой, со своими грехами и страстями.
Кающемуся следует вспомнить, когда он впадал в гордыню, в уныние, в похоть, когда ленился, объедался, завидовал, гневался – и отречься от каждого из этих грехов. Следует понять, что холодность и равнодушие, скупость и мстительность, мечтательность и небрежность, боязливость и дерзость – все это грехи, в зависимости от обстоятельств большие или малые.
Позволит получить свободу от грехов
Генеральная исповедь помогает и разобраться в причинах грехов, выявлять глубинные мотивы поступков, заставляет прощать тех, кто когда-то давно сделал больно или предал и очистить душу покаянием.
Генеральная исповедь позволят ясно ощутить, что Бог не оставляет кающегося грешника, она не позволяет самооправдаться, глубоко проникая внутрь души человека, очищая ее от мусора страстей и грехов и даруя ему настоящую свободу – свободу от греха. Священник из Москвы Игорь Фомин (Казанский собор) в своих интервью предостерегает человека от быстрых выводов после генеральной исповеди и обращает внимание на то, что исповедь – это вообще процесс долгий. Следует не только осознать все свои грехи, но и избавиться от них, а это происходит не сразу: сначала надо «вскопать поле» человеческой души, затем посадить на ней семена добра, а потом суметь добиться того, чтобы эти семена дали входы, а затем и плоды – в виде добрых поступков и молитв.
Люди, старающиеся жить по православным канонам, наверняка знакомы с понятием генеральной исповеди, а может и сами подобный процесс проходили. А тем, кто не знает, но тяготеет к вере, стоит, понимать, что это такое и когда можно осуществить. А вообще, простой исповедь будет или генеральной, нужно, наверное, чтобы покаяние шло от сердца. Иначе, как бы ни исповедался, всё будет в пустоту.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.