НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Творчество продлевает жизнь

07 Июля 2015 г.

theater

Актриса Ирина Терешенкова провела 26 лет на сцене театра им. Ленсовета. Среди ее ролей — Марта в спектакле "Пассажирка", Мэй в "Кошке на раскаленной крыше", Люси в "Трехгрошовой опере", Надежда Шевелева в спектакле "Однажды в новогоднюю ночь или С легким паром!" и другие. Даже на пенсии Ирина Терешенкова продолжает играть в спектаклях. А выставка ее фотографий обращает на себя внимание всех посетителей дом ветеранов сцены. Аактриса рассказала, как заняться на пенсии фотографией, научиться водить машину и не бросить творчество.

— Как вы пришли в Театр имени Ленсовета?

— Началось все с мечты о театре. Из детского дома, где я в послевоенное время находилась, поступила в специальное Педагогическое училище с интернатом, готовившее педагогов начальных классов для глубинки: после войны не хватало учителей. Но втайне мечтала в дальнейшем продолжить учебу в Театральном институте (нынешнем СПбГАТИ — "Росбалт"). Когда стало понятно, что по конкурсу я прохожу в институт, педагоги педучилища выхлопотали для меня свободный диплом, и мне не пришлось никуда ехать, чтобы отработать три положенных года. На четвертом курсе института в 1963 году Игорь Петрович Владимиров с членами худсовета увидел меня в дипломном спектакле "Светит, да не греет" Островского, где я играла главную героиню Реневу, и пригласил в труппу Театра имени Ленсовета, которую он в то время формировал.

В театр незадолго до этого перешла Алиса Бруновна Фрейндлих, чьей поклонницей я была еще до института. Так я оказалась в театре, ставшем для меня родным на 25 лет. У нас сложился великолепный коллектив, царила творческая атмосфера. Ставились не только драматические, но и музыкальные спектакли, что в те времена было новинкой в городе.

В 48 лет мне пришлось уйти, уйти резко, в никуда. Дело в том, что последние три года работы в театре мне предложили совместить актерскую работу с должностью помощника главного режиссера по труппе, и я согласилась. Но у Игоря Петровича в это время началась тяжелая болезнь, которая резко изменила его характер, а мы тогда ничего еще не знали о ней. Его поведение стало непредсказуемым. Больно было видеть, как разваливается театр, как уходят лучшие актеры, пополняя труппы других театров. После одного из конфликтов с Игорем Петровичем я подала заявление об уходе из театра.

— Что было потом?

— Потом я работала пять лет в "Свободном театре", созданном на хозяйственно-расчетных началах учеником Игоря Петровича Валерием Дорониным. Ради экономии средств мне пришлось быть, помимо актрисы, администратором, я кончила менеджерские курсы. Спонсорские деньги быстро закончились, а молодежи театра надо было на что-то существовать. На мое счастье, тогда актеры с 50 лет начали получать пенсию. А вот у молодежи из труппы не было средств к существованию. Например, одну очень хорошую актрису я как-то встретила в магазине, она работала продавцом.

В 1993 году мы с Валерием решили закрыть театр: он ушел в кино, я на пенсию, остальные кто куда. Это были жестокие 90-е годы. Когда окончательно порвала с театром, в поисках приработка случайно попала в частный медицинский центр, где удачно сложилась карьера: от уборщицы до главного администратора. Появились деньги и возможность путешествовать, о чем я мечтала всю жизнь.

— Как вы начали фотографировать?

— Перед своим первым путешествием в Прагу — мне уже было 58 лет — я приобрела дешевую пленочную "мыльницу". До этого никогда не брала в руки фотоаппарат. Этой мыльницей можно было снимать очень приличные пейзажи, что я и стала с большим вдохновением делать. Этим я занялась в деревне после путешествия. Видимо, мои фотографии произвели на подруг впечатление, они дали совет попробовать себя в конкурсе фотолюбителей.

В начале 2000-х годов в Манеже на Исаакиевской площади на осенних фотоярмарках объявляли конкурсы фотолюбителей те или иные издания. После моей первой пробы в газете "Метро", где я завоевала 3-е место в номинации "Юмор", на следующий год я осмелилась уже с пейзажами объявиться в "Аргументах и фактах", где, к своему удивлению, получила первое место и массу призов. Потом было первое место в газете "Фото Петербург" за фотоработы, сделанные во время путешествия по Европе, затем консульство Франции отметило третьим местом мою работу в конкурсе "Французский Петербург", приуроченном к 300-летию города. Выставка работ победителей этого конкурса прошла на Невской панораме Петропавловской крепости 27 мая 2003 года.

В довершении в Доме журналистов в том же юбилейном году на конкурсе фотографов в номинации "Портрет" меня опять удостоили первым местом за работу "Петербурженка", вручив приличный фотоаппарат. С тех пор ни в одном конкурсе я не участвовала.

Путешествуя уже по России, я создала серию "Святая Русь". Она выставлялась в Александро-Невской лавре и в Смольном соборе. В Доме ученых показала серию "Очаровательные петербурженки". В нескольких залах города прошли выставки серии "Театр цветов", побывала с "цветами" и в Риге. А в этом году в честь своего 75-летия издала небольшой альбом с фотографиями из "Театра цветов" для друзей, где цветы-артисты представляют всю гамму человеческих переживаний: влюбленность, самолюбование, одиночество и горделивое совершенство красоты. Так занятие фотографией помогло творчески себя реализовать уже вне театра.

— У вас никогда не было желания заниматься фотографией профессионально?

— Никогда. Для этого надо хорошо знать технику, уметь самому печатать. Я же до сих пор использую далеко не все возможности моих фотоаппаратов. Просто мне нравится охотиться за интересными кадрами. Фотография помогает лучше видеть окружающий мир, быть внимательным и наблюдательным.

К сожалению, сейчас силы уходят, и тело начинает подводить, появляется желание ничего не делать. Но в то же время на второй день я уже веду себя активно, обзваниваю подруг, узнаю, где какая выставка, что есть интересного. Душа у человека всегда молодая.

— У вас есть новые задумки?

— Да, они связаны с новыми путешествиями. К сожалению, поддавшись веянию времени, я продала отличную пленочную камеру, променяв ее на цифровую, отдала я и осветительную аппарату перед переездом в Дом ветеранов. Ничего по-настоящему художественного на цифру мне снять не удается. Поэтому остается только репортажная съемка. Правда, это тоже может быть интересным, особенно во время путешествий. А путешествовать я по-прежнему люблю.

— В доме ветеранов вы занимаетесь творчеством?

— К счастью, да. Творчество в любых проявлениях спасает не только от одиночества, но и продлевает жизнь. Мы организовываем творческие вечера, поставили три спектакля. Во многом благодаря приехавшей к нам из Владивостока Татьяне Батовой. В Приморском крае она возглавляла региональное отделение Союза театральных деятелей. Она пишет сценарии к нашим вечерам, помогает с режиссурой, к тому же оказалась хорошей характерной актрисой. Только за один сезон мы сыграли "Бабу Шанель" по пьесе Николая Коляды, "Жан и Беатрис" Кароль Фрешетт, к 70-летию окончания Великой Отечественной войны — "Интермеццо" Чернышевой, новогодний капустник, провели вечера, посвященные Северянину, Пушкину, Ахмадулиной.

Приятно, что даже ветераны, давно отошедшие от профессии, снова вдохновенно читают любимые стихи и прозу со сцены. Этому способствует дружеская, доброжелательная обстановка. Если мы, актеры, в театре были самыми зависимыми людьми, то здесь творчество, которым мы занимаемся, имеет значительное преимущество. Здесь ты можешь реализовать самые смелые свои планы. Да и мы рады любой активности, когда человек преклонного возраста ничем не хочет заниматься, то он превращается в травку, теряет себя.

— Я читал репортаж о жизни в московском Доме ветеранов сцены, и там говорилось, что жильцы мало друг с другом общаются. В петербургском доме есть такая проблема?

— Не могу сказать, что все единомышленники, но у нас довольно большая инициативная группа. На общение, на сплочение коллектива и нацелено наше творчество. Наши выступления вызывают повышенный интерес. Приходят все, кто в состоянии двигаться. Творчество сближает. Помогают сближению жильцов нашего дома и праздники, устраиваемые дирекцией на улице во дворе на Масленицу и ко Дню России. Приглашаются массовики-затейники из "площадных" театров, музыканты. Все активно участвуют в хороводах, отгадывают загадки, поедают блины и шашлыки. Это тоже сближает.

— Чем вы еще занимаетесь в доме?

— На дню у нас три события: завтрак, обед и ужин, но при желании есть, чем заняться. В доме прекрасная библиотека, есть и фонотека. Довольно часто устраиваются экскурсии по музеям, по городу, дружим с Консерваторией — ежемесячно мы становимся первыми слушателями новых работ студентов разных педагогов и курсов. Приезжают к нам и другие артисты со своими программами, да и сами ездим в Филармонию и театры.

— Как вы считаете, вам достаточно уделяют внимания?

— В медицинском отношении все хорошо, было бы побольше средств. Внимания от персонала тоже достаточно. Но все-таки раньше было немного скучновато, поэтому мы очень обрадовались, когда к нам пришли волонтеры из общественных организаций. Были организованы занятия по компьютерной грамотности, арт-терапии, скандинавской ходьбе, гимнастике мозга, по истории города, что, безусловно, скрасило нам жизнь. Мы подружились с волонтерами и бесконечно благодарны им за помощь в проведении этих мероприятий. Многие купили себе ноутбуки, имеют возможность попутешествовать по всему земному шарику, хоть и виртуально, общаются со своими родными. Например, после занятий одна 93-летняя дама завела себе Skype и общается с племянницей.

— Уже на пенсии вы научились водить машину. Как у вас это получилось?

— Я села за руль в 63 года, а курсы кончила за пять лет до этого. Пришлось с помощью друзей вспоминать. Машина — это мои ноги, так как много лет страдаю клаустрофобией и не могу ездить ни в метро, ни в общественном транспорте. У нас с мужем была машина, но мне позволялось быть только штурманом. Тем не менее, ощущение дороги у меня было, да и дорожные знаки я знала. Когда осталась одна, продала дачу, купила "Оку". Сев за руль, я нахально преодолела 150 км, сначала ехала со скоростью 40-50 км/ч, потом 60-90 км/ч, когда обнаглела, набрала больше 100 км/ч.

Была через год и авария: неудачно увернулась от летевшей мне навстречу по моей же полосе машины, свалилась, перевернувшись в кювет в метре от дерева. Машина не подлежала восстановлению, а я отделалась переломом пяти ребер. Через двадцать дней после больницы я сидела уже за рулем "шестерки".

Слава богу, все дальнейшие годы обошлись без аварий! Каждый год езжу в Новгородскую область за 400 км к своей подруге-художнице Татьяне Соловьевой-Домашенко, которая своими руками и на свои средства уже восемь лет восстанавливает бывшую суворовскую школу, создает там галерею и культурный центр. Ей в этом году 70. Есть с кого брать пример! Веду фотолетопись этого процесса.

— Вы сказали, что ходите на постановки. Как вам современный театр?

— Не могу похвастаться знанием всего репертуара, но кое-что удалось посмотреть. Конечно, стараюсь попасть на премьеры в Театр Ленсовета. Из последних спектаклей понравились "Все мы прекрасные люди" — порадовалась за Анну Ковальчук, "Без вины виноватые" с Ларисой Луппиан. Потрясена была игрой Елены Комиссаренко в спектакле "Август: графство Осейдж", но не приняла ни "Макбет.Кино", ни "Три сестры".

Не понравились в Александринском театре ни "Ревизор", ни "Счастье", ни "Воспоминания будущего". Фокинскую режиссуру я не принимаю (Валерий Фокин — художественный руководитель Александринского театра). Не люблю пошлости в театре, режиссуры с нагромождением ненужных трюков, заслоняющих игру актеров. Я считаю, что искусство должно служить пищей не только голове, но и душе. Мне очень жаль, что он диктует моду новому поколению режиссеров.

С большим удовольствием послушала в Мариинском-2 оперу "Левша" Родиона Щедрина, понравился мне и современный мюзикл РOLA NEGRI. Замечательные спектакли в Театре на Васильевском. Удалось посмотреть "Идиот" и "Арт". Трудно попасть в БДТ. За большие деньги купила билет на "Трактирщицу" с Ксенией Рапопорт, которую я люблю не только по фильмам, но и по работам у Льва Додина. Режиссура меня привела просто в ужас. У каждого поколения, наверное, свои кумиры и пристрастия.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.