Творчество продлевает жизнь |
07 Июля 2015 г. |
Актриса Ирина Терешенкова провела 26 лет на сцене театра им. Ленсовета. Среди ее ролей — Марта в спектакле "Пассажирка", Мэй в "Кошке на раскаленной крыше", Люси в "Трехгрошовой опере", Надежда Шевелева в спектакле "Однажды в новогоднюю ночь или С легким паром!" и другие. Даже на пенсии Ирина Терешенкова продолжает играть в спектаклях. А выставка ее фотографий обращает на себя внимание всех посетителей дом ветеранов сцены. Аактриса рассказала, как заняться на пенсии фотографией, научиться водить машину и не бросить творчество. — Как вы пришли в Театр имени Ленсовета? — Началось все с мечты о театре. Из детского дома, где я в послевоенное время находилась, поступила в специальное Педагогическое училище с интернатом, готовившее педагогов начальных классов для глубинки: после войны не хватало учителей. Но втайне мечтала в дальнейшем продолжить учебу в Театральном институте (нынешнем СПбГАТИ — "Росбалт"). Когда стало понятно, что по конкурсу я прохожу в институт, педагоги педучилища выхлопотали для меня свободный диплом, и мне не пришлось никуда ехать, чтобы отработать три положенных года. На четвертом курсе института в 1963 году Игорь Петрович Владимиров с членами худсовета увидел меня в дипломном спектакле "Светит, да не греет" Островского, где я играла главную героиню Реневу, и пригласил в труппу Театра имени Ленсовета, которую он в то время формировал. В театр незадолго до этого перешла Алиса Бруновна Фрейндлих, чьей поклонницей я была еще до института. Так я оказалась в театре, ставшем для меня родным на 25 лет. У нас сложился великолепный коллектив, царила творческая атмосфера. Ставились не только драматические, но и музыкальные спектакли, что в те времена было новинкой в городе. В 48 лет мне пришлось уйти, уйти резко, в никуда. Дело в том, что последние три года работы в театре мне предложили совместить актерскую работу с должностью помощника главного режиссера по труппе, и я согласилась. Но у Игоря Петровича в это время началась тяжелая болезнь, которая резко изменила его характер, а мы тогда ничего еще не знали о ней. Его поведение стало непредсказуемым. Больно было видеть, как разваливается театр, как уходят лучшие актеры, пополняя труппы других театров. После одного из конфликтов с Игорем Петровичем я подала заявление об уходе из театра. — Что было потом? — Потом я работала пять лет в "Свободном театре", созданном на хозяйственно-расчетных началах учеником Игоря Петровича Валерием Дорониным. Ради экономии средств мне пришлось быть, помимо актрисы, администратором, я кончила менеджерские курсы. Спонсорские деньги быстро закончились, а молодежи театра надо было на что-то существовать. На мое счастье, тогда актеры с 50 лет начали получать пенсию. А вот у молодежи из труппы не было средств к существованию. Например, одну очень хорошую актрису я как-то встретила в магазине, она работала продавцом. В 1993 году мы с Валерием решили закрыть театр: он ушел в кино, я на пенсию, остальные кто куда. Это были жестокие 90-е годы. Когда окончательно порвала с театром, в поисках приработка случайно попала в частный медицинский центр, где удачно сложилась карьера: от уборщицы до главного администратора. Появились деньги и возможность путешествовать, о чем я мечтала всю жизнь. — Как вы начали фотографировать? — Перед своим первым путешествием в Прагу — мне уже было 58 лет — я приобрела дешевую пленочную "мыльницу". До этого никогда не брала в руки фотоаппарат. Этой мыльницей можно было снимать очень приличные пейзажи, что я и стала с большим вдохновением делать. Этим я занялась в деревне после путешествия. Видимо, мои фотографии произвели на подруг впечатление, они дали совет попробовать себя в конкурсе фотолюбителей. В начале 2000-х годов в Манеже на Исаакиевской площади на осенних фотоярмарках объявляли конкурсы фотолюбителей те или иные издания. После моей первой пробы в газете "Метро", где я завоевала 3-е место в номинации "Юмор", на следующий год я осмелилась уже с пейзажами объявиться в "Аргументах и фактах", где, к своему удивлению, получила первое место и массу призов. Потом было первое место в газете "Фото Петербург" за фотоработы, сделанные во время путешествия по Европе, затем консульство Франции отметило третьим местом мою работу в конкурсе "Французский Петербург", приуроченном к 300-летию города. Выставка работ победителей этого конкурса прошла на Невской панораме Петропавловской крепости 27 мая 2003 года. В довершении в Доме журналистов в том же юбилейном году на конкурсе фотографов в номинации "Портрет" меня опять удостоили первым местом за работу "Петербурженка", вручив приличный фотоаппарат. С тех пор ни в одном конкурсе я не участвовала. Путешествуя уже по России, я создала серию "Святая Русь". Она выставлялась в Александро-Невской лавре и в Смольном соборе. В Доме ученых показала серию "Очаровательные петербурженки". В нескольких залах города прошли выставки серии "Театр цветов", побывала с "цветами" и в Риге. А в этом году в честь своего 75-летия издала небольшой альбом с фотографиями из "Театра цветов" для друзей, где цветы-артисты представляют всю гамму человеческих переживаний: влюбленность, самолюбование, одиночество и горделивое совершенство красоты. Так занятие фотографией помогло творчески себя реализовать уже вне театра. — У вас никогда не было желания заниматься фотографией профессионально? — Никогда. Для этого надо хорошо знать технику, уметь самому печатать. Я же до сих пор использую далеко не все возможности моих фотоаппаратов. Просто мне нравится охотиться за интересными кадрами. Фотография помогает лучше видеть окружающий мир, быть внимательным и наблюдательным. К сожалению, сейчас силы уходят, и тело начинает подводить, появляется желание ничего не делать. Но в то же время на второй день я уже веду себя активно, обзваниваю подруг, узнаю, где какая выставка, что есть интересного. Душа у человека всегда молодая. — У вас есть новые задумки? — Да, они связаны с новыми путешествиями. К сожалению, поддавшись веянию времени, я продала отличную пленочную камеру, променяв ее на цифровую, отдала я и осветительную аппарату перед переездом в Дом ветеранов. Ничего по-настоящему художественного на цифру мне снять не удается. Поэтому остается только репортажная съемка. Правда, это тоже может быть интересным, особенно во время путешествий. А путешествовать я по-прежнему люблю. — В доме ветеранов вы занимаетесь творчеством? — К счастью, да. Творчество в любых проявлениях спасает не только от одиночества, но и продлевает жизнь. Мы организовываем творческие вечера, поставили три спектакля. Во многом благодаря приехавшей к нам из Владивостока Татьяне Батовой. В Приморском крае она возглавляла региональное отделение Союза театральных деятелей. Она пишет сценарии к нашим вечерам, помогает с режиссурой, к тому же оказалась хорошей характерной актрисой. Только за один сезон мы сыграли "Бабу Шанель" по пьесе Николая Коляды, "Жан и Беатрис" Кароль Фрешетт, к 70-летию окончания Великой Отечественной войны — "Интермеццо" Чернышевой, новогодний капустник, провели вечера, посвященные Северянину, Пушкину, Ахмадулиной. Приятно, что даже ветераны, давно отошедшие от профессии, снова вдохновенно читают любимые стихи и прозу со сцены. Этому способствует дружеская, доброжелательная обстановка. Если мы, актеры, в театре были самыми зависимыми людьми, то здесь творчество, которым мы занимаемся, имеет значительное преимущество. Здесь ты можешь реализовать самые смелые свои планы. Да и мы рады любой активности, когда человек преклонного возраста ничем не хочет заниматься, то он превращается в травку, теряет себя. — Я читал репортаж о жизни в московском Доме ветеранов сцены, и там говорилось, что жильцы мало друг с другом общаются. В петербургском доме есть такая проблема? — Не могу сказать, что все единомышленники, но у нас довольно большая инициативная группа. На общение, на сплочение коллектива и нацелено наше творчество. Наши выступления вызывают повышенный интерес. Приходят все, кто в состоянии двигаться. Творчество сближает. Помогают сближению жильцов нашего дома и праздники, устраиваемые дирекцией на улице во дворе на Масленицу и ко Дню России. Приглашаются массовики-затейники из "площадных" театров, музыканты. Все активно участвуют в хороводах, отгадывают загадки, поедают блины и шашлыки. Это тоже сближает. — Чем вы еще занимаетесь в доме? — На дню у нас три события: завтрак, обед и ужин, но при желании есть, чем заняться. В доме прекрасная библиотека, есть и фонотека. Довольно часто устраиваются экскурсии по музеям, по городу, дружим с Консерваторией — ежемесячно мы становимся первыми слушателями новых работ студентов разных педагогов и курсов. Приезжают к нам и другие артисты со своими программами, да и сами ездим в Филармонию и театры. — Как вы считаете, вам достаточно уделяют внимания? — В медицинском отношении все хорошо, было бы побольше средств. Внимания от персонала тоже достаточно. Но все-таки раньше было немного скучновато, поэтому мы очень обрадовались, когда к нам пришли волонтеры из общественных организаций. Были организованы занятия по компьютерной грамотности, арт-терапии, скандинавской ходьбе, гимнастике мозга, по истории города, что, безусловно, скрасило нам жизнь. Мы подружились с волонтерами и бесконечно благодарны им за помощь в проведении этих мероприятий. Многие купили себе ноутбуки, имеют возможность попутешествовать по всему земному шарику, хоть и виртуально, общаются со своими родными. Например, после занятий одна 93-летняя дама завела себе Skype и общается с племянницей. — Уже на пенсии вы научились водить машину. Как у вас это получилось? — Я села за руль в 63 года, а курсы кончила за пять лет до этого. Пришлось с помощью друзей вспоминать. Машина — это мои ноги, так как много лет страдаю клаустрофобией и не могу ездить ни в метро, ни в общественном транспорте. У нас с мужем была машина, но мне позволялось быть только штурманом. Тем не менее, ощущение дороги у меня было, да и дорожные знаки я знала. Когда осталась одна, продала дачу, купила "Оку". Сев за руль, я нахально преодолела 150 км, сначала ехала со скоростью 40-50 км/ч, потом 60-90 км/ч, когда обнаглела, набрала больше 100 км/ч. Была через год и авария: неудачно увернулась от летевшей мне навстречу по моей же полосе машины, свалилась, перевернувшись в кювет в метре от дерева. Машина не подлежала восстановлению, а я отделалась переломом пяти ребер. Через двадцать дней после больницы я сидела уже за рулем "шестерки". Слава богу, все дальнейшие годы обошлись без аварий! Каждый год езжу в Новгородскую область за 400 км к своей подруге-художнице Татьяне Соловьевой-Домашенко, которая своими руками и на свои средства уже восемь лет восстанавливает бывшую суворовскую школу, создает там галерею и культурный центр. Ей в этом году 70. Есть с кого брать пример! Веду фотолетопись этого процесса. — Вы сказали, что ходите на постановки. Как вам современный театр? — Не могу похвастаться знанием всего репертуара, но кое-что удалось посмотреть. Конечно, стараюсь попасть на премьеры в Театр Ленсовета. Из последних спектаклей понравились "Все мы прекрасные люди" — порадовалась за Анну Ковальчук, "Без вины виноватые" с Ларисой Луппиан. Потрясена была игрой Елены Комиссаренко в спектакле "Август: графство Осейдж", но не приняла ни "Макбет.Кино", ни "Три сестры". Не понравились в Александринском театре ни "Ревизор", ни "Счастье", ни "Воспоминания будущего". Фокинскую режиссуру я не принимаю (Валерий Фокин — художественный руководитель Александринского театра). Не люблю пошлости в театре, режиссуры с нагромождением ненужных трюков, заслоняющих игру актеров. Я считаю, что искусство должно служить пищей не только голове, но и душе. Мне очень жаль, что он диктует моду новому поколению режиссеров. С большим удовольствием послушала в Мариинском-2 оперу "Левша" Родиона Щедрина, понравился мне и современный мюзикл РOLA NEGRI. Замечательные спектакли в Театре на Васильевском. Удалось посмотреть "Идиот" и "Арт". Трудно попасть в БДТ. За большие деньги купила билет на "Трактирщицу" с Ксенией Рапопорт, которую я люблю не только по фильмам, но и по работам у Льва Додина. Режиссура меня привела просто в ужас. У каждого поколения, наверное, свои кумиры и пристрастия.
|
|