НА КАЛЕНДАРЕ

Традиции проводов в мир иной: похороны «мужские» и «женские»

По инф. cyrillitsa.ru   
15 Февраля 2020 г.

Погребальные традиции и обычаи всегда отражают то, как люди соотносят в своем сознании миры живых и мертвых. Буквально каждое действие, совершаемое на похоронах или поминках, неслучайно. Особенно это относится к обращению с останками покойного. Не желая навлечь на себя беды, суеверные жители Руси верили в множество примет, в том числе и связанных с полом мертвеца. Например, после ритуального обмывания на стол могли положить труп мужчины, но не женщины.

Мужские и женские похороны: в чем разница

Посередине комнаты на столе

При обращении с останками покойного люди следовали общим правилам, которые могли различаться от региона к региону, и даже от деревни к деревне.

Известный этнограф Александр Терещенко (1806-1865 гг.) написал научную работу «Быт русского народа в 7 частях», которая впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в 1847-1848 годах. Третья часть этой работы посвящена обрядам крещения детей, похорон и поминок.

Вот как А.В. Терещенко описывает подготовку к погребению: «По смерти кого-либо давали немедленно знать священнику, который приказывал звонить по душе покойника в колокол и потом сам являлся. До его прихода омывали тело теплой водою, надевали белое и чистое белье и клали посредине комнаты на стол, покрыв белым полотном и сложив руки на груди. Потом давали покойнику крестообразно в одну руку крест, а в другую свечу, и окружали его зажженными восковыми свечами; священник читал отходную молитву; присутствовавшие с зажженными в руках свечами молились и плакали».

Но здесь речь идет о трупе мужчины, если бы умерла женщина, то ее останки после обмывания одели бы во все чистое и положили бы не на стол, а на лавку.

На лавке, на табуретках и тесиночках

Погребальные традиции интересуют многих ученых, исследования в этой области не прекращаются до сих пор. Так, после фольклорно-этнографических экспедиций по селам Вологодской области вышел в свет сборник «Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды» (Вологда, 2000 год издания). Составители этого сборника А.В. Кулев и С.Р. Балакшина привели реальные воспоминания старожилов на заданную тему.

Например, житель (или жительница) деревни Задние Чуди сообщил ученым: «Покойника кладут головой в святой угол. Мужчину кладут на стол, а женщину – на лавку; мужчина – "сеятель", женщина – "земля", поэтому умершего мужчину можно класть на стол».

В местечке Глинское этнографы записали следующее: «Покойника клали наискосок избы на "тесиночки" [тесаные колья или доски] на табуретках».

А в деревне Пленишник местный старожил вспомнил: «Покойника раньше после обмывания клали на стол, теперь кладут на лавки; кладут ногами к дверям, головой – к святому углу. Потом его перекладывают в гроб».

То есть, в каждом населенном пункте были отмечены свои особенности погребального обряда. Скорее всего, изначальный обычай класть труп мужчины на стол со временем был утрачен во многих деревнях.

Земледельческий культ

Румынский философ и этнограф Мирча Элиаде (1907-1986 гг.) является автором знаменитой книги «Очерки сравнительного религиоведения», перевод которой с английского языка был опубликован в Москве в 1999 году. В своей работе ученый отметил, что мировоззрение многих земледельческих народов отождествляет женщину с пашней, ждущей мужское семя, чтобы принести урожай.

Удивительно, но в деревне Задние Чуди Вологодской области российские этнографы записали слова местного жителя, которые практически полностью совпадают с цитатой из Ригведы – одного из древнейших индоарийских религиозных текстов в мире, датированного вторым тысячелетием до нашей эры.

Как известно, авторство нескольких гимнов Ригведы приписывается полубожественному мудрецу Нараде. Мирча Элиаде привел в своей книге такие слова мифологического деятеля: «Женщина – это поле, а мужчина – сеятель».

Поскольку древние земледельческие племена считали, что наш мир появился в результате брачного союза Неба и Земли, которым приписывались божественные черты, положение мужчины над женщиной было символически оправдано. Женщина-пашня ждет своего сеятеля-мужчину ради акта сотворения новой жизни. Для землепашцев достойным результатом их трудов был богатый урожай.

И раз Небо находится над землей, то и мужчина должен быть над женщиной во всех смыслах этого слова, так думали древние язычники. Видимо, поэтому старожил из деревни Задние Чуди считает, что тело покойника-мужчины можно класть на стол. То есть, просто выше, чем тело женщины, для которой больше подходит лавка или скамья.

Примечательно, что отголоски таких языческих верований можно встретить и в христианстве, и в исламе, и в других религиях. Как написал Мирча Элиаде: «С другой стороны, в гимне XII века Дева Мария прославляется именно как terra non arabilis quae fructum parturiit (непаханая земля, которая дает плод). Баала называли «супругом полей». У всех семитских народов сравнение женщины с почвой было самым обычным. В памятниках исламской литературы женщина называется «полем», «лозой с виноградными гроздьями» и т.п.».

«Стол – хозяин дома, лавка – хозяйка»

Еще одно объяснение, почему труп мужчины можно было положить на стол, а труп женщины – исключительно на лавку, дал автор книги «Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии» (Харьков, 2013 год издания) Алексей Кононенко. Он рассказал, какое символическое значение предки русских, белорусов и украинцев придавали предметам домашнего обихода и обустройству избы.

«Возле стола в доме стояли лавки. Стол – хозяин дома, лавка – хозяйка», – отметил А. А. Кононенко.

Предметы мебели, как и углы избы, издревле делились на мужские и женские. В силу своего особого положения с хозяином дома ассоциировался именно стол. Он был одним из основных атрибутов каждой избы. Только в особых случаях, таких как похороны или свадьба, можно было передвигать стол. На него ни в коем случае нельзя было ставить посторонние предметы, чтобы не навлечь беды. А если положить на стол шапку, то можно лишиться покровительства домового духа, считали на Руси.

Поскольку лавка ниже стола, в представлении язычников она несла на себе символическую женскую энергетику. Поэтому тело хозяйки дома или ее близкой родственницы нельзя было класть на стол, чтобы не нарушать древних представлений об устройстве мира, отражением которых было пространство русской избы.

Интересно, что представители восточнославянских народов верили: нечистая сила может обитать или прятаться не под столом, а под лавкой. Поэтому было принято класть туда топор, который служил своеобразным оберегом от гостей из потустороннего мира. Так появилась поговорка: «Придет черт в избу, да найдет топор под лавкой».

Видимо, считалось, что женская энергетика притягивает в дом нечистую силу.

И еще о традициях, верованиях прошлого - да и настоящего тоже:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.