ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Традиции проводов в мир иной: похороны «мужские» и «женские»

По инф. cyrillitsa.ru   
15 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Погребальные традиции и обычаи всегда отражают то, как люди соотносят в своем сознании миры живых и мертвых. Буквально каждое действие, совершаемое на похоронах или поминках, неслучайно. Особенно это относится к обращению с останками покойного. Не желая навлечь на себя беды, суеверные жители Руси верили в множество примет, в том числе и связанных с полом мертвеца. Например, после ритуального обмывания на стол могли положить труп мужчины, но не женщины.

Мужские и женские похороны: в чем разница

Посередине комнаты на столе

При обращении с останками покойного люди следовали общим правилам, которые могли различаться от региона к региону, и даже от деревни к деревне.

Известный этнограф Александр Терещенко (1806-1865 гг.) написал научную работу «Быт русского народа в 7 частях», которая впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в 1847-1848 годах. Третья часть этой работы посвящена обрядам крещения детей, похорон и поминок.

Вот как А.В. Терещенко описывает подготовку к погребению: «По смерти кого-либо давали немедленно знать священнику, который приказывал звонить по душе покойника в колокол и потом сам являлся. До его прихода омывали тело теплой водою, надевали белое и чистое белье и клали посредине комнаты на стол, покрыв белым полотном и сложив руки на груди. Потом давали покойнику крестообразно в одну руку крест, а в другую свечу, и окружали его зажженными восковыми свечами; священник читал отходную молитву; присутствовавшие с зажженными в руках свечами молились и плакали».

Но здесь речь идет о трупе мужчины, если бы умерла женщина, то ее останки после обмывания одели бы во все чистое и положили бы не на стол, а на лавку.

На лавке, на табуретках и тесиночках

Погребальные традиции интересуют многих ученых, исследования в этой области не прекращаются до сих пор. Так, после фольклорно-этнографических экспедиций по селам Вологодской области вышел в свет сборник «Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды» (Вологда, 2000 год издания). Составители этого сборника А.В. Кулев и С.Р. Балакшина привели реальные воспоминания старожилов на заданную тему.

Например, житель (или жительница) деревни Задние Чуди сообщил ученым: «Покойника кладут головой в святой угол. Мужчину кладут на стол, а женщину – на лавку; мужчина – "сеятель", женщина – "земля", поэтому умершего мужчину можно класть на стол».

В местечке Глинское этнографы записали следующее: «Покойника клали наискосок избы на "тесиночки" [тесаные колья или доски] на табуретках».

А в деревне Пленишник местный старожил вспомнил: «Покойника раньше после обмывания клали на стол, теперь кладут на лавки; кладут ногами к дверям, головой – к святому углу. Потом его перекладывают в гроб».

То есть, в каждом населенном пункте были отмечены свои особенности погребального обряда. Скорее всего, изначальный обычай класть труп мужчины на стол со временем был утрачен во многих деревнях.

Земледельческий культ

Румынский философ и этнограф Мирча Элиаде (1907-1986 гг.) является автором знаменитой книги «Очерки сравнительного религиоведения», перевод которой с английского языка был опубликован в Москве в 1999 году. В своей работе ученый отметил, что мировоззрение многих земледельческих народов отождествляет женщину с пашней, ждущей мужское семя, чтобы принести урожай.

Удивительно, но в деревне Задние Чуди Вологодской области российские этнографы записали слова местного жителя, которые практически полностью совпадают с цитатой из Ригведы – одного из древнейших индоарийских религиозных текстов в мире, датированного вторым тысячелетием до нашей эры.

Как известно, авторство нескольких гимнов Ригведы приписывается полубожественному мудрецу Нараде. Мирча Элиаде привел в своей книге такие слова мифологического деятеля: «Женщина – это поле, а мужчина – сеятель».

Поскольку древние земледельческие племена считали, что наш мир появился в результате брачного союза Неба и Земли, которым приписывались божественные черты, положение мужчины над женщиной было символически оправдано. Женщина-пашня ждет своего сеятеля-мужчину ради акта сотворения новой жизни. Для землепашцев достойным результатом их трудов был богатый урожай.

И раз Небо находится над землей, то и мужчина должен быть над женщиной во всех смыслах этого слова, так думали древние язычники. Видимо, поэтому старожил из деревни Задние Чуди считает, что тело покойника-мужчины можно класть на стол. То есть, просто выше, чем тело женщины, для которой больше подходит лавка или скамья.

Примечательно, что отголоски таких языческих верований можно встретить и в христианстве, и в исламе, и в других религиях. Как написал Мирча Элиаде: «С другой стороны, в гимне XII века Дева Мария прославляется именно как terra non arabilis quae fructum parturiit (непаханая земля, которая дает плод). Баала называли «супругом полей». У всех семитских народов сравнение женщины с почвой было самым обычным. В памятниках исламской литературы женщина называется «полем», «лозой с виноградными гроздьями» и т.п.».

«Стол – хозяин дома, лавка – хозяйка»

Еще одно объяснение, почему труп мужчины можно было положить на стол, а труп женщины – исключительно на лавку, дал автор книги «Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии» (Харьков, 2013 год издания) Алексей Кононенко. Он рассказал, какое символическое значение предки русских, белорусов и украинцев придавали предметам домашнего обихода и обустройству избы.

«Возле стола в доме стояли лавки. Стол – хозяин дома, лавка – хозяйка», – отметил А. А. Кононенко.

Предметы мебели, как и углы избы, издревле делились на мужские и женские. В силу своего особого положения с хозяином дома ассоциировался именно стол. Он был одним из основных атрибутов каждой избы. Только в особых случаях, таких как похороны или свадьба, можно было передвигать стол. На него ни в коем случае нельзя было ставить посторонние предметы, чтобы не навлечь беды. А если положить на стол шапку, то можно лишиться покровительства домового духа, считали на Руси.

Поскольку лавка ниже стола, в представлении язычников она несла на себе символическую женскую энергетику. Поэтому тело хозяйки дома или ее близкой родственницы нельзя было класть на стол, чтобы не нарушать древних представлений об устройстве мира, отражением которых было пространство русской избы.

Интересно, что представители восточнославянских народов верили: нечистая сила может обитать или прятаться не под столом, а под лавкой. Поэтому было принято класть туда топор, который служил своеобразным оберегом от гостей из потустороннего мира. Так появилась поговорка: «Придет черт в избу, да найдет топор под лавкой».

Видимо, считалось, что женская энергетика притягивает в дом нечистую силу.

И еще о традициях, верованиях прошлого - да и настоящего тоже:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.