Стареют все. Но по-разному |
14 Августа 2014 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/aktris_15_08_14 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. В одной статье, посвященной проблемам социальных пособий, я прочитала, что старость (и, следовательно, пособие по ней) – это то, что для большинства из нас неминуемо. Кроме тех, кто живет по законам другим. Стало быть, о старости подумать почти всякому полезно. О том, например, почему люди совершенно по-разному реагируют на один и тот же возраст. Недавно моей знакомой исполнилось пятьдесят, и она за год всех известила о том, что торжества будут грандиозные, арендовала ресторан, всех собрала — от стареньких друзей покойных родителей до недавно приобретенных знакомых. Гости пели, плясали, веселились, дарили подарки и даже, кажется, состязались в том, кто поздравит новорожденную более изощренно. Все разошлись счастливые и вдохновленные. После банкета я подумала, что, пожалуй, стала более оптимистично смотреть в собственное недалекое будущее. А потом пятьдесят исполнилось другой знакомой. И она сказала, что ни за что не будет отмечать, потому что нет ни желания, ни денег. Родственники хотели к ней аж из Сибири приехать – не позволила. Затаилась, отсиделась дома. А у нее, между прочим, муж молодой и красивый. Она любит фотографироваться обнаженной. Но вот торжественно признать свой возраст — выше ее сил. Гордо сказать, как Мишель Обама: "Мне пятьдесят, и я люблю себя такой, какая я есть", — она не может. А есть среди моих знакомых еще одна дама, которой уже давно больше пятидесяти. Она сделала две пластические операции. Не буду утверждать, что выглядит она на тридцать семь. Но паспорт от всех ухажеров старательно прячет. Однажды один из них документ все же нашел, посмотрел год рождения — и исчез. Вопрос: почему один человек игнорирует наступающий возраст, а другой поддается ему? Какая форма сопротивления старению является сегодня самой результативной и какая — самой адекватной? Как обстояли дела с этим вчера, и что ждет нас завтра? На самом деле, следует обратить внимание на то, что, во-первых, сильно сдвинулись границы старости и представления о правильном поведении в "преклонные годы". Сколько, например, лет капитанше Мироновой, которую Пушкин называет "старушкой"? Дочери ее семнадцать, родила она ее лет в двадцать – а жизнь уже прожита. Понятно, что императрицы Екатерины, которой в пору пугачевского восстания было чуть больше сорока, это все никак не касалось. Когда ее встречает Маша Миронова – она видит отнюдь не "старушку", а даму. Но я это не к тому, что все зависит от социального статуса. Хотя очевидно, что актриса сорока пяти лет выглядит, как правило, гораздо лучше продавщицы того же возраста. Сейчас много говорят о "биологическом возрасте", который может значительно отличаться от календарного: кто-то по своим физическим параметрам старше самого себя по документам, кто-то – моложе. Считается, что организмом можно до известной степени управлять – правильно питаться, делать зарядку, отказаться от вредных привычек, много ходить пешком. А еще говорят, что врачи-рентгенологи волшебным образом хорошо сохраняются... Есть люди, которые делают пластические операции, чтобы выглядеть моложе. Как, например, следует относиться к "феномену Гурченко"? При гладком лице с неподнимающимися веками рук с артритом было не спрятать, да и точная дата рождения также была известна. Правильно ли старательно молодиться, когда все в курсе, сколько тебе лет? Потом с Запада стала приходить другая мода – стареть естественно. Мерил Стрип заявила, что не считает нужным делать пластику; Хелен Миррен отметила, что после операций дамы выглядят странно. Таким образом, возникла альтернатива: одерживать победу над возрастом естественным путем или имитировать победу над возрастом искусственно. И вот уже Джейн Фонда (в свое время удалившая два ребра, чтобы талия была тоньше) рекламирует омолаживающий крем словами: "Вот так теперь выглядит зрелая кожа!". Вообще, у старости есть своя эстетическая история. Считается, что первыми обнаружили присутствие безобразного в бытии древние египтяне. Это отразилось в мифе об Исиде — прекрасной девушке, которую лодочники отказались переправить на остров посреди Нила, потому что Сет запретил. А ей было очень надо туда попасть, чтобы добраться до одной из частей расчлененного Сетом Осириса, которого она собирала. Тогда Исида превратилась в безобразную старуху – и ее, неузнанную, беспрепятственно перевезли на остров. Из мифа следует понимание безобразного, которое возникает в результате порчи прекрасного. То есть старость — это "испортившаяся" юность. Долгое время старость как таковая вообще была нечастым явлением в силу незначительной продолжительности человеческой жизни. Но во второй половине ХХ века люди, особенно в Европе, стали жить значительно дольше. В результате изменились и взгляды на возрастные изменения — теперь старость не обязательно "безобразна". Например, появилось такое замечательное явление, как "олдушки". На телеканале "Дождь" не так давно рассказывали про "столетних жертв моды" — жизнерадостных дам, которые философски относятся к старости и создают собственный яркий стиль, соответствующий их самоощущению и возрасту. Надо сказать, еще в 1990-е за рубежом появились пожилые манекенщицы, и даже в России было создано агентство, которое специализировалось на подборе "возрастных" моделей, – в тот момент стало окончательно ясно, что европейская часть человечества стремительно стареет, людей старше шестидесяти было уже около 15% (с перспективой увеличения до 25%), и модная индустрия начала ориентироваться на смену возрастной категории. Сейчас уже все знают, что старость старости рознь. Европейцы, японцы, американцы, выйдя на пенсию, начинают активно путешествовать. А большинство наших пенсионеров скрываются на своих дачных участках и зарываются в грядки. Отчасти дело в разнице материальных возможностей. Отчасти — в предписываемых традицией образцах поведения. {gallery}TXTS/2014/aktris_15_08_14{/gallery} Кроме того, старость стала серьезной социально-экономической проблемой: значительная продолжительность жизни для любого государства крайне невыгодна, ибо является нагрузкой на бюджет (хочется заметить, что наше государство решает ее самым радикальным способом: правительство рассматривает возможность отказа от накопительной части пенсии). В заключение хочется еще раз напомнить о "Бурановских бабушках", которые, будучи на середине восьмого десятка, покоряли "Евровидение" в год семидесятипятилетнего юбилея Валентины Терешковой. Вот он — современный образ старости. Терешкова выполнила свою историческую миссию в возрасте двадцати пяти лет и с тех пор только представительствовала. Бурановские бабушки поработали в колхозе на благо родины, вырастили детей и внуков, пропололи собственный огород – а потом стали петь и теперь, возможно, будут радовать нас своим искусством до самой смерти. Гораздо более завидная, по-моему, участь.
Тэги: |
|