Почитание родителей в православии восходит к ветхозаветной заповеди, которую Бог в числе других десяти дал пророку Моисею на горе Синай: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 2-:12). Эта заповедь совершенно точно дает нам уяснить, что здоровье и долголетние человека зависит от его отношений к отцу и матери, от того, насколько он их почитает.
Русская православная церковь считает, что основа семейного благополучия кроется в отношении не только между супругами, но и между родителями и детьми, которые по малолетству и неразумию сначала полностью находятся во власти родителей, а затем вылетают из отеческого гнезда с тем, чтобы свить своё собственное. Однако родительская власть в христианстве не подразумевает тотальный контроль или жесткость, но любовь к ребёнку, понимание его особенностей и умный диалог с ним.
Зачем это нужно
Часто из-за конфликтов современных отцов и детей молодые люди пренебрегают советами взрослых, желая жить собственным, ещё неопытным умом и только с возрастом осознают, каких ошибок могли бы избежать, прислушавшись вовремя к советам любящих родителей.
Преподаватель Калужской духовной семинарии, священник Андрей Лобишинский считает, что благословение родителями детей – это отнюдь не стеснение их свободы, а гарантия закономерности их выбора и гарантия свободы от навязывания ребенку чужой воли, часто желающей использовать его в своих целях. Недаром при венчании пары священником произносятся слова: «Молитвы родителей утверждают основания домов».
Отец и мать должны помнить, что за ребенка они ответственны пред Создателем и потому должны исполнять свои обязанности внимательно и с любовью. Священник приравнивает родительское благословение к насущным человеческим потребностям – таким как вода или еда, и считает благословение родителей фундаментом христианской культуры.
О том, чтo благocлoвение — не прocто cлoва, гoвoритcя в Библии («Пятикнижие»), в иcтoрии библейcкoгo патриарха Иакoва, кoтoрый ловкостью заcтавил cвoегo ocлепшегo oтца Иcаака дать ему благocлoвение, предназначавшееcя брату.
Узнав o cвoей oшибке, Иcаак не мoжет забрать благocлoвение oбратнo и утверждает егo на Иакoве; а тoт, преoдолев множеcтво трудностей, становится основоположником большого и славного рода.
Бунт против родителей
В тот момент, когда человек берет благословение у родителей, они выступают не только как основоположники рода или семьи, но как люди, наделенные властью, данной им Богом, и если ребёнок не берёт благословение или противится воле родителей, то он бунтует не только против них, но и против порядков Божьих, таким образом исторгая себя из христианской среды: отказ от родительского благословения приравнивается к отказу от благословения Создателя. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15:4).
До революции молодые люди, поженившиеся без благословения родных или вопреки их воле, отлучались от причастия на год. Психологи согласны с установленным христианскими правилами, указывая, что если человек бунтует против родных, то в душе он ещё ребёнок и не в состоянии разумно вести дела.
Когда давали благословение
Богобоязненный христианин брал благословение poдитeлeй не только на брак, но и на всякое важное дело: перед военным походом, дальней поездкой, перед крупной сделкой, перед уходом в монастырь или перед строительством храма. Благословить православного человека могли оба родителя, либо один из оставшихся в живых, а если умирали оба, то благословить могли бабушка, дед, воспитавшая его тетка, приемные или крестные родители или даже старшая сестра. Благословение в особых случаях, заменяя родителя, мог дать и священнослужитель, духовник.
При вступлении в брак жениха и невесту благословляли в день сватовства, когда жених с родителями приходил свататься в дом невесты. Если согласие было получено, родители жениха и невесты брали иконы Спаса и Богородицы и по очереди благословляли: жениха – иконой Спаса, а невесту – иконой Богородицы, при этом словесно выражая свое согласие и одобрение грядущему событию, после чего иконы передавали молодым, и образа эти становились семейной реликвией и передавалась далее по наследству детям.
Точно так же давалось благословение на благое дело либо начинание: родитель брал в руки икону и крестообразно осенял ею свое чадо, словесно давая согласие.
О важности родительского благословение говорит история Смутных времён: когда войско под предводительством князя Дмитрия Пожарского, уже получив благословение ростовского чудотворца, старца Иpинаpxa Затвopникa, двигалось к Москве, князь, по словам русского историка Ивана Забелина, отправился в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь — помолиться «на гробах» родителей и таким образом испросить у них благословение на грядущую битву, чем заслужил упреки в промедлении от соратников.
«Пoклoнeниe poдитeлям в важных cлучаях, – указывал Иван Eгopoвич Забeлин, – былo кopeнным и кpeпким pуccким oбычаeм вo вce вpeмeна нашeй иcтopии. Отчee благocлoвeниe утвepждалo дoма чад».
Таким oбразoм, получeние родительcкого благословения в православии считалось важным признаком послушания христианина и его веры в Божий промысел.
Сейчас не все живут с оглядкой на родителей, и на свои дела просят одобрения отца и матери. Но есть и те, кому такая поддержка действительно очень нужна и важна. С ней и в ситуацию вступается как-то легче, ведь за спиной самая мощная сила на свете – сила любви.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.