Психолог — о том, как россияне расстаются с деньгами |
25 Августа 2015 г. |
На фоне нарастающей экономической нестабильности на первый план снова выходят вопросы, связанные с деньгами: как их заработать, сохранить и потратить. Эксперт по психологическим проблемам горожан Ольга Кузнецова рассказала о том, как уберечься от спонтанных и бессмысленных трат в условиях кризиса. «Лента.ру»: Как часто ваши клиенты жалуются на материальные проблемы? Какие запросы в этой области самые распространенные? Ольга Кузнецова: В ходе работы вопрос денег возникает в 99 процентах случаев. Деньги, секс и власть — вот что в основном волнует современного горожанина. Финансовые проблемы зачастую связаны с другими запросами. В современном мире деньги воспринимаются как эквивалент счастья, поэтому в беседе с психологом это чаще всего всплывает, как «если бы у меня было больше денег, то я был бы счастлив». Деньги нередко возникают в общении психолога с клиентом как инструмент межличностных отношений и обсуждаются в терапевтическом дискурсе вместе с другими категориями, такими как власть, шантаж, манипуляция и зависимость. Есть ли разница в отношении к деньгам у женщин и у мужчин? Конечно, гендерные различия влияют и на отношение к деньгам. Во многом это связано с тем, как воспитывают мальчиков и девочек. Часто женщины полагают, что в какой-то момент в будущем об их финансовом благополучии позаботятся. Это приводит к тому, что они не всегда правильно распоряжаются деньгами или в принципе думают, что об этом не стоит особенно заботиться. Ситуация меняется, когда женщина вступает в отношения и начинает заниматься семейным бюджетом. В этот момент она становится командным игроком. Мужчины же часто, наоборот, не делятся своими планами на покупки и воспринимают вопросы о том, куда собираются потратить деньги, как ограничение. Большинство мужчин же видят мир как иерархию, поэтому они верят, что деньги равны власти и уважению. Почему деньги в массовом сознании ассоциируются с возможностями и успешностью? Деньги, как я уже говорила, являются неким символом счастья. Они символизируют удовлетворенные потребности в безопасности, свободе, власти, любви. Конечно, полагать, что человек, обладающий большими деньгами, автоматически становится счастливым, — заблуждение. И тем не менее всем нам хочется верить, что наличие денег приведет нас к счастью. Количество зарабатываемых денег — это показатель статуса в обществе. Так было всегда? Если говорить о России, то, конечно, на нас сильное влияние оказали исторические моменты. При социализме роль денег была искажена. Факторами искажения были уравненные зарплаты, государственное распределение всего, включая продукты питания, отсутствие частной собственности. Все это повлияло на отношение к деньгам, они играли скорее условную роль. Переход к рыночным отношениям был для многих психологически сложным. А если говорить про деньги как показатель статуса, то раньше таким показателем у нас в стране являлись скорее связи и приближенность или принадлежность к источнику распределения благ — государственному аппарату. Почему процесс траты денег приносит удовольствие? Как он вообще устроен? Причина этого кроется в том, что психологически мы связываем покупку с достижением счастья. Нам кажется, что с помощью приобретенного товара или услуги нам удастся стать лучше, наладить жизнь. О каких внутренних проблемах свидетельствуют транжирство или скупость? Манера обращения с деньгами прочно связана со структурными аспектами личности. Чаще всего крайности — транжирство или скупость — в отношении к деньгам все же являются последствиями психологических травм. Причинами транжирства является недостаток эмоционального тепла в детстве. Эмоционально холодные родители обычно заменяют время и тепло покупками и подарками. Становясь взрослым, такой человек тратой денег компенсирует недостаток внимания и любви. Иногда транжирство скрывает страх потери опоры — такой страх тоже формируется в детстве. Транжирство свойственно эмоционально нестабильным личностям, для них характерны частые колебания настроения, которые ведут к импульсивным поступкам. Причинами скупости могут являться семейные трудности — если в детстве человек был многого лишен, то со временем проявится желание накапливать. За прижимистым отношением к деньгам также может скрываться неуверенность в себе и нерешительность. Человек не доверяет себе, своим решениям, поэтому ничего не тратит. Часто таких людей преследует страх перед будущим, а деньги используются как фактор обеспечения безопасности. Как с психологической точки зрения правильно строить семейный бюджет? Для психологического комфорта партнеров важно, чтобы оба имели право высказываться по вопросам, которые касаются совместного бюджета, — это справедливо и в случае, когда один из партнеров не участвует в его пополнении. Также совместно стоит проработать проблемные моменты — транжирство и скупость, кстати, как раз среди них. Обсуждая такие моменты, нужно стараться убрать на второй план раздражение и гнев, потому что отношение к деньгам — это довольно личная вещь. Ключ ко всему — коммуникация, диалог. При этом за стол переговоров надо садиться с готовностью к компромиссам. Ведь обычно такие разговоры возникают у зрелых людей со сложившимися привычками. Вряд ли можно перевоспитать человека, но можно создать психологический комфорт для обоих: путем обсуждения корректировать поведение, ввести некоторые правила и соблюдать их. На что тратят деньги россияне? Можно ли сказать, что наш менталитет провоцирует непомерную щедрость? Национальные различия скорее относятся к вопросу социокультурных и исторических факторов. Я не могу их оценивать, могу только привести несколько примеров. Как я уже говорила, переход от социализма к рыночным отношениям сильно повлиял на людей — на прилавках вдруг появились продукты и вещи. И если наблюдать за людьми старшего поколения, можно отметить две крайности: тех, кто любит все покупать, даже ненужное, и второй тип — кто до сих пор делит одно яблоко на пять частей, как бы опасаясь, что все опять исчезнет. Социокультурные особенности отношения к деньгам также проявляются, например, в том, как люди принимают гостей. Но это действительно больше традиции, чем психология. Например, если вы ходили в гости в Европе, то наверняка замечали, что там не слишком ломятся столы, а в восточной традиции — наоборот, принято щедро принимать гостей. Это у нас от Востока: два десятка салатов и пара горячих блюд — нормальное русское застолье. Как вести себя, если не можешь остановиться и постоянно тратишь деньги? Есть ли какие-то проверенные рецепты? За таким поведением всегда стоят психологические сложности, о которых я рассказывала выше. Поскольку все это индивидуально, причины поведения нужно изучать отдельно в каждом случае. Один из рецептов — попробовать понять себя. Что побуждает вас тратить? Какие чувства вы при этом испытываете? Если это аддикция, навязчивое поведение, то уже одно то, что вы признаете это, будет шагом к решению проблемы. Причем ни родители, ни друзья, ни близкие не могут повлиять на происходящее. Как и в случае с большинством других аддикций, стоит обратиться к профессионалам — психологу, психотерапевту. Если же мы говорим больше про совершение импульсивных покупок, то я советую давать себе время на раздумья — уйти на 20 минут из магазина и вернуться, если вы решили, что покупку действительно стоит совершить. Если же это большая покупка — скажем, больше 5000-10000 рублей, то взять за правило давать себе сутки на размышление. Ну, или ограничить для себя возможности эти покупки совершать. Например, ходить за продуктами не в торговый центр со множеством других магазинов, а в обычный универсам недалеко от дома. Бывают ли психологические расстройства, связанные с неумением тратить деньги? Необдуманная трата денег часто является причиной негативных эмоций, расстройств личности, тревожного поведения. Исследования показывают, что многие навязчивые состояния в отношениях с деньгами связаны с депрессией, расстройствами пищевого поведения и другими расстройствами настроения. Как понять, что ты шопоголик? Что вообще такое шопоголия, признана ли такая проблема современной психологией? В психологии существует понятие «ониомания» — навязчивое влечение к совершению покупок. Как и любая зависимость, такое состояние характеризуется чувством эмоционального подъема, а затем приливом негативных эмоций — стыда, страха, одиночества. Покупки приносят эйфорию, похожую на ту, какую испытывает игрок. Причинами ониомании могут быть детские травмы, неуверенность в себе. Есть несколько факторов, говорящих о наличии проблемы. Я не буду говорить о стандартных, не имеющих отношения к психологии (например, весь гардероб забит вещами, которые вы не носите). Все психологические моменты так или иначе связаны с эмоциями. Например, человек может испытывать приливы волнения в момент совершения покупки, за которым следует чувство раскаяния. Также тревожным сигналом является то, что вы скрываете свои покупательские привычки или испытываете беспокойство, если не зашли в магазин. Стоит определиться, что побуждает вас совершать покупки, и опять же постараться исключить возможности для трат. Можно попробовать найти другую активность, которая будет занимать много времени и приносить удовольствие, — я рекомендую заниматься спортом, например, бегом. Появилось ли новое отношение к деньгам в связи с развитием благотворительности? Что компенсируют для себя люди, которые тратят деньги на помощь незнакомым людям? В психологии интерес к теме благотворительности возник недавно. И с психологической точки зрения здесь скорее тема мотивов, а не компенсации. Мотивы бывают двух видов — внешние и внутренние. К внешним относится спонсорство, когда изначально предполагается, что о факте благотворительности будет рассказано. Это важная функция, направленная на получение одобрения. И тут все проще, чем с внутренними факторами, — там более сложные психологические процессы, они индивидуальны и пока довольно плохо изучены. Если все же говорить о компенсации, то существует распространенное мнение, что благотворительность является компенсацией чувства вины за успех, а также компенсацией страха за потерю этого успеха. Но об этом вообще не стоит говорить с точки зрения науки или психологии. Главное — чтобы благотворительность была! Если люди делают добро, то какая разница — почему.
Источник: |
|