Люди, далекие от религиозной обрядовости, нередко путают понятия «анафема» и «проклятие». На самом деле это две разные вещи. Проклясть может любой человек. Для этого достаточно просто произнести соответствующее выражение, вложив в него максимум негативной энергетики. Анафема — прерогатива исключительно церкви. Да и смысл у нее совсем иной, нежели у обычного проклятия.
Трактовка понятия
Как и многие церковные термины, существительное «анафема» имеет греческие корни. В древнегреческом языке существовало слово «ἀνάθεμα», которое в переводе обозначает «отлучение». В языческие времена так называли обряд изгнания из общины одного из ее членов, совершившего особо тяжкое преступление. Позднее эту традицию переняла Христианская Церковь.
В Православной Энциклопедии 2000 года «анафема» определяется как «великое отлучение, которое может применяться лишь к членам Церкви». Соответственно, Церковь может лишать отлученного только тех благ, которыми сама заведует. Это касается участия в богослужениях, причащения таинств, возможности исповедоваться и получать прощение грехов, после смерти — шанса попасть в рай.
Протоиерей Максим Козлов в интервью корреспонденту газеты «Труд» объяснил, что преданный анафеме грешник полностью отдается Церковью на Суд Божий. С момента отлучения этот человек больше не имеет ни защиты, ни попечения Церкви. Священнослужители — духовные пастыри — больше не станут его направлять и молиться за него Господу.
Даже если грешник после отлучения называет себя христианином и продолжает молиться, на деле он больше не принадлежит к Христианской Церкви и не имеет права на ее заступничество. В этом суть анафемы.
Кого предавали анафеме
Термин «анафема» довольно часто используется в литературе, а порой и в повседневной жизни. Иногда люди в гневе говорят это слово, даже не понимая его истинного значения. Несмотря на все это, процедура «великого отлучения» за всю историю Церкви проводилась не так уж часто.
Анафема — это самая крайняя мера. Священники, как духовные пастыри, несут ответственность за все стадо. Отлучение даже одной «заблудшей овцы» — это серьезное действие. Церковь буквально снимает с себя ответственность за спасение души грешника.
Анафеме предают за самые тяжкие грехи: преступления против веры, иконоборчество, церковный раскол, ересь. Так, в 325 году были преданы анафеме все адепты ереси арианства. В 518-ом таким же образом наказали епископа Северия Антиохийского, распространителя евтихиевой ереси. В 1666 году отлучили от Церкви всех старообрядцев.
Несмотря на то, что анафема обычно налагается на людей, имеющих непосредственное отношение к Церкви и вере, история знает случаи применения ее и к мирянам. В числе отлученных — Степан Разин (1671), Иван Мазепа (1708), Ленин (1970).
Процедура отлучения
В отличии от обычного мирского проклятия, анафема требует соблюдения определенного ритуала. Существует 3 степени отлучения: 1 — от святых таинств (нельзя бывать в церкви на богослужениях, причащаться, исповедоваться); 2 — от таинств, молитв и духовного общения с другими верующими; 3 — полное отлучение, изоляция от любого общения с христианами.
Первые два варианта относятся к так называемому «малому отлучению». Его налагают на провинившегося монаха или священника высшего чина временно. Обычно малое отлучение становится карой за такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, взяточничество и пр. Полное отлучение является окончательным наказанием за самый тяжкий грех — вероотступничество.
Каноническая процедура наложения анафемы (великого отлучения) оформилась приблизительно в 340 году. Это событие приурочивают к Гангрскому собору, который созвали из-за возникновения ереси Евстафия. Борьбой с этим раскалывающим Христианскую Церковь явлением и было вызвано создание канона ритуала отлучения.
Полное отлучение провозглашается публично во время церковного собора. Изрекает анафему после детального обсуждения и вынесения решения специальный уполномоченный орган — собор архиереев или синод. Для случаев исключительной важности собирают Вселенский Собор.
Анафему грешник может получить как при жизни, так и после смерти (как было с Лениным). Во втором случае душа отлученного лишается права на поминовение. О великом грешнике больше не молятся, не читают поминальных служб.
Возможно ли снятие анафемы?
Великое отлучение считается окончательным, самым страшным наказанием человека, совершившего такой грех, который может отпустить только Господь по Его милости. И все-таки в истории были случаи, когда анафему снимали.
Согласно той же Православной Энциклопедии, это возможно в случае, если грешник покаялся, отказался от своих заблуждений или ереси и пожелал вернуться в лоно Церкви. Интересный случай, иллюстрирующий это правило, произошел в 1964 году в Иерусалиме.
Тогда папа Павел VI и константинопольский епископ Афинагор сняли друг с друга анафемы, которые наложили за несколько лет до этого. Такой «полюбовный» исход непримиримой вражды объясняется просто: священники встретились и после долгих обсуждений достигли политической договоренности.
С князем Дмитрием Донским произошел и вовсе курьезный случай. В XIV веке за антицерковную деятельность его предал великому отлучению митрополит Киева Киприан. В XX столетии безо всякого снятия анафемы Донского причислили к лику святых на соборе 1988 года.
Тем, кто чтит православие или хочет разбираться в этой теме, конечно, стоит знать, что такое анафема и когда применяется эта высшая церковная кара. И на мирян, оказывается, тоже она налагалась, хотя непосредственного отношения к церкви они и не имели.
А еще любопытное о православии можно прочитать здесь:
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.