НА КАЛЕНДАРЕ

Какие страшные места ждут грешников после смерти? Рассмотрим версии христиан

31 Января 2020 г.

Какие страшные места ждут грешников после смерти? Рассмотрим версии христиан

И ад, и преисподняя, и геена огненная и даже шеол – все это места, куда душа человека, который недостоин рая, попадает после смерти. Некоторые из этих слов – синонимы, а другие обозначают совершенно разные места.  Конечно, эти понятия относятся к религиозным, мифологическим и традиционным представлениях, ни в коей мере не претендуя на отражение научной картины мира.

Чем отличается ад от геенны огненной

О различиях между этими терминами в своих лекциях рассказывал православный священник Даниил Сысоев, убитый исламскими экстремистами в Москве.

Он уточнял, что ад (синоним этого понятия «преисподняя») – это место, куда души грешных людей попадают после смерти. «Да возвратятся грѣшницы во адъ, вси языцы забывающiи Бога», – сказано в Псалтыри (9:18). Под адом понимается некое мрачное, ограниченное пространство. Всего в Священном Писании понятие «ад» встречается 17 раз, начиная с Ветхого Завета и заканчивая Посланием к коринфянам апостола Павла, который славит Воскресение Христа и радуется благой вести, что смерть отступила от человечества: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»(13:14).

Как пишет философ Юрий Владимирович Пущаев, слово «ад» пришло в русский язык из древнегреческого. Этимология этого слова восходит к властителю подземного царства мертвых Аиду, но при этом первая буква «альфа» означает отрицание, частичку «не», а корень образован от глагола , что переводится как «видеть», «созерцать». То есть вместе эти буквы означают нечто «безвидное», то, чего нельзя увидеть. В соответствии с определением, которое дает диакон Андрей Кураев, «ад – это место, наиболее удаленное от Бога. Туда, в ад, попадают люди, которые в этой жизни не хотели быть с Богом. И таким образом Бог, удовлетворяя их желание и уважая их выбор, помещает их души как можно дальше от себя. Обитают ли в аду демоны? Православные священники считают, что да.

К счастью, как говорил о. Даниил Сысоев, в аду душа человека будет находится не всегда, а лишь до Второго пришествия Спасителя и Страшного Суда, на котором Мессия будет судить людей не по вере – ибо каждый, кто побывает в аду, вольно или не вольно уверует в Бога, но по делам человека.

Но если грехи человека настолько страшны, что простить их невозможно – такие люди будут ввержены в геенну огненную на веки вечные. Об этом пишет апостол Матфей: «...мнози от востокъ и западъ прiидутъ и возлягутъ с Авраамомъ и Исаакомъ и Иаковомъ во царствiи небеснѣмъ: сынове же царствiя изгнани будутъ во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачь и скрежетъ зубомъ (Евангелие от Матфея 8:11—12).

Кого же ждет геенна? Об этом сказано и в Послании к коринфянам: в царствие Бога не смогут войти блудники, язычники, прелюбодеи, малакии (так раньше называли рукоблудников, лесбиянок и пассивных гомосексуалистов), мужеложцы, воры, лихоимцы, люди с наркотической и алкогольной зависимостью, невоздержанные на язык (злоречивые) и «хищники». Иоанн Богослов в «Откровении» добавляет к этому списку боязливых, лжецов, убийц, колдунов и неверных – предавших Христа. «И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (20:13–14).

Чистилище и шеол

Понятия «чистилище» в православии нет, оно существует только в католической церкви, которая отпала от истинного (ортодоксального) православия в 1054 году, после чего в православных церквях под запретом находятся даже совместные молитвы с католиками – это приравнивается к вероотступничеству.

Понятие «чистилище» встречается в католическом катехизисе и означает некое место, где душа человека, обремененная не самыми страшными грехами, проходит как бы дополнительное очищение огнем и лишь после этого может предстать перед Богом.

Концепция эта появилась в католицизме только в XIII—XIV веках и была догматически оформлена в 1439 году. В чистилище попадали не только люди «с грешками», но и умершие внезапной смертью, которые не успели исповедоваться. Кстати, в средние века можно было выкупить такого человека, приобретя у католического падре индульгенцию – официальное прощение грехов. При этом католики ссылаются на Вторую книгу Маккавея, в которой ветхозаветный герой Иуда приносит жертву Богу в Иерусалиме за грехи павших в бою иудеев.

Какие страшные места ждут грешников после смерти? Рассмотрим версии христиан

Православный святой Марк Эфесский, живший в XV веке, для опровержения учения латинян о чистилище написал несколько трудов, в том числе труд «Десять аргументов, показывающих, что не существует очистительного огня», в котором указывал, что милость Божия бесконечна, и если человек искупил грех добрыми делами, то это будет зачтено Богом, а если же грех велик, а добрых дел нет, то никакой огонь его не очистит, если при жизни не было действенного покаяния, а значит, в чистилище верить не надо.

Согласно данным «Православной энциклопедии» термин «шеол» встречается в Ветхом Завете – это страна мертвых, куда люди попадают после смерти, независимо от их деяний. Шеол ждал и грешников, и праведников. Рай из-за грехопадения человека был закрыт для всех, поэтому умершие до событий Нового Завета попадали в странную, серую страну, в которой люди, пребывали как тени, где существовали проблески сознания, но ничего не происходило. Собственно, само слово шеол обозначало «могилу» и с еврейского переводилось как «неизследимое». При переводе Ветхого Завета на греческий чаще использовали слово «ад». Возможно, что шеол был неким преддверием ада, в которое Христос спустился и из которого он вывел в рай души ветхозаветных праведников и пророков.

Читайте на нашем сайте и другие мистические истории:

Cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.