НА КАЛЕНДАРЕ

Эпоха COVID-19 поворачивает лицом... к колдовству

Владимир Сахмеев, sobesednik.ru   
28 Мая 2020 г.

7 мая в Уфе от пневмонии умерла бизнес-тренер Людмила Васильева, которая призывала всех одновременно с 13:00 до 14:00 проводить медитацию для защиты от коронавирусной инфекции.

Обращение к практикам вроде колдовства актуализируется в тяжелой ситуации. И с COVID-19 тоже

На своей странице в Facebook Людмила настаивала, что заражаются ковидом те, кто «не пробужден». И сила коллективной медитации должна способствовать тому, чтобы люди на всей Земле пробудились и приняли свое всемогущество.

Обращение к практикам вроде колдовства актуализируются в любой тяжелой ситуации. И с COVID-19

На минувшей неделе факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге провел лекцию о колдовстве и смежных с ним явлениях в период пандемии. Антрополог Марина Хаккарайнен подготовила доклад о том, как изменение сознания в условиях эпидемии влияет на обращение граждан к «сверхъестественным» явлениям.

Договориться с коронавирусом

«Все специалисты по ритуалам так или иначе предлагают защиты. Вот, например, очень трогательный призыв молиться с 6:30 до 9:00 по парижскому времени от спиритического кружка, который объединяет всех, вне зависимости от религиозной принадлежности», — рассказывает в своей презентации Марина Хаккарайнен.

В России на защиту народа на спиритическом уровне встали и шаманы. Так, в Сургуте шаман Зарина провела несколько обрядов, чтобы задобрить духов смерти. Стоит отметить, что целительница не уповает только на духов, но и интерпретирует в особенном ключе карантинные меры, на которых настаивают власти.

Свои обряды, по словам антрополога, проводят и шаманы на Алтае. Но там тоже уверены, что от вируса надо не защищаться, а отнестись к нему с уважением и договориться с ним, поскольку это тоже живой организм.

В Туле колдуны, маги и целители предлагают защиту по WhatsApp. ВГТРК даже подготовил сюжет «Колдовство на удаленке» на эту тему, где ясновидящая распечатывает коронавирус на принтере и сжигает его, зачитывая спасительный текст.

Медицинские уговариватели

Антрополог поясняет, что, если в России ориентир на подобного рода врачевания все-таки не является общим местом, то в странах Африки именно медицинские антропологи в период эпидемии Эболы отправлялись на места, чтобы уговаривать людей делать прививки, а не ограничиваться обрядами. Культура этих стран доверяет медицине меньше, чем спиритическим сеансам, а медицина, в свою очередь, и в особенности эпидемиология, не обладает тем арсеналом средств для убеждения, который есть у гуманитарной науки.

Если люди отказываются и от лечения, и от наблюдения медиков, то эпидемиологам становится сложнее изучать, как развивается эпидемия и в соответствии с этим принимать решения по борьбе с этой проблемой.

Поиск виноватых и сохранение контроля

Эпидемии очень быстро обрастают фольклором и персонификацией. Так произошло и с COVID-19, причиной которого считали китайские деликатесные предпочтения (еда из летучих мышей). Ирландский и британские фонды защиты детей сообщали о случаях насилия в отношении детей, поскольку именно их некоторые воспринимали как основных разносчиков инфекции. В России, как известно, особую злобу в некоторых регионах у граждан вызвали 5G-вышки.

Медицинская антропология лишена назидательного тона в вопросах альтернативных способов профилактики и лечения. Исследователи изучают причины, с которыми люди идут к шаманам, целителям, колдунам и другим представителям парамедицины, но не к врачам.

Врачебное сообщество не дает точных ответов. Обзоры доказательной медицины не говорят на языке, понятном большинству и даже научпоп до сих пор не так доступен для понимания, как астрологический прогноз.

Медицина пока не дает точных данных даже о клинической картине заболевания, коронавирус часто ведет себя непредсказуемо, а методы лечения один за другим не оправдывают себя. Есть риски, что человек в этой ситуации предпочтет «специалистов» с наиболее однозначными ответами.

Также уход в немедицинские способы защиты может быть связан с сопротивлением тотальной медикализации повседневности, с которой столкнулось человечество: обязательное использование масок и перчаток, озабоченность гигиеной, думы о лекарствах и возможной госпитализации.

Все это ужесточает централизацию власти, ее возможность управлять теми областями жизни человека, который до сих пор в демократических обществах считались неприкосновенными. Человек теряет свою автономность, возможность управлять ситуацией на свое усмотрение под угрозой штрафов.

«Колдовство в этом случае дает нам символическую власть над происходящим, — поясняет антрополог. — А также над настоящим и будущим. Оно переводит безличные отношения в личные. Человек будто собирает через колдовскую систему свои социальные отношения в целое.

Обращение к практикам вроде колдовства актуализируются в любой тяжелой ситуации, когда человек теряет контроль. Это может быть не обязательно эпидемия, а, например, финансовый кризис, как было в 90-е. Это все-таки кризисный интерес, хотя он все время поддерживается. Если я совсем не верю в колдовство, то мне и в кризис не нужно будет. Но, поскольку они постоянно поддерживаются, то в таких сложных ситуациях возникает всплеск».

Людям нужна защита, и не находя ее в медицине или просто не доверяя ей, они обращаются к сверхъестественному. Возможно те, кто представляет колдовскую сферу, говорят на более понятном языке. Но по факту, сколько спасений мы знаем от всевозможных чародеев и магов? А от медицины? Выводы легко можно сделать самим.

Еще в связи с поднятой темой также читайте:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.