НА КАЛЕНДАРЕ

Эпоха COVID-19 поворачивает лицом... к колдовству

Владимир Сахмеев, sobesednik.ru   
28 Мая 2020 г.

7 мая в Уфе от пневмонии умерла бизнес-тренер Людмила Васильева, которая призывала всех одновременно с 13:00 до 14:00 проводить медитацию для защиты от коронавирусной инфекции.

Обращение к практикам вроде колдовства актуализируется в тяжелой ситуации. И с COVID-19 тоже

На своей странице в Facebook Людмила настаивала, что заражаются ковидом те, кто «не пробужден». И сила коллективной медитации должна способствовать тому, чтобы люди на всей Земле пробудились и приняли свое всемогущество.

Обращение к практикам вроде колдовства актуализируются в любой тяжелой ситуации. И с COVID-19

На минувшей неделе факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге провел лекцию о колдовстве и смежных с ним явлениях в период пандемии. Антрополог Марина Хаккарайнен подготовила доклад о том, как изменение сознания в условиях эпидемии влияет на обращение граждан к «сверхъестественным» явлениям.

Договориться с коронавирусом

«Все специалисты по ритуалам так или иначе предлагают защиты. Вот, например, очень трогательный призыв молиться с 6:30 до 9:00 по парижскому времени от спиритического кружка, который объединяет всех, вне зависимости от религиозной принадлежности», — рассказывает в своей презентации Марина Хаккарайнен.

В России на защиту народа на спиритическом уровне встали и шаманы. Так, в Сургуте шаман Зарина провела несколько обрядов, чтобы задобрить духов смерти. Стоит отметить, что целительница не уповает только на духов, но и интерпретирует в особенном ключе карантинные меры, на которых настаивают власти.

Свои обряды, по словам антрополога, проводят и шаманы на Алтае. Но там тоже уверены, что от вируса надо не защищаться, а отнестись к нему с уважением и договориться с ним, поскольку это тоже живой организм.

В Туле колдуны, маги и целители предлагают защиту по WhatsApp. ВГТРК даже подготовил сюжет «Колдовство на удаленке» на эту тему, где ясновидящая распечатывает коронавирус на принтере и сжигает его, зачитывая спасительный текст.

Медицинские уговариватели

Антрополог поясняет, что, если в России ориентир на подобного рода врачевания все-таки не является общим местом, то в странах Африки именно медицинские антропологи в период эпидемии Эболы отправлялись на места, чтобы уговаривать людей делать прививки, а не ограничиваться обрядами. Культура этих стран доверяет медицине меньше, чем спиритическим сеансам, а медицина, в свою очередь, и в особенности эпидемиология, не обладает тем арсеналом средств для убеждения, который есть у гуманитарной науки.

Если люди отказываются и от лечения, и от наблюдения медиков, то эпидемиологам становится сложнее изучать, как развивается эпидемия и в соответствии с этим принимать решения по борьбе с этой проблемой.

Поиск виноватых и сохранение контроля

Эпидемии очень быстро обрастают фольклором и персонификацией. Так произошло и с COVID-19, причиной которого считали китайские деликатесные предпочтения (еда из летучих мышей). Ирландский и британские фонды защиты детей сообщали о случаях насилия в отношении детей, поскольку именно их некоторые воспринимали как основных разносчиков инфекции. В России, как известно, особую злобу в некоторых регионах у граждан вызвали 5G-вышки.

Медицинская антропология лишена назидательного тона в вопросах альтернативных способов профилактики и лечения. Исследователи изучают причины, с которыми люди идут к шаманам, целителям, колдунам и другим представителям парамедицины, но не к врачам.

Врачебное сообщество не дает точных ответов. Обзоры доказательной медицины не говорят на языке, понятном большинству и даже научпоп до сих пор не так доступен для понимания, как астрологический прогноз.

Медицина пока не дает точных данных даже о клинической картине заболевания, коронавирус часто ведет себя непредсказуемо, а методы лечения один за другим не оправдывают себя. Есть риски, что человек в этой ситуации предпочтет «специалистов» с наиболее однозначными ответами.

Также уход в немедицинские способы защиты может быть связан с сопротивлением тотальной медикализации повседневности, с которой столкнулось человечество: обязательное использование масок и перчаток, озабоченность гигиеной, думы о лекарствах и возможной госпитализации.

Все это ужесточает централизацию власти, ее возможность управлять теми областями жизни человека, который до сих пор в демократических обществах считались неприкосновенными. Человек теряет свою автономность, возможность управлять ситуацией на свое усмотрение под угрозой штрафов.

«Колдовство в этом случае дает нам символическую власть над происходящим, — поясняет антрополог. — А также над настоящим и будущим. Оно переводит безличные отношения в личные. Человек будто собирает через колдовскую систему свои социальные отношения в целое.

Обращение к практикам вроде колдовства актуализируются в любой тяжелой ситуации, когда человек теряет контроль. Это может быть не обязательно эпидемия, а, например, финансовый кризис, как было в 90-е. Это все-таки кризисный интерес, хотя он все время поддерживается. Если я совсем не верю в колдовство, то мне и в кризис не нужно будет. Но, поскольку они постоянно поддерживаются, то в таких сложных ситуациях возникает всплеск».

Людям нужна защита, и не находя ее в медицине или просто не доверяя ей, они обращаются к сверхъестественному. Возможно те, кто представляет колдовскую сферу, говорят на более понятном языке. Но по факту, сколько спасений мы знаем от всевозможных чародеев и магов? А от медицины? Выводы легко можно сделать самим.

Еще в связи с поднятой темой также читайте:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Диктатура – развал – диктатура
    «Американские горки» российской истории.
  • «Обаяние просто… космическое»
    90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.