Иногда люди дома ощущают чье-то незримое присутствие. Тяготеющие к мистике и эзотерике, говорят, что это может быть домовой. Согласно народным поверьям, существо является хранителем домашнего очага. В его миссию входит поддержание в доме порядка. Кроме того, домовой отгоняет злых духов и оберегает семью.
Фото с pichold.ru
В народных верованиях домовой считался хорошим существом и ему старались угодить. Для этого ему оставляли немного еды на чердаке, под печкой или в подполе. Также каждый первый день месяца приносили домовому конфеты, печенье и другие сладости. Домового можно было угостить кашей, крошками хлеба и даже вином. Все яства оставлялись в миске в укромном месте. Сладости никто не трогал, а на следующий день их отдавали домашним животным или выбрасывали в огород. Люди верили, что откусанный кусочек хлеба или печенья говорит о благосклонности домового.
Домочадцы по-разному поддерживали свою дружбу с домовым. Если он был шумным или раздраженным, пытались успокоить. Если домовому не нравился гость, последнего старались проводить. Домовому могла даже не понравиться лошадь, и тогда это животное становилось больным и впоследствии менялось на другое (наверняка здоровое).
Таинством считался переезд в новый дом. Важно было не только освятить новое жилище, но и домового туда взять с собой. Существовали специальные ритуалы, связанные с переездом этого существа. Восточные славяне, к примеру, зазывая домового с собой, привлекали его хлебом и солью. Незримое существо перевозили в мешке или на лопате. В первом случае в мешок клали шило или уголь из печи, которые считались материальным проявлением домового. Также его можно было «усадить» на лопату, достав из печки немного угля. Угольки переносились в новый дом и отправлялись в печь уже там. После этого семья могла быть спокойна: «хозяин» переехал.
Самый распространенный способ захватить домового с собой был связан с кошкой. Считалось, что существо могло обитать не только в предметах, но и в домашнем животном, и в кошке в том числе. Перед переездом хозяйка кормила кошку и приглашала домового переехать с ними. На новом месте кошку впускали в дом первой, чтобы домовой сразу обжил его и нашел себе уютное местечко. Отсюда и традиция – «на счастье» впускать в квартиру или в дом первым кошку или кота.
Существовал ритуал, при котором домового сажали в лапоть и везли в новое жилище, как будто бы он барин какой-то. Лапоть люди тянули за собой на веревочке, а существу это очень нравилось.
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».