О профессиях наших предков, которые ввиду технического прогресса либо исчезли, либо преобразовались до неузнаваемости, кажется, совсем забыли. И зря, телекомпания «Цивилизация» о них вспомнила и рассказала так интересно, что русская повседневная жизнь, бытовая культура ХIХ века и более раннего времени предстала неожиданно обаятельной, стала ближе и понятнее.
На канале «Культура» продолжается цикл «Забытое ремесло» режиссёра Юлии Мавриной
Бурлак, коробейник, кружевница, шарманщик, телефонистка, шорник, половой, цирюльник, трубочист, старьёвщик, водовоз, фонарщик, городовой, сваха, извозчик – им посвящены выпуски, длящиеся не больше пятнадцати минут цикла «Забытое ремесло». Практически всех этих когда-то очень нужных и важных профессий сейчас нет, о них можно прочитать в классической литературе, их представители изображены на картинах старых мастеров, а когда-то это были виды деятельности миллионов людей России.
Например, бурлаков в России было больше полумиллиона. Им посвящена, может быть, самая великая русская песня и самая известная картина великого русского художника. С древних времён и до ХХ века, пока на паровой ход окончательно не перешёл водный транспорт, ватаги бурлаков тянули по всем судоходным рекам баржи вверх по течению. Например, по Волге от Астрахани или Саратова до Твери, Ярославля и Нижнего Новгорода бурлаки тащили расшивы, барки (так назывались тогда речные суда) с зерном, рыбой, икрой, железом и другими грузами. Большей частью весной и осенью, когда была высокая вода; шли вдоль берега, иногда по колено в воде, отсюда профессиональная болезнь – ревматизм. Из фильма я узнал то, о чём ранее не слышал, – откуда пошло выражение «дело табак»: бурлаки иногда шли в воде по грудь и самое дорогое – кисет с табаком – вешали себе на шею, и когда вода доходила до кисета, то брести уже невозможно, дело табак. Вожака, то есть бригадира, называли шишкой, он чалился первым и запевал, чтобы шагать в такт. Шли в бурлаки чаще мордва, чуваши и татары, зарабатывал бурлак за сезон 5 рублей, по тем временам неплохие деньги. Для сравнения, картину «Бурлаки на Волге» Репин продал за десять тысяч. С развитием пароходства, с середины ХIХ века, профессия стала приходить в упадок, но существовала, и только в 1929 году официально труд бурлака был запрещён.
А вот кружевницы благодаря усилиям государства, поддерживающего народные промыслы, ещё в редких артелях остались, они, а также историки-краеведы рассказывали об этом кропотливом, требующем необыкновенного внимания и терпения труде. Бывший крепостной, ставший великим художником, Василий Тропинин, автор знаменитой «Кружевницы», изобразил не крестьянку, а чуть ли не барыню, и был недалёк от истины. Труд этот был привилегированным, кружева в Европе ценились высоко – кружевниц выкрадывали, из-за них начинались «кружевные войны». Нашим модникам и модницам кружева доставались очень дорого, пока Пётр Великий не выписал из Прованса кружевниц, которые стали обучать этому изысканному ремеслу русских крестьянок. И обучили, город Балахна стал центром очень доходного кружевного производства. Юные кружевницы, начинавшие с малых лет, к замужеству зарабатывали себе отличное приданое. И вот почему, скорее всего, тропининская кружевница выглядит не как крепостная девка, а как барынька.
Ещё удивительнее оказался рассказ о предшественниках нынешних челноков и курьеров, доставляющих самые разные товары и продукты, – о древней профессии коробейника. Их также называли «ходебщики» и «офеня», и тут начинается самоё интересное. Поименование «офеня» пошло, как полагают создатели фильма, от афинян, греков, которые первыми занялись торгово-коммуникативным промыслом. Ходили с коробами, в которых была всяческая полезная в хозяйстве продукция, и не только снабжали «ситцем, парчой» и другой, как сейчас бы сказали, галантереей, но и приносили вести со всего света. Потом греков сменили отечественные коробейники, очень важные люди в повседневной жизни России – недаром о них Некрасов написал поэму «Коробейники», а народ сложил одну из самых популярных песен. Ох, непросты были эти ходебщики и офени, они со времён греков имели свой тайный язык, феню, этот язык и лёг в основу «блатной фени». А слова «лох», «бухать», «клёво», «коцать», «мастырить», «окульпашить» и многие прочие происходят из профессиональной лексики коробейников.
С появлением железных дорог и улучшением снабжения нужда в коробейниках отпала, бывшие офени стали купцами и влились в круг тех, кто, например, поднимал экономику Сибири в ХIХ веке, – многие сибирские купцы были из коробейников. Но вот что поразительно, профессия эта не умерла, пассажиры в подмосковных электричках часто встречают коробейников, которые продают всякие необходимые для дачников мелочи. В фильме об этом ничего не сказано, потому, наверное, что нынешние «ходебщики» и «офени» нарушают закон, торгуя без кассовых аппаратов и в неположенных местах.
Вот только три профессии старой России из цикла, на канале «Культура» показано пятнадцать фильмов, а всего их сделано двадцать, и объединяет их очарование быта пращуров. И есть в этом доброе отношение к прошлому, а не казённый патриотизм.
Зачем мне знать, что городовой никак не мог быть меньше ростом, чем 178 сантиметров, но всё же эта цифра говорит о том, что предки наши были не дураки, если постановили, что полицейский, который отвечает за порядок на определённой территории, должен был быть высоким и статным, чтобы вид иметь представительный. И хотя в художественной литературе над городовыми много смеялись, а в революцию их убивали, всё-таки отдадим им должное, они делали много полезного, подчас вооружены были только свистком, но порядок «на районе» блюли. Цикл привлекает любовью к ушедшим эпохам, к «родному пепелищу» и, конечно, огромным фактографическим материалом, который в лёгкой иронической подаче легко усваивается, как говорят в школе. Кстати, первые, кому стоит рекомендовать «Забытое ремесло», так это школьники.
Интересно узнать о профессиях прошлого: коробейник, кружевница, бурлак.... Пройдет время, и многие занятия нынешнего дня тоже останутся только в истории. Никогда не задумывались, уважаемые читатели: а какие из них?
Еще любопытное об историческом и не только можно прочитать здесь:
90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.