НА КАЛЕНДАРЕ

Тыл за колючей проволокой

Эдуард НУРАЕВ   
27 Октября 2024 г.

В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».

Тыл за колючей проволокой

Ранее:

Тыл за колючей проволокой (Начало)

По всей видимости, данный вопрос был задан неслучайно. В конце XIX – начале XX века много шума в мире наделал проект ТрансАляско-Сибирской железной дороги, которую предполагалось прокладывать севернее Транссиба. Строительство брали на себя западные фирмы, в основном американские, условия были «пустяковые»: полоса отчуждения вдоль трассы шириной в восемь миль в каждую сторону. И с правом распоряжаться этой полосой по своему усмотрению. Хорошо, что такая сделка не состоялась, и противники проекта, не склонные торговать Сибирью, победили.

В середине 90-х годов XX века, когда «дикий рынок» завалил Россию, появилось предложение американского экономиста Мида о продаже Сибири США. В Америке не забыли, с какой легкостью удалось завладеть Аляской, и пользуясь тяжелым положением России, предложили ей освободиться от «лишнего». Это предложение было конкретным: в границах от Енисея до океана создать семь американских штатов, называлась цена – 5–6 триллионов долларов. (Эти данные взяты из книги известного российского писателя, нашего земляка Валентина Григорьевича Распутина «Сибирь, Сибирь…».)

Под руководством Берии

На основании данных нашей разведки весной 1945-го стало ясно, что в результате проведенных в Англии и США научных исследований ядерный вид оружия следует считать практически осуществимым. Произведенный американцами взрыв в Аламогордо заставил руководство СССР ускорить работы по «Атомному проекту». 20 августа 1945 года постановлением ГКО был сформирован Специальный комитет под председательством Л. П. Берии. В состав комитета вошли кандидаты в члены Политбюро Г. М. Маленков, Н. А. Вознесенский, а также А. П. Завенягин (зам. председателя), М. Г. Первухин и ученые – А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатов, П. Л. Капица. Важнейшей задачей ГУЛАГа с этого времени стало обеспечение рабочей силой строек атомной промышленности, которые вел Главпромстрой МВД СССР. В его ведении было 11 крупных объектов специального строительства.

По состоянию на 1 апреля 1946 года количество заключенных в местах лишения свободы превысило полтора миллиона человек. В то же время исключительно важные задачи стояли перед железнодорожными строителями ГУЛАГа, так как в этот же период предстояло возобновить строительство БАМа, начать строительство железной дороги Чум – Салехард, тоннеля под Татарским проливом, железной дороги Наушки – Улан-Батор.

Сразу после капитуляции Японии в сентябре 1945 года Л. П. Берия подписал приказ НКВД СССР, которым на основании постановления ГКО 200 тысяч военнопленных японцев были направлены на продолжение строительства начатой еще до войны Байкало-Амурской магистрали. К первой очереди БАМа относится часть железнодорожной линии протяженностью 1995 км. Эта железная дорога была разбита на три участка: Тайшет – Братск – Усть-Кут протяженностью 700 км, Комсомольск – Ургал (507 км), Известковая – Ургал (334 км). Для этих целей было организовано три управления: Амурское, Тайшетское и Ленское. К началу строительства БАМа была сдана в эксплуатацию железнодорожная магистраль Комсомольск – Сов. Гавань протяженностью 475 км.

На 1 января 1947 года численность заключенных ГУЛАГа составила 1703 506 человек и продолжала нарастать. В ноябре 1947 года был сдан в эксплуатацию головной участок БАМа Тайшет – Братск протяженностью 310 км. 22 мая 1948 года постановлением Совета Министров СССР было объявлено о подготовке к восстановлению законсервированной в войну железнодорожной магистрали БАМ – Тында и подготовке к строительству железнодорожного участка Тында – Хандыга с ответвлением на Якутск. На первом этапе планировалось ввести в строй участок БАМ – Тында – Чульмакан (в документах МВД СССР указывается Чульмакан, а в атласах СССР – населенный пункт Чульман) протяженностью 480 км и открыть движение поездов к концу 1954 года.

Последний участок – Чульмакан – Томмот – Якутск – планировалось закончить к концу 1958 года. Но этим планам не суждено было сбыться в связи со смертью И. В. Сталина.

13 августа 1951 года министр МВД СССР С. Н. Круглов направил руководству страны информацию об окончании строительства железнодорожной магистрали Тайшет – Братск – Усть-Кут протяженностью 702 км, что позволило обеспечить сквозную перевозку народнохозяйственных грузов с ВСЖД (Восточно-Сибирской железной дороги) в северо-восточные районы СССР. Железнодорожная магистраль Известковая – Ургал протяженностью 339 км находилась в постоянной эксплуатации Министерства путей сообщения с 1 июля 1951 года. К 1953 году было уложено 1704 км из запланированных 1995 км.

Монголия стала ближе

4 сентября 1947 года И. В. Сталин подписал постановление о строительстве железнодорожной линии Наушки – Улан-Батор протяженностью 404 км главного пути. В целях секретности этому объекту было присвоено наименование «№ 505». Для осуществления строительства было создано строительное управление на базе двух лагерей в районе Сухэ-Батора на территории Монголии в 8 км от советско-монгольской границы. Численность заключенных была доведена до 80 тысяч человек, в том числе 20 тысяч военнопленных японцев. Японцев разрешалось использовать только на первых 250 км строящейся трассы.

Между СССР и МНР был заключен договор о строительстве железнодорожной линии Наушки – Улан-Батор, согласно которому указанная дорога пути со всеми зданиями, оборудованием, подвижным составом и предприятиями будет являться собственностью правительства СССР. Правительство МНР предоставило в безвозмездное пользование на 75 лет полосу земли по всей трассе от 120 до 300 метров шириной и за пределами указанной полосы соответствующие земельные участки, необходимые для возведения технических зданий, сооружений и подсобных строений.

25 октября 1949 года была закончена укладка рельсов на всем протяжении пути, и 3 ноября 1949-го открыто движение по этой магистрали. 18 декабря 1950 года был подписан акт Советско-Монгольской комиссии по передаче железнодорожной линии Наушки – Улан-Батор в постоянную эксплуатацию протяженностью 404 км главного пути и 25 км станционных путей. За короткий срок, в течение 24 месяцев, выполнена укладка пути в тяжелых условиях пустынной и горно-пересеченной местности Монголии при значительном недостатке местных материалов, транспортных средств и связи.

Дальневосточный мегапроект

Особо следует остановиться на строительстве тоннеля под Татарским проливом, так как морское сообщение с северной частью Сахалина могло осуществляться лишь с конца июня до начала ноября, то есть всего четыре месяца в году.

В конце 1940-х обеспечение надежной связи с островом Сахалин приобрело еще большую актуальность. Начало «холодной войны» обострило обстановку на Дальнем Востоке. В этих условиях, при превосходстве американского флота, базировавшегося в Японии, морские пути сообщения с Сахалином в случае возникновения конфликта могли быть прерваны. Все это требовало принятия мер по обеспечению надежной связи с островом, позволявшей, в случае необходимости, заменить морской транспорт.

В апреле 1950 года специалисты МВД, МПС, Военно-Морского министерства и Главного управления Северного морского пути представили три варианта железнодорожного перехода через Татарский пролив: дамба, паромная переправа и тоннель. Предпочтение отдавалось дамбе и паромной переправе. Под дамбой понималась каменная насыпь длиной около 8 км через Татарский пролив в наиболее узком его месте (от мыса Лазарева на материке до мыса Погиби на острове). Для устройства дамбы и прокладки по ней двухпутного железнодорожного пути и автомобильной дороги ширина по гребню дамбы предусматривалась не менее 30 метров. Откосы дамбы планировалось крепить тяжелыми бетонными массивами. Для пропуска кораблей предусматривалось устройство судоходного шлюза, у которого длина камеры составляла около 300 метров, ширина 30 метров и глубина 8 метров. Стоимость работ по постройке дамбы составляла примерно 1 миллиард 300 миллионов рублей в ценах 1950 года.

Второй вариант предусматривал использование морских железнодорожных паромов ледокольного типа. В данном случае планировалось сооружение у обоих берегов станционных площадок с подходящими железнодорожными путями, которые размещались на предварительно отсыпанных насыпях шириной по верху 25 метров. Эксплуатация паромов осложнялась в зимний период. Ориентировочная стоимость паромной переправы составляла 650 миллионов рублей.

Третий вариант заключался в строительстве железнодорожного тоннеля под Татарским проливом в наиболее узком его месте. По предварительным подсчетам, общая длина тоннеля составляла 13,4 км, в том числе подводная его часть – 7,3 км. Подземная часть тоннеля требовала вентиляции с подогревом воздуха, и для этих целей предполагалось строительство котельной на каждом берегу. Кроме того, до начала строительных работ необходимо было построить электростанцию мощность 25 тысяч квт для обеспечения работы проходческих щитов. Диаметр проектировавшегося тоннеля составлял 8,2 метра. Срок прокладки тоннеля пять – пять с половиной лет. Стоимость строительства 2 миллиарда 700 миллионов рублей.

Вскоре секретным постановлением Совета Министров СССР от 5 мая 1950 г. было решено построить тоннель и резервный морской паром. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, но в 1952-м их также передали в ведение МВД). Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены Советом Министров 6 сентября 1950 года. Пуск тоннеля в эксплуатацию запланировали на конец 1955 года.

По состоянию на 1 января 1953 года в Нижнеамурлаге МВД числилось 30 689 заключенных и на строительстве в Сахалинской области еще 14 165 подневольных тружеников. Только смерть И. В. Сталина остановила эту грандиозную стройку не без активного содействия Н. С. Хрущева. Таков в сталинские времена был масштаб работы ГУЛАГа.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.
  • Никита Хрущев: два цвета времени
    60 лет назад, посредине осени 1964 года, в результате кремлевского заговора был смещен со всех постов и отправлен на пенсию первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев. Несмотря на дворцовый характер «октябрьского переворота – 2» (первый, куда более глубокий, случился в 1917-м), отставка Никиты Сергеевича была логичным следствием слишком слабой поддержки «кукурузника» на всех уровнях советского общества.
  • Непогашенная луна Бориса Пильняка
    К 130-летию со дня рождения писателя, которого ненавидел Сталин
  • Частные размышления о прошедшем лете и начале осени…
    Никак я не могу понять: отчего это так все в нашем отечестве происходит? Причем за редким исключением с завидным постоянством. Ну, вот хотя бы на протяжении всей моей уже совсем не короткой – более чем семидесятипятилетней – жизни, что слышим мы от власть имущих разной высоты и ранга занимаемого ими положения одно, а на деле видим совсем другое. Порой совершенно противоположное, ими же самими сказанного о грандиозных или не очень грандиозных планах. Например, по улучшению жизни народа, а вовсе не отдельных его представителей. Ну, тех, что и народом-то уже давно не являются, ибо живут совсем в ином мире и совсем в другом мире. То есть в конечном итоге все получается у нас по присловью Виктора Степановича Черномырдина, человека остроумного и знающего властные структуры не понаслышке, стоявшего во главе российского правительства с 1992 по 1998 год: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…»
  • Этот лай у нас песней зовется
    Удивительное дело – всегда с детства любила собак – разных, больших и маленьких, они были моими друзьями. В разные годы в нашей семье жили-были красивый пудель Барик, мощный лайка Дик, музыкальная дворняжка Лада и изящная кокер-спаниель Бэтти – мы о них вспоминаем часто…
  • Вам здесь жить (миниатюры)
    Виктор Секерин был журналист и учёный, писал статьи, книги и – миниатюры в газеты. Так учили раньше на факультетах журналистики, когда вёрстка осуществлялась вручную укладкой в наборную форму отлитых на линотипе, порой ещё тёплых, строк при помощи шила, которым мастерски владел каждый метранпаж, а макеты страниц будущей газеты создавались при помощи линейки-строкомера. Если рядом с большими материалами оставался «воздух», его заполняли «информашками», а на последнюю полосу шли лирические миниатюры. Виктору Секерину они удавались всегда, их можно было найти от газет Выборга, где он проходил студенческую практику, до нового рода газет Читы середины 1990-­х.
  • С юбилеем, дорогой ВУЗ!
    В 2024 году педагогический институт Иркутского государственного университета отмечает 115 лет со дня основания. За это время в его стенах получили высшее образование десятки тысяч педагогов, работавших в самых различных школах Восточной Сибири. Их готовили преподаватели, о которых помнят выпускники института, и о которых хочется говорить стихами. Большое им спасибо за их благородный труд.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ. Продолжение
    Леонид Борисович продолжал: – Здесь есть очень теплые и неподдельно искренние куски встречи матери и сына. Это заслуга Саши, хорошего оператора, сумевшего не прозевать, увидеть, снять их с хорошим светом. Есть волнующий рассказ матери, как она лишилась своего малыша. Есть еще не менее емкие фрагменты, но это, в общем-то, гладко, если хотите, почти благостно. А мы делаем фильм о войне, о величайшей трагедии человечества. В эту трагедию попал маленький русский мальчишка, который вырос в Германии немцем. Кажется, маленькая личная трагедия, но на самом деле она гораздо глубже, если хотите, громадная трагедия, принесенная войной.
  • По крупицам (короткие рассказы)
    Читая прозу Ирины Аркадьевны Апарченко, часто хочется сопоставить звучащие в ней мотивы с её же душевными и наполненными глубокими чувствами стихами. Сейчас припомнились такие строки:
  • «Не сыпь мне соль на рану…»: несравненный Вячеслав Добрынин
    1 октября не стало Вячеслава Добрынина. В 80-90-е его шлягеры звучали в каждом доме, а голос с хрипотцой нельзя было спутать ни с каким другим.
  • Возвращение блудного «целителя»: почему Кашпировский снова собирает полные залы
    Давно замечено, чем сложнее и нестабильнее обстановка в стране, тем активнее и наглее ведут себя всевозможные ведуны, экстрасенсы, целители, маги и прочие представители околонаучных сфер. Именно тогда, в неспокойном 1989 году, появился в эфире Центрального телевидения СССР «маг» и «волшебник» Анатолий Кашпировский.
  • Откуда дровишки?
    Все от печки – напоминает нам народная пословица, имея в виду наши жизненные устои.

У нас есть похожие статьи и новости: