Общность этимологии и исходного значения этих слов очевидна. Но в христианстве и в исламе они обрели несколько различные функции.
Иудейский и христианский Сатана
Прежде всего, напомним немного о том, кто такой Сатана. Да, уже видно, что это слово используется как имя собственное, в единственном числе. Сатана один. Нам трудно даже сказать, как это слово могло бы склоняться во множественном числе: несколько сатанов или сатан? Нет, Сатана это конкретное личное имя.
В некоторых древних книгах Ветхого завета еврейское слово «сатана» обозначало не категорию каких-то существ, а некоторые вредные для веры качества самого человека. В церковнославянском и русском переводе Библии нету сатаны как имени нарицательного, хотя в переносном (ругательном) значении оно издавна используется в нашей бытовой речи по отношению к человеку, мешающему своим поведением каким-то благочестивым действиям или настроению других людей. И это значение как раз весьма близко к первоначальному древнееврейскому.
Но уже в Книгах Пророков (Захарии, Иова) Сатана это конкретный персонаж, обычно трактуемый как тёмный, падший ангел, искушающий веру праведника. Богословы считают, что Сатана упоминается и в некоторых других книгах (Исайи, Иезекииля), но не назван так либо именуется иносказательно (например, Светоносный, он же Люцифер).
В Евангелии Сатана искушает Христа, а в послании Апостола Павла к Ефесянам Сатана назван «Князем, господствующим в воздухе». Отсюда и идёт, по-видимому, христианское представление о Сатане как предводителе тёмного, адского воинства, противостоящего Богу. Оно нашло наиболее полное выражение в Апокалипсисе Иоанна Богослова.
Функции исламских шайтанов
Исламское представление о шайтанах восходит к имени нарицательному. От олицетворения нехороших качеств человека слово «шайтан» перешло на обозначение целой категории духов. Шайтанов, по мусульманскому поверью, много. Более того, у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел. Это представление, впрочем, имеет своё соответствие и в христианских воззрениях, только у христиан такой персональный тёмный ангел называется не сатаной, а демоном или бесом.
Работа у шайтанов простая, но хлопотливая: подбивать человека на совершение неблагочестивых поступков, на сомнения в вере, мешать ему совершать молитвы и богоугодные деяния. Вот одно из указаний на функции шайтанов в Коране. «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзости», – сказано в суре аль-Бакара (смысловой перевод Эльмира Кулиева).
Колдовство, волшба магия – всё это как раз искусство шайтанов, которому они учат людей, дабы те перестали поклоняться Аллаху и надеяться на Его милость. Вера в Аллаха и доскональное соблюдение предписаний Корана являются основной гарантией от козней шайтанов. Всевышний говорит в суре аль-Хиджр: «Мы предохранили его [человека] от всякого шайтана».
Природа шайтанов и их отношения с их главой – Иблисом
Субстанциальное отличие шайтанов от ангелов состоит в том, что шайтаны имеют материальную природу. Они созданы Аллахом из бездымного пламени (15:27). Однако если они не пожелают, то человек не может их ни увидеть, ни услышать, ни осязать. В этом они чем-то похожи на ангелов, которым могут подражать. Шайтаны могут принимать разные обличья, в том числе обличья людей. Самая коварная личина шайтана, когда он принимает облик настоящего ангела. Конечно, праведника такая личина шайтана обмануть не может, но человек, сильно грешащий, нестойкий в вере, может соблазниться этим.
Шайтаны являются одной из разновидностей джиннов. В доисламскую эпоху джиннами назывались у арабов вообще любые духи, причём они могли быть как злыми, так и добрыми. После возникновения ислама все джинны были записаны в злые духи. Не всякий джинн – шайтан, но всякий шайтан – джинн. Джинны могут приносить вред человеку и по собственной инициативе. Шайтаны это самые сильные, зловредные и коварные из джиннов, непосредственно служащие Иблису.
Христианскому Сатане как падшему ангелу соответствует у мусульман Иблис. Он и предводительствует сонмом бесчисленных шайтанов. Местами в Коране под словом «шайтан» подразумевается конкретно Иблис. Это связано как с нежелательностью упоминания собственного имени Ангела Зла, так и с тем, что первоначально личности Иблиса и его слуг как олицетворений зла не были чётко дифференцированы. Над этим уже поработали мусульманские богословы в века, последовавшие за записью Корана.
Возможно, какие-то силы, сбивающие людей с доброго пути и приводящие к дурному существованию, и есть. Но многое ведь зависит от самого человека. Какой выбор и в сторону чего он осуществляет буквально каждый день и каждый час. Не обижать близких и не травмировать их своими неурядицами, подать руку помощи, если в этом кто-то нуждается, и не водить дружбу с зеленым змием и не приобщать к нему других и т.д. Все это предельно доступно и просто. И разные падшие творения здесь совсем ни при чем.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.