НА КАЛЕНДАРЕ

Сатана один, а шайтанов много. А в чем еще различия падших творений?

По инф. cyrillitsa.ru   
26 Августа 2020 г.

Общность этимологии и исходного значения этих слов очевидна. Но в христианстве и в исламе они обрели несколько различные функции.

Сатана один, а шайтанов много. А в чем еще различия падших творений?

Иудейский и христианский Сатана

Прежде всего, напомним немного о том, кто такой Сатана. Да, уже видно, что это слово используется как имя собственное, в единственном числе. Сатана один. Нам трудно даже сказать, как это слово могло бы склоняться во множественном числе: несколько сатанов или сатан? Нет, Сатана это конкретное личное имя.

В некоторых древних книгах Ветхого завета еврейское слово «сатана» обозначало не категорию каких-то существ, а некоторые вредные для веры качества самого человека. В церковнославянском и русском переводе Библии нету сатаны как имени нарицательного, хотя в переносном (ругательном) значении оно издавна используется в нашей бытовой речи по отношению к человеку, мешающему своим поведением каким-то благочестивым действиям или настроению других людей. И это значение как раз весьма близко к первоначальному древнееврейскому.

Но уже в Книгах Пророков (Захарии, Иова) Сатана это конкретный персонаж, обычно трактуемый как тёмный, падший ангел, искушающий веру праведника. Богословы считают, что Сатана упоминается и в некоторых других книгах (Исайи, Иезекииля), но не назван так либо именуется иносказательно (например, Светоносный, он же Люцифер).

В Евангелии Сатана искушает Христа, а в послании Апостола Павла к Ефесянам Сатана назван «Князем, господствующим в воздухе». Отсюда и идёт, по-видимому, христианское представление о Сатане как предводителе тёмного, адского воинства, противостоящего Богу. Оно нашло наиболее полное выражение в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Функции исламских шайтанов

Исламское представление о шайтанах восходит к имени нарицательному. От олицетворения нехороших качеств человека слово «шайтан» перешло на обозначение целой категории духов. Шайтанов, по мусульманскому поверью, много. Более того, у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел. Это представление, впрочем, имеет своё соответствие и в христианских воззрениях, только у христиан такой персональный тёмный ангел называется не сатаной, а демоном или бесом.

Работа у шайтанов простая, но хлопотливая: подбивать человека на совершение неблагочестивых поступков, на сомнения в вере, мешать ему совершать молитвы и богоугодные деяния. Вот одно из указаний на функции шайтанов в Коране. «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзости», – сказано в суре аль-Бакара (смысловой перевод Эльмира Кулиева).

Колдовство, волшба магия – всё это как раз искусство шайтанов, которому они учат людей, дабы те перестали поклоняться Аллаху и надеяться на Его милость. Вера в Аллаха и доскональное соблюдение предписаний Корана являются основной гарантией от козней шайтанов. Всевышний говорит в суре аль-Хиджр: «Мы предохранили его [человека] от всякого шайтана».

Природа шайтанов и их отношения с их главой – Иблисом

Субстанциальное отличие шайтанов от ангелов состоит в том, что шайтаны имеют материальную природу. Они созданы Аллахом из бездымного пламени (15:27). Однако если они не пожелают, то человек не может их ни увидеть, ни услышать, ни осязать. В этом они чем-то похожи на ангелов, которым могут подражать. Шайтаны могут принимать разные обличья, в том числе обличья людей. Самая коварная личина шайтана, когда он принимает облик настоящего ангела. Конечно, праведника такая личина шайтана обмануть не может, но человек, сильно грешащий, нестойкий в вере, может соблазниться этим.

Шайтаны являются одной из разновидностей джиннов. В доисламскую эпоху джиннами назывались у арабов вообще любые духи, причём они могли быть как злыми, так и добрыми. После возникновения ислама все джинны были записаны в злые духи. Не всякий джинн – шайтан, но всякий шайтан – джинн. Джинны могут приносить вред человеку и по собственной инициативе. Шайтаны это самые сильные, зловредные и коварные из джиннов, непосредственно служащие Иблису.

Христианскому Сатане как падшему ангелу соответствует у мусульман Иблис. Он и предводительствует сонмом бесчисленных шайтанов. Местами в Коране под словом «шайтан» подразумевается конкретно Иблис. Это связано как с нежелательностью упоминания собственного имени Ангела Зла, так и с тем, что первоначально личности Иблиса и его слуг как олицетворений зла не были чётко дифференцированы. Над этим уже поработали мусульманские богословы в века, последовавшие за записью Корана.

Возможно, какие-то силы, сбивающие людей с доброго пути и приводящие к дурному существованию, и есть. Но многое ведь зависит от самого человека. Какой выбор и в сторону чего он осуществляет буквально каждый день и каждый час. Не обижать близких и не травмировать их своими неурядицами, подать руку помощи, если в этом кто-то нуждается, и не водить дружбу с зеленым змием и не приобщать к нему других и т.д. Все это предельно доступно и просто. И разные падшие творения здесь совсем ни при чем.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.