НА КАЛЕНДАРЕ

«Обратная зеркальность» потустороннего мира народа манси

По инф. cyrillitsa.ru   
26 Февраля 2020 г.

Погребение покойника – обряд, который может раскрыть менталитет того или иного народа, ведь похоронные ритуалы отражают не только отношение людей к смерти, но и их восприятие реальности. Например, манси верят в реинкарнацию человека и считают, что мир мертвых зеркально противопоставлен миру живых. Это влияет на погребальные обряды, делая их по-своему шокирующими для представителей других народов.

Манси верят в «обратную зеркальность» потустороннего мира, их погребальные обряды шокируют

Два типа мироздания

Известный этнограф Елена Фëдорова написала научную работу «Погребальный культ северных манси в этноисторическом аспекте», которая вошла в сборник статей «От бытия к инобытию: фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки» (Санкт-Петербург, 2010 г.). В ней автор отметила, что у манси издревле существуют два типа погребения, свойственные для двух экзогамных фратрий, на которые делится этот народ.

«Захоронения в глубоких ямах характерны для тех населенных пунктов, где жили люди Мось (Щекурья, Ясунт, Хангла, Няксимволь), причем в Ясунте, основанном, как считается, людьми Пор, произошла смена населения. Для кладбищ деревень, где обитали люди Пор, были характерны захоронения в неглубоких ямах или на поверхности земли (Яны-пауль, Ломбовож, Хурумпауль)», – сообщила Е.Г. Фëдорова.

Как считают этнографы, изначально фратрию Пор составляли аборигены Урала, а фратрию Мось – потомки угров, мигрировавших на данную территорию. И восприятие мироздания у этих людей было разным.

Пор придерживались «горизонтальной» концепции, согласно которой мир живых параллелен миру мертвых, куда души отправляются на лодке. Поэтому закапывать гробы в землю – для них значило осложнять путь покойного на тот свет. Представители этой фратрии издревле хоронили своих покойников в выдолбленных из дерева челноках-лодках, которые сверху прикрывались досками.

Мось являлись сторонниками «вертикальной» концепции, разделяя миры на верхний, срединный (наш) и нижний. Они не практиковали воздушное погребение, а только ингумацию (захоронение в земле). Эти люди считали, что покойники, достойно прожившие свою жизнь и правильно погребенные, затем оказываются на небе.

Над гробом, даже если его не зарывали, а просто ставили на специальном помосте, обязательно возводилось подобие деревянного домика, в котором мертвый будет как бы «жить» до своей реинкарнации. В одной из стен такого надгробия проделывали небольшое отверстие, куда в поминальные дни родственники покойного просовывали разные угощения.

Кровавые жертвоприношения

В издании «Сибирский сборник – 1. Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Книга II» (Санкт-Петербург, 2009 г.) содержится статья кандидата исторических наук Валентины Ивановой «Лексика погребального обряда среднесосьвинских манси». В ней говорится, что представители этого народа издревле прибегали к помощи магии в попытке отвести смерть от близкого родственника или друга. В данном деле мог помочь живущий в селении «знающий» или «видящий». То есть, местный шаман.

«Для того чтобы предотвратить смерть, среднесосьвинские манси могут обратиться к одному из важных семейных духов Тэнэaйнут Едящее и пьющее существо. Это Куль ōтыр (он же Хуль ōтыр) хозяин нижнего мира. Роль его неоднозначна. Его можно отнести к злым духам. Чтобы человек выздоровел, в честь этого духа совершались кровавые жертвоприношения», – написала В.С. Иванова.

Манси считали, что массовая гибель людей или эпидемии случаются, когда Хуль ōтыр является в селение вместе со своими прислужниками. Для того чтобы отвести смерть от родных и близких, по этой логике, необходимо было напоить злых духов кровью жертвенного оленя, медведя или другого животного, на которое укажет «знающий».

Обратная зеркальность

В своей книге «Обрядовая деятельность народа манси». Часть I «Обряды жизненного цикла» (Ханты-Мансийск, 2010 г.я) ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светлана Попова подробно остановилась на описании нескольких шокирующих похоронных ритуалов.

По мнению исследовательницы, манси считают, что мир мертвых имеет обратную зеркальность по отношению к миру живых. То есть, испорченные (сломанные, надрезанные) предметы там являются целыми, а целые – непригодными к использованию.

Поэтому вещи, которые родственники кладут в гроб и внутрь надмогильного «домика», чтобы покойный мог пользоваться ими в загробном мире, обычно надрезают или надламывают, а то и вовсе откалывают от них кусочки. Это относится ко всему: одежде мертвеца; курительным приспособлениям; мешочкам для рукоделия; украшениям; домашней утвари и другим предметам, важным для покойного, которые могут быть похоронены вместе с ним.

«В контексте оборотности иного мира к миру живых могут быть объяснены и такие действия как применение на всех завязках специального «узла покойного» — х ла мохлыл; обмывание лица против солнца; нанесение полос поперек тела, то есть действия, в отличие от живых, производимые «от себя», в противоположном порядке», – считает С.А. Попова.

То есть, раскрашивание тела мертвеца, нанесение на него специальных полос, которое совершается вместе с обрядом обмывания покойного, ученые тоже связывают с концепцией «обратной зеркальности» потустороннего мира, бытующей среди манси.

«С наступлением смерти покойный переходит из мира людей живых в мир иной — хотталь та сялтыс — ‘куда-то вошел’, для того чтобы его «там признали», и он окончательно приобщился к миру мертвых, покойный должен иметь особые знаки, знаменующие переход. Возможно, нанесение символических полос на тело покойного во время его «обмывания» и надрезанные, т. е. испорченные вещи и предметы, по представлениям манси, и есть переходные знаки», – предположила С.А. Попова.

Чтобы осознал свою смерть

Другую версию, объясняющую подобные ритуалы, ранее выдвинула доктор исторических наук Зоя Соколова. В энциклопедии Ханты-Мансийского автономного округа «Югория» под заголовком «Погребальный обряд» опубликована статья исследовательницы из сборника «Семейная обрядность народов Сибири: опыт сравнительного изучения» (Москва, 1980 г.).

Автор предположила, что главная причина шокирующих похоронных обрядов манси – желание объяснить душе покойного, что она покинула мир живых. Это необходимо, чтобы мертвый не бродил бесцельно, пытаясь понять, что с ним произошло. Осознав собственную смерть, человек быстрее сориентируется, найдет для себя правильное направление.

«Вокруг шеи покойника манси наматывали платок с монеткой, завязанной в его уголке, на руки надевали рукавицы, сшитые из ткани и без большого пальца, в кулак клали уголь, «чтобы умерший не схватил живую душу». На тело клали бляху, кольцо или нож (на ноги), мертворождённому ребёнку – камень; когда умерший казался особенно опасным, камень клали ему в рот. На одежде делали надрезы, отрезали от неё и обуви кусочки, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер», – написала З.П. Соколова.

То есть, увидев на себе надрезанные и поломанные вещи, покойный должен был понять, что он теперь принадлежит к другому миру, противоположному миру живых. Не исключено, что с такой информативной целью на тело мертвеца наносились и особые полосы.

Кладбище беззубых младенцев

Вообще, многие погребальные обряды и традиции манси могут шокировать представителей других народов. И далеко не все аспекты этих ритуалов до конца изучены. Например, только в последней четверти ХХ века манси стали хоронить детей рядом с могилами взрослых. Раньше детские кладбища располагались отдельно, и доступ туда имел лишь ограниченный круг лиц – маленькие девочки и пожилые женщины.

Как отметила в своей статье Е.Г. Фëдорова, ученым известно одно особое кладбище северных манси, предназначенное для погребения мертворожденных детей и младенцев, у которых еще не выросли зубки. Но это место охраняется от посторонних, как сакральное.

Одежда наизнанку

Главную роль в похоронных обрядах манси играет платок. Из него изготавливают особую погребальную маску, которой закрывают лицо умершего, пришивая на место глаз, носа и рта разноцветные бусины, пуговицы и тесьму. Вероятно, делается это, чтобы покойный мог благополучно пройти в иной мир, по аналогии с вышеупомянутым обрядом раскрашивания тела.

Родственницы усопшего во время траура носят свои платки наизнанку, а нижнесосьвинские и обские манси раньше надевали и хлопчатобумажные халаты изнаночной стороной. По мнению большинства этнографов, делалось это, чтобы покойник не смог забрать родных с собой. Халат или платок, надетые обратной стороной, должны были символически обмануть духов, которые принимали живых женщин за мертвых и никак им не вредили.

На покойного помимо испорченной одежды и лицевой маски надевали и специальные рукавицы-мешочки, которые шились из белой ткани. Их привязывали особыми узлами к кистям рук с помощью шнурков. В рукавицы обычно клали деньги, на которые мертвец должен был выкупить себе проход в иной мир у духов.

Манси считали, что одежда покойных должна быть светлой, ведь красный цвет они ассоциировали с миром живых, а черный и другие темные тона – с одеяниями злых духов.

Кукла, изображающая мертвеца

Примечательно, что во время траура скорбящие родственники хранят в доме деревянную куклу, изображающую усопшего. Люди считают, что в неë временно вселяется душа покойного, пока она окончательно не покинет наш мир. Внешний вид и размеры этих кукол, которые называются «иттырм'а», варьируются от селения к селению, как и сроки траура.

Когда положенное время (обычно это 40-50 дней) проходит, куклу сжигают во время обряда проводов души вместе с прядью волос покойного, срезанных после его смерти, и деревянной палочкой, с помощью зарубок на которой отсчитывается период траура. Этот ритуал символизирует окончательное расставание мертвеца с миром живых, когда родственники должны как бы отпустить вместе с дымом костра и свою скорбь.

Большинство этнографов считают, что обряд проводов души (своеобразные вторые похороны человека) является отголоском более древней погребальной традиции, связанной с кремацией покойных, впоследствии утраченной.

Каковы бы ни были погребальные традиции у разных народов, всегда прослеживается линия противопоставления мира живого и мертвого. И каждый человек когда-то тоже, к сожалению, окажется внутри печальной и таинственной темы – когда придет его последний час...

А созвучные публикации на тему таинства Смерти можно найти также здесь:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.