НА КАЛЕНДАРЕ

36 секунд одного мига

Михаил ДЕНИСКИН   
08 Июня 2024 г.

Засекреченный подвиг иркутских летчиков...

Самолет МиГ-23УБ

Советские газеты, радио и телевидение громко вещали о наших открытиях, достижениях и рекордах – трубили на весь мир. Как и про сбитый американский самолет-шпион, но молчок – о том, что первой ракетой при этом ошибочно сбили свой самолет. Молчали газеты и про расстрел митингующих в Новочеркасске, и про закупки зерна в Канаде, и про катастрофы.

Но еще есть мощное СМИ – народная молва: шепотом, на ухо, с оглядкой, обрастая выдуманными подробностями. Тем летним днем эхо взрыва с авиазавода до Иркутска не донеслось. Да и взрыва-то не было: топливо в разбившемся самолете было на исходе. Но слух о несчастье просочился за стены режимного предприятия.

Не зная истины, горожане говорили о том вполголоса. А после, кажется, и вовсе забыли. Что ж, люди есть люди: я не вправе никого упрекать. Мой журналистский долг – напомнить о том далеком трагическом событии. Попробуем восстановить его детально...

В 1970 году по заказу правительства Иркутский авиазавод стал строить самолеты МиГ-23УБ (учебно-боевой). Это была модификация сверхзвукового истребителя третьего поколения – с изменяемой стреловидностью крыла, двухместная, оборудованная спаренным управлением («спарка»), предназначенная для обучения военных летчиков, однако способная выполнять и боевые задачи.

«Изделие», по воспоминаниям ветеранов, было тяжелым. Не по весу (хотя взлетная масса немалая – более 15 тонн), а по сложности многих систем, изготовление которых заводчанам пришлось осваивать впервые. Поначалу непросто давался самолет и испытателям. Тем не менее, все отработали отлично, и за восемь лет ИАЗ выпустил 1008 таких самолетов. Правда, один из них так и не прибыл к заказчику…

8 июня 1972 года в Иркутске было солнечно, плюс 24, небо ясное, видимость – 10 километров. В 14 часов 22 минуты учебно-боевой МиГ с радиопозывным «477-й» оторвался от бетонки и ушел в синеву. Командир – старший летчик-испытатель 1 класса Г. Куркай, в первой кабине – летчик-испытатель 3 класса В. Новиков.

Кто они?

Виктор Федорович Новиков, Гелий Михайлович Куркай

Виктор Федорович Новиков, 1941 года рождения, окончил Харьковское высшее военное училище летчиков. С 1968 года – в авиапроме. По окончании учебы в школе летчиков-испытателей летно-исследовательского института направлен на Иркутский авиазавод. К сожалению, об этом человеке более узнать не удалось.

Гелий Михайлович Куркай родился в 1930 году, окончил Борисоглебское военное училище летчиков. В авиапроме – с 1959 года, специализацию прошел в школе летчиков-испытателей в 1960 году. Работал в КБ Яковлева, облетал 41 тип машин. Общий налет – 3261 час, из них 2216 – испытательные (уже здесь, в Иркутске, на МиГ-23УБ налетал 163 часа и 44 минуты).

Специалист ценный, начальство за таких держится обеими руками. Но он все же перевелся в Иркутск из Москвы (кто-то причиной предполагал неурядицы в личной жизни). И еще здесь здравствуют люди, которые помнят Солнечного – так с греческого языка переводится редкое имя Гелий.

Он был душой компании: остроумно шутил, превосходно пел и играл на гитаре. Разбирался в живописи: его квартиру украшали картины. Собирал хорошие книги. После работы спешил в заводской Дом культуры: азартно играл в спектаклях драмкружка, подолгу просиживал в читальном зале. И сюда его влекла страсть не только к книгам: красавица-библиотекарь вскоре стала его женой, у них родилась Леночка, а в 1970 году – сынишка Женя…

Заслуженный летчик-испытатель СССР Геннадий Егорович Буланов вспоминал:

– За три года совместной работы мы хорошо узнали друг друга, но оставались только товарищами: внешне общительный Куркай держал всех на определенном расстоянии. Возможно, эта своеобразная отстраненность – черта творческих людей: Гелий писал стихи. Мне он был искренне интересен, я очень хотел подружиться с ним. Кажется, и он почувствовал ко мне доверие: часто читал мне стихи из тетрадки, которую хранил в служебной кабинке. А потом я стал своим человеком в их семье…

Он был инструктором для всего летного состава и его уважали за внимательное отношение к людям. Однажды заметил директору завода Виктору Афанасьевичу Максимовскому, что в помещении летно-испытательной станции нет чего-то, что помогало бы снимать психологические нагрузки после полетов. Максимовский вспомнил, что у испытателей Воронежского авиазавода стоят пальмы – одну из них он выпросил и привез спецрейсом. Тогда у наших «лисовцев», когда их вызывали на разбор полетов, появилась поговорка: «Пошли под пальму – получать втык...»

Вскоре на завод прибыл еще один испытатель – Виктор Новиков. Меня назначили его инструктором. В начале 1972 года мы облетывали новый самолет. В это время Новиков болел, и ему надо было наверстывать упущенное. А у меня – отпуск. Куркай тогда сказал: «Отдыхай, Егорыч, отпуск в нашей работе – это святое. А с Новиковым займусь я…

Почти час носился МиГ над безлюдными Саянами – в специально отведенной воздушной зоне. Выполнив задание, развернулись домой. В это время сменился ветер, и диспетчер бортам, находящимся в небе, задал другой посадочный курс – 320 градусов (это, условно говоря, почти со стороны города).

14 часов 54 минуты. Экипаж начинает визуально выстраивать заход на посадку – по классической схеме, которая в авиации называется «коробочкой».

14 ч. 57 м. Как и положено, перед третьим разворотом самолет выпустил шасси, после четвертого разворота – закрылки.

Первый летчик – руководителю полетов:

– Я 477-й, на прямой, к посадке готов.

14 ч. 59 м. Самолет проходит над дальним приводным радиомаяком (ДПРМ заводского аэродрома расположен в районе автобусной остановки «Узловая»). Высота 325 метров.

Именно в этот момент двигатель перестал подчиняться людям: он самовольно сбросил мощность. Некоторым шоферам, особенно водителям большегрузных машин, известно неприятное ощущение, когда педалью энергично даешь «прогазовку», а мотор не тянет. Наверное, то же испытал Куркай, двигая РУД (рычаг управления двигателем) на «максимал».

60-я минута полета стала отщелкивать экипажу последние секунды…

14 ч. 59 м. 7 с. Первый летчик – второму:

– Что за ё..? Максимальные обороты!

Летчики пытаются выяснить причину падения тяги (на записи их голоса звучат неразборчиво). Эти два человека, стиснутые ремнями, наглухо запертые в машине, набитой приборами, датчиками, проводами, тумблерами, ручками, встретили беду профессионально – без паники: они продолжали работать.

14 ч. 59 м. 14 с. Руководитель:

– 477-й, проход дальнего, до полосы три с половиной километра, на курсе, глиссаде, посадку разрешаю.

14 ч. 59 м. 15 с. Первый летчик – руководителю:

– Понял!

14 ч. 59 м. 16 с. Второй летчик:

– Ага! (убедившись, что тяги нет…)

Красивое французское слово «глиссада» означает «скольжение». А в авиации это еще и траектория снижения. Непослушный, с трудом удерживаемый рулями на курсе, МиГ уже был на глиссаде – он не падал, но полого скользил. Внизу мелькали дома и улицы. Очевидцы задирали головы: самолет несся необычно низко, и гул двигателя был странным – натужным, с каким-то присвистом…

Из служебной характеристики Г. М. Куркая:

«…За время работы проявил себя как высококвалифицированный, технически грамотный, дисциплинированный, волевой. Летает с большим желанием. В сложных метеоусловиях быстро ориентируется, принимает грамотные решения, действует уверенно и решительно. Неоднократно поощрялся за храбрость и выдержку, проявленные в критических ситуациях. Как правило, первые испытательные полеты новых самолетов поручаются ему. Умело анализирует результаты испытаний…»

Радио: летчики что-то говорят друг другу – неразборчиво.

Руководитель:

– Низко идете, низко, низко! (на локаторе видно, что самолет идет ниже расчетной глиссады – он теряет высоту…)

14 ч. 59 м. 25 сек. Второй летчик – первому:

– Скорость – 300...

14 ч. 59 м. 27 сек. Первый летчик:

– Полностью обороты, ё…

14 ч. 59 м. 30 сек. Первый летчик:

– Сейчас мы где-то п… (упадем…)

На высоте 50 метров и при скорости 280 они проскочили ближний «привод». Впереди – здание цеха высотой почти 11 метров. Далее – деревья. Где-то за ними – спасительная полоса. Куркай изо всех сил пытается хоть чуть-чуть приподнять нос самолета…

14 ч. 59 м. 34 сек. Первый летчик:

– Ах, б… перетянуть бы!

14 ч. 59 м. 35 сек. Второй летчик – первому:

– Сигаем?

15 ч. 22 м. 36 сек. Первый:

– Погоди, ни х…

Когда Новиков предложил прыгать, еще можно было спастись. Наши катапультные кресла не зря называют «умными»: они могут выстрелить летчиков даже в метре от земли, даже если машина идет вверх колесами – кресло «заставит» ее вернуться в нормальное положение и после подбросит людей на нужную высоту. Но цех… Там – люди, много людей: рабочая смена…

Самолет задел колесами и хвостовой частью осветительный фонарь на крыше. Потом стал рубить тополя. Перевернулся и врезался в землю. Ни взрыва, ни пожара... Из заключения комиссии по расследованию причин катастрофы:

«Действия экипажа были правильными.

Аварийная ситуация развилась до критического состояния в то время, когда самолет находился над территорией завода; летчики проявили героизм и мужество, отказавшись от применения индивидуальных средств спасения, что предотвратило гибель большого количества людей, работавших в это время в цехах завода…»

И не только заводчан. Пройдет время – другой экипаж в воздухе попадет в подобную ситуацию. Благодаря роковому полету Куркая-Новикова и отработке действий на земле, летчики сумеют посадить больной МиГ (в дальнейшем завод, выпускавший двигатели, устранил дефект и «двадцать третий» исправно служил в учебных и боевых частях, в том числе и в Афганистане)…

Единственно сохранившаяся здесь фотография Куркая: на груди – орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета» и медали – юбилейная «ленинская», «За доблестный труд», «За 10 лет безупречной службы», «40 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР».

А я снова и снова вглядываюсь в лицо. Его глаза смотрят прямо. Слегка иронично. Он бы не простил мне каких-то пафосных слов. И если неверно подобрать и не к месту сказать такое слово – будет стыдно перед мужественными людьми. Они, заводские летчики-испытатели, каждый год в этот день слушают радиообмен и знают, что ребята еще могли спастись – покинуть обреченную машину. Но тогда она бы рухнула на дома.

Свобода выбора – нередко и с удовольствием мы рассуждаем на эту тему. Но никто с размаху не поручится за себя, потому что до крайнего момента не знает, как поступит он, если за мгновение предстоит выбрать: моя единственная жизнь – такая драгоценная или жизни других людей – тоже драгоценные.

Да, ремесло испытателя – рисковое и опасное. И все же это – работа. Обычными воздушными рабочими они сели в кабину и ушли в полет. Они и работали – проверяли машину, пока не проявился дефект. Я не знаю, что в таких случаях предписывают правила. Наверное, они говорят: действовать по обстановке. И всю тяжесть выбора перекладывают на самого летчика.

А у него – закон: сделать все возможное, чтобы сохранить самолет – иначе как выявишь неисправность? Это – суть их профессии, в которую никто никого силком не тащит: все здесь взвешенно и осознанно. Выходит, как ни крути, а у Куркая и Новикова не было выбора. Да, возможность катапультироваться формально была. Но выбора – жить или не жить – не было…

Руководство завода и областные партийно-советские органы ходатайствовали о присвоении Гелию Михайловичу Куркаю звания Героя Советского Союза и о награждении Виктора Фёдоровича Новикова орденом Красной Звезды. Но правительство посмертно наградило летчиков орденом Красного Знамени (говорят, кого-то покоробила их прощальная ненормативная лексика)...

В заводском музее есть небольшая экспозиция. На месте гибели установлена памятная стела. Завтра заводчане принесут сюда цветы, вечером товарищи по ремеслу выпьют поминальную чарку. А я спрашивал здешних школьников: не-а, говорят, мы таких даже не знаем...

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз

У нас есть похожие статьи и новости: