НА КАЛЕНДАРЕ

36 секунд одного мига

Михаил ДЕНИСКИН   
08 Июня 2024 г.

Засекреченный подвиг иркутских летчиков...

Самолет МиГ-23УБ

Советские газеты, радио и телевидение громко вещали о наших открытиях, достижениях и рекордах – трубили на весь мир. Как и про сбитый американский самолет-шпион, но молчок – о том, что первой ракетой при этом ошибочно сбили свой самолет. Молчали газеты и про расстрел митингующих в Новочеркасске, и про закупки зерна в Канаде, и про катастрофы.

Но еще есть мощное СМИ – народная молва: шепотом, на ухо, с оглядкой, обрастая выдуманными подробностями. Тем летним днем эхо взрыва с авиазавода до Иркутска не донеслось. Да и взрыва-то не было: топливо в разбившемся самолете было на исходе. Но слух о несчастье просочился за стены режимного предприятия.

Не зная истины, горожане говорили о том вполголоса. А после, кажется, и вовсе забыли. Что ж, люди есть люди: я не вправе никого упрекать. Мой журналистский долг – напомнить о том далеком трагическом событии. Попробуем восстановить его детально...

В 1970 году по заказу правительства Иркутский авиазавод стал строить самолеты МиГ-23УБ (учебно-боевой). Это была модификация сверхзвукового истребителя третьего поколения – с изменяемой стреловидностью крыла, двухместная, оборудованная спаренным управлением («спарка»), предназначенная для обучения военных летчиков, однако способная выполнять и боевые задачи.

«Изделие», по воспоминаниям ветеранов, было тяжелым. Не по весу (хотя взлетная масса немалая – более 15 тонн), а по сложности многих систем, изготовление которых заводчанам пришлось осваивать впервые. Поначалу непросто давался самолет и испытателям. Тем не менее, все отработали отлично, и за восемь лет ИАЗ выпустил 1008 таких самолетов. Правда, один из них так и не прибыл к заказчику…

8 июня 1972 года в Иркутске было солнечно, плюс 24, небо ясное, видимость – 10 километров. В 14 часов 22 минуты учебно-боевой МиГ с радиопозывным «477-й» оторвался от бетонки и ушел в синеву. Командир – старший летчик-испытатель 1 класса Г. Куркай, в первой кабине – летчик-испытатель 3 класса В. Новиков.

Кто они?

Виктор Федорович Новиков, Гелий Михайлович Куркай

Виктор Федорович Новиков, 1941 года рождения, окончил Харьковское высшее военное училище летчиков. С 1968 года – в авиапроме. По окончании учебы в школе летчиков-испытателей летно-исследовательского института направлен на Иркутский авиазавод. К сожалению, об этом человеке более узнать не удалось.

Гелий Михайлович Куркай родился в 1930 году, окончил Борисоглебское военное училище летчиков. В авиапроме – с 1959 года, специализацию прошел в школе летчиков-испытателей в 1960 году. Работал в КБ Яковлева, облетал 41 тип машин. Общий налет – 3261 час, из них 2216 – испытательные (уже здесь, в Иркутске, на МиГ-23УБ налетал 163 часа и 44 минуты).

Специалист ценный, начальство за таких держится обеими руками. Но он все же перевелся в Иркутск из Москвы (кто-то причиной предполагал неурядицы в личной жизни). И еще здесь здравствуют люди, которые помнят Солнечного – так с греческого языка переводится редкое имя Гелий.

Он был душой компании: остроумно шутил, превосходно пел и играл на гитаре. Разбирался в живописи: его квартиру украшали картины. Собирал хорошие книги. После работы спешил в заводской Дом культуры: азартно играл в спектаклях драмкружка, подолгу просиживал в читальном зале. И сюда его влекла страсть не только к книгам: красавица-библиотекарь вскоре стала его женой, у них родилась Леночка, а в 1970 году – сынишка Женя…

Заслуженный летчик-испытатель СССР Геннадий Егорович Буланов вспоминал:

– За три года совместной работы мы хорошо узнали друг друга, но оставались только товарищами: внешне общительный Куркай держал всех на определенном расстоянии. Возможно, эта своеобразная отстраненность – черта творческих людей: Гелий писал стихи. Мне он был искренне интересен, я очень хотел подружиться с ним. Кажется, и он почувствовал ко мне доверие: часто читал мне стихи из тетрадки, которую хранил в служебной кабинке. А потом я стал своим человеком в их семье…

Он был инструктором для всего летного состава и его уважали за внимательное отношение к людям. Однажды заметил директору завода Виктору Афанасьевичу Максимовскому, что в помещении летно-испытательной станции нет чего-то, что помогало бы снимать психологические нагрузки после полетов. Максимовский вспомнил, что у испытателей Воронежского авиазавода стоят пальмы – одну из них он выпросил и привез спецрейсом. Тогда у наших «лисовцев», когда их вызывали на разбор полетов, появилась поговорка: «Пошли под пальму – получать втык...»

Вскоре на завод прибыл еще один испытатель – Виктор Новиков. Меня назначили его инструктором. В начале 1972 года мы облетывали новый самолет. В это время Новиков болел, и ему надо было наверстывать упущенное. А у меня – отпуск. Куркай тогда сказал: «Отдыхай, Егорыч, отпуск в нашей работе – это святое. А с Новиковым займусь я…

Почти час носился МиГ над безлюдными Саянами – в специально отведенной воздушной зоне. Выполнив задание, развернулись домой. В это время сменился ветер, и диспетчер бортам, находящимся в небе, задал другой посадочный курс – 320 градусов (это, условно говоря, почти со стороны города).

14 часов 54 минуты. Экипаж начинает визуально выстраивать заход на посадку – по классической схеме, которая в авиации называется «коробочкой».

14 ч. 57 м. Как и положено, перед третьим разворотом самолет выпустил шасси, после четвертого разворота – закрылки.

Первый летчик – руководителю полетов:

– Я 477-й, на прямой, к посадке готов.

14 ч. 59 м. Самолет проходит над дальним приводным радиомаяком (ДПРМ заводского аэродрома расположен в районе автобусной остановки «Узловая»). Высота 325 метров.

Именно в этот момент двигатель перестал подчиняться людям: он самовольно сбросил мощность. Некоторым шоферам, особенно водителям большегрузных машин, известно неприятное ощущение, когда педалью энергично даешь «прогазовку», а мотор не тянет. Наверное, то же испытал Куркай, двигая РУД (рычаг управления двигателем) на «максимал».

60-я минута полета стала отщелкивать экипажу последние секунды…

14 ч. 59 м. 7 с. Первый летчик – второму:

– Что за ё..? Максимальные обороты!

Летчики пытаются выяснить причину падения тяги (на записи их голоса звучат неразборчиво). Эти два человека, стиснутые ремнями, наглухо запертые в машине, набитой приборами, датчиками, проводами, тумблерами, ручками, встретили беду профессионально – без паники: они продолжали работать.

14 ч. 59 м. 14 с. Руководитель:

– 477-й, проход дальнего, до полосы три с половиной километра, на курсе, глиссаде, посадку разрешаю.

14 ч. 59 м. 15 с. Первый летчик – руководителю:

– Понял!

14 ч. 59 м. 16 с. Второй летчик:

– Ага! (убедившись, что тяги нет…)

Красивое французское слово «глиссада» означает «скольжение». А в авиации это еще и траектория снижения. Непослушный, с трудом удерживаемый рулями на курсе, МиГ уже был на глиссаде – он не падал, но полого скользил. Внизу мелькали дома и улицы. Очевидцы задирали головы: самолет несся необычно низко, и гул двигателя был странным – натужным, с каким-то присвистом…

Из служебной характеристики Г. М. Куркая:

«…За время работы проявил себя как высококвалифицированный, технически грамотный, дисциплинированный, волевой. Летает с большим желанием. В сложных метеоусловиях быстро ориентируется, принимает грамотные решения, действует уверенно и решительно. Неоднократно поощрялся за храбрость и выдержку, проявленные в критических ситуациях. Как правило, первые испытательные полеты новых самолетов поручаются ему. Умело анализирует результаты испытаний…»

Радио: летчики что-то говорят друг другу – неразборчиво.

Руководитель:

– Низко идете, низко, низко! (на локаторе видно, что самолет идет ниже расчетной глиссады – он теряет высоту…)

14 ч. 59 м. 25 сек. Второй летчик – первому:

– Скорость – 300...

14 ч. 59 м. 27 сек. Первый летчик:

– Полностью обороты, ё…

14 ч. 59 м. 30 сек. Первый летчик:

– Сейчас мы где-то п… (упадем…)

На высоте 50 метров и при скорости 280 они проскочили ближний «привод». Впереди – здание цеха высотой почти 11 метров. Далее – деревья. Где-то за ними – спасительная полоса. Куркай изо всех сил пытается хоть чуть-чуть приподнять нос самолета…

14 ч. 59 м. 34 сек. Первый летчик:

– Ах, б… перетянуть бы!

14 ч. 59 м. 35 сек. Второй летчик – первому:

– Сигаем?

15 ч. 22 м. 36 сек. Первый:

– Погоди, ни х…

Когда Новиков предложил прыгать, еще можно было спастись. Наши катапультные кресла не зря называют «умными»: они могут выстрелить летчиков даже в метре от земли, даже если машина идет вверх колесами – кресло «заставит» ее вернуться в нормальное положение и после подбросит людей на нужную высоту. Но цех… Там – люди, много людей: рабочая смена…

Самолет задел колесами и хвостовой частью осветительный фонарь на крыше. Потом стал рубить тополя. Перевернулся и врезался в землю. Ни взрыва, ни пожара... Из заключения комиссии по расследованию причин катастрофы:

«Действия экипажа были правильными.

Аварийная ситуация развилась до критического состояния в то время, когда самолет находился над территорией завода; летчики проявили героизм и мужество, отказавшись от применения индивидуальных средств спасения, что предотвратило гибель большого количества людей, работавших в это время в цехах завода…»

И не только заводчан. Пройдет время – другой экипаж в воздухе попадет в подобную ситуацию. Благодаря роковому полету Куркая-Новикова и отработке действий на земле, летчики сумеют посадить больной МиГ (в дальнейшем завод, выпускавший двигатели, устранил дефект и «двадцать третий» исправно служил в учебных и боевых частях, в том числе и в Афганистане)…

Единственно сохранившаяся здесь фотография Куркая: на груди – орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета» и медали – юбилейная «ленинская», «За доблестный труд», «За 10 лет безупречной службы», «40 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР».

А я снова и снова вглядываюсь в лицо. Его глаза смотрят прямо. Слегка иронично. Он бы не простил мне каких-то пафосных слов. И если неверно подобрать и не к месту сказать такое слово – будет стыдно перед мужественными людьми. Они, заводские летчики-испытатели, каждый год в этот день слушают радиообмен и знают, что ребята еще могли спастись – покинуть обреченную машину. Но тогда она бы рухнула на дома.

Свобода выбора – нередко и с удовольствием мы рассуждаем на эту тему. Но никто с размаху не поручится за себя, потому что до крайнего момента не знает, как поступит он, если за мгновение предстоит выбрать: моя единственная жизнь – такая драгоценная или жизни других людей – тоже драгоценные.

Да, ремесло испытателя – рисковое и опасное. И все же это – работа. Обычными воздушными рабочими они сели в кабину и ушли в полет. Они и работали – проверяли машину, пока не проявился дефект. Я не знаю, что в таких случаях предписывают правила. Наверное, они говорят: действовать по обстановке. И всю тяжесть выбора перекладывают на самого летчика.

А у него – закон: сделать все возможное, чтобы сохранить самолет – иначе как выявишь неисправность? Это – суть их профессии, в которую никто никого силком не тащит: все здесь взвешенно и осознанно. Выходит, как ни крути, а у Куркая и Новикова не было выбора. Да, возможность катапультироваться формально была. Но выбора – жить или не жить – не было…

Руководство завода и областные партийно-советские органы ходатайствовали о присвоении Гелию Михайловичу Куркаю звания Героя Советского Союза и о награждении Виктора Фёдоровича Новикова орденом Красной Звезды. Но правительство посмертно наградило летчиков орденом Красного Знамени (говорят, кого-то покоробила их прощальная ненормативная лексика)...

В заводском музее есть небольшая экспозиция. На месте гибели установлена памятная стела. Завтра заводчане принесут сюда цветы, вечером товарищи по ремеслу выпьют поминальную чарку. А я спрашивал здешних школьников: не-а, говорят, мы таких даже не знаем...

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз
  • Над Полесьем, над тихим жнивьем…
    19 июня Василю Быкову исполнилось бы сто лет. Это человек, который не только прошел всю Великую Отечественную, но и оставил после себя бесценное литературное наследие.
  • Странная жизнь Анатолия Солоницына
    11 июня в Москве 42 года назад скончался актер Анатолий Солоницын, вошедший в историю мирового кино ролью преподобного Андрея Рублева в великом фильме Андрея Тарковского.
  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).

У нас есть похожие статьи и новости: