Со всех сторон открытый миру (часть 11) |
Владимир ХОДИЙ |
24 Августа 2023 г. |
Ставка на «Адмирала»Так что в лихие 90-е, а затем в новый век иркутский троллейбус «въехал» как вполне развивающийся внутригородской вид транспорта. Экологически чистый и дешевый из-за сравнительно низких цен на электричество в нашем регионе он, к примеру, в 2009 году перевез свыше 12 миллионов пассажиров, принеся в муниципальную казну доход в 86 миллионов рублей. Ранее:
Сверх того, в 2016 году «рогатый» вышел за пределы города – в тестовом режиме был запущен маршрут в поселок Молодежный Иркутского района, где расположен государственный аграрный университет (бывший сельскохозяйственный институт). Причем девять километров туда и столько же обратно троллейбус проехал без контактной сети. Вскоре в перевозках пассажиров с правого на левый берег Ангары задействовали новую долгожданную коммуникацию – Академический мост и по нему открыли маршрут от сквера Кирова в микрорайон Университетский и далее до улицы Маршала Конева (микрорайон Синюшина Гора). На сегодня в областном центре функционирует 11 троллейбусных маршрутов общей протяженностью более 230 километров и с почти 160 остановочными пунктами. В рабочие дни на линию выходят до 65 машин, в выходные и праздничные – чуть более 50. Пока подвижной состав пестрит разнообразием моделей, начиная с ЗИУ-9, который массово выпускался с 1970-х годов заводом имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области, и кончая современным низкопольным «Авангардом» производства Вологодского механического завода с запасом автономного хода до 22 километров. В нем 23 посадочных места при общей вместимости 86 человек, причем одно место предусмотрено для пассажиров в инвалидных колясках. Таких троллейбусов с 2018 года город приобрел в количестве 14 единиц. А последняя новинка «рогатого» – «Адмирал». С автономным ходом до 15 километров и полной вместимостью до 125 человек этот троллейбус создан компанией «Транспортные системы» на базе заводов Энгельса, Твери и Санкт-Петербурга. В нем три двери для входа-выхода пассажиров, пол низкий по всей длине салона, ступенек нет. Напротив средней двери есть накопительная площадка для стоящих пассажиров, на которой также возможно размещение инвалидной или детской коляски. Аккумуляторные батареи вынесены наверх, за счет этого машина стала более вместительной. Салон оснащен системой видеонаблюдения, несколькими отопительными приборами, кондиционером, портами для зарядки техники. Кабина водителя имеет максимальную обзорность, наружную систему контроля за высадкой-посадкой пассажиров, дорожной ситуацией. Презентация «Адмирала» в нашем городе прошла в канун этого года. Первыми его оценили мэр Р. Болотов и депутаты думы. «Иркутск – один из первых городов, куда приехал «Адмирал», – написал в своем телеграм-канале глава города. – В ближайшие месяцы будем его тестировать, поделимся с изготовителями данными о надежности, безопасности, особенностях эксплуатации. Если новинка хорошо себя зарекомендует в наших условиях, рассмотрим возможность ее покупки». Для предприятия «Иркутскгортранс» планируется закупить 42 таких троллейбуса. «Хороший подарок горожанам готовит мэрия, – отозвался на это председатель думы Е. Стекачев. – Планка задана высокая, будем ее поддерживать». Все начинается с кузоваБлагодаря «энергии», накопленной в советское время, также в целом успешно «вкатился» в новый век и иркутский трамвай с его не менее сотни остановочными пунктами. Более того, в 2010 году появился шестой по счету маршрут – № 4а, связавший предместье Рабочее с железнодорожным вокзалом, а еще через три года – седьмой под № 6 от микрорайона Солнечный по Волжской, Партизанской до Центрального рынка и затем – Декабрьских Событий и Депутатской обратно в Солнечный. На тот момент в городе насчитывалось до 60 единиц рельсового транспорта, из которых постоянно на ходу было не более двух третей, и их силами ежедневно перевозилось 70 с лишним тысяч человек. Остальные находилась в ремонте, общий износ подвижного состава достиг 85 процентов. Его обновление шло медленно – цены на новые трамваи взлетели до небес, и сколько их приобреталось – столько и списывалось. Подсчитано, что на замену всего парка и модернизацию инфраструктуры этого вида перевозок в Иркутске требуется 15,5 миллиарда рублей, а это ни много ни мало половина его годового бюджета. В 2016 году «спасательный круг» сибирякам «бросила» Москва – из столицы к нам прибыли десять бывших в употреблении вагонов разных моделей и в последующие пару лет еще 20. Однако поиск замены выработавших свой срок подвижного состава – не единственная проблема иркутского трамвая. Это также текучесть кадров, особенно не хватает на линиях кондукторов. Это труднопереносимый грохот в салоне при прохождении «бегунка» по ряду центральных улиц, в частности, Ленина, Горького, Степана Разина. Здесь обычные рельсы надо менять на малошумные, то есть установить бесшпальные монолитные конструкции, на что уже выделены необходимые средства. И по главной проблеме руководство города, кажется, нашло оптимальное решение. Приобретается в полной комплектации кузов новейшей модели трамвая хорошо знакомого нам Усть-Катавского вагоностроительного завода на Урале, доставляется на берега Ангары, в депо «Иркутскгортранса» устанавливается на собранные из новейшего оборудования тележки, монтируется пантограф и совместно со специалистами предприятия-изготовителя проводятся пуско-наладочные работы. В трамвае, рассчитанном на перевозку 150 человек, созданы все удобства для водителя и пассажиров. У вагона плавный ход и торможение, в салоне переменный уровень пола и пандус для маломобильных граждан. Он снабжен системой диагностики неисправностей, сигналы от датчиков выведены на приборы индикации в кабине водителя, рабочее место которого оборудовано комфортным креслом, индивидуальным обогревателем. «После опытной эксплуатации будет принято решение о приобретении до конца года еще нескольких кузовов полной комплектации. Подобная технология сборки транспорта с успехом применяется в других городах – Магнитогорске, Златоусте, Саратове. При этом стоимость трамвая значительно ниже, чем цена нового», – рассказал директор «Иркутскгортранса» С. Майок. Даешь электробусы!Между тем не забудем о техническом прогрессе, он не стоит на месте. Я имею в виду появление в последние годы в мире и в России нового подвида городского электрического транспорта – электробусов. Они приходят на смену автобусам с двигателями внутреннего сгорания, так как гораздо экологичнее. Электроэнергия, необходимая для его работы, может либо подаваться непрерывно из внешнего источника, например с помощью контактных проводов, как у троллейбуса, либо генерироваться на борту или находиться аккумулированной в накопителе. Пять лет назад парк электробусов в мире насчитывал почти 425 тысяч единиц, из которых примерно 421 тысяча – в Китае. Причем в одном городе Шэньчжэне – 17 тысяч, где все автобусы с двигателями на дизельном топливе и бензине сняты с эксплуатации. В Европе по применению новинки, как ни странно, впереди всех Москва. Летом 2022 года здесь на 100 с лишним маршрутах работало более тысячи многоместных электрических перевозчиков. Пассажирский салон столичного электробуса рассчитан на 85 пассажиров и оснащен 30 сиденьями. Комфорт обеспечивают низкий уровень пола, пандус и накопительная площадка, а безопасность – автоматическая система информирования, датчики задымления и температуры, тревожные кнопки, система видеонаблюдения. Постоянно работают климат-контроль, спутниковая навигация, установки для зарядки мобильных устройств, информационные экраны и бесплатный интернет. В городе установлено несколько десятков зарядных станций для данного вида транспорта. Помимо Москвы, в нашей стране электробусы эксплуатируются в Санкт-Петербурге и ряде других городов. В соседней Белоруссии они задействованы в Минске, Могилеве, Бресте. И только в Иркутской области, где самая дешевая в мире электроэнергия, потому что вырабатывается каскадом гидростанций, зарегулированных полноводным Байкалом, нет даже предварительных наметок по их использованию. Это волшебное слово «агломерация»Между тем ситуация на юге области, где начиная с 1990-х годов произошел резкий рост населения и сформировалась агломерация численностью в миллион с лишним человек во главе с городом Иркутском такова, что как раз и уместно применение данного вида транспорта. Ведь только в областном центре в личном пользовании насчитывается 200 тысяч автомобилей, то есть они есть у каждого третьего жителя. А рядом – буквально за окраиной – город Шелехов и еще несколько десятков других населенных пунктов. Например, в Хомутовском сельском поселении теперь проживают 24 тысячи человек, а это больше населения городов Бодайбо, Киренска, Байкальска, Свирска, Слюдянки. Или взять Марковское поселение – 43 тысячи, с чем не могут сравниться ни Зима, ни Саянск, ни Тулун, ни Нижнеудинск, ни Тайшет. Если же добавить сюда Ангарский городской округ с его 230 тысячами жителей, то получается, что «благодаря» агломерации в Иркутске ежедневно крутится более 300 тысяч единиц только личного авто. Плюс к этому его улицы постоянно пересекает транзитный грузовой и пассажирский транспорт с Московского и Кругобайкальского (Култукского) трактов на Александровский, Якутский (Качугский), Байкальский (Листвянский) и обратно. Поэтому создается реальная картина того, что особенно утром и вечером весь город стоит в пробках: Глазковский и Академический мосты, бульвар Гагарина, улицы Чкалова, Ленина, Марата, Кожова, 3-го Июля, Седова, Баррикад, Рабочего Штаба, Боткина, Маяковского, Лермонтова, Синюшина Гора… А что нас ждет впереди? Кстати, по итогам 2022 года Иркутск попал в десятку самых грязных городов России, потеснив до этого пребывавший там Ангарск. В воздухе, которым дышат сегодня жители областного центра, кроме взвешенных веществ, содержатся чрезвычайно вредные для организма человека оксид азота, оксид углерода и диоксид азота. Основные же источники загрязнения его атмосферы, согласно данным Росприроднадзора, – стационарные котельные и автомобили. Поэтому по мере увеличения населения, роста количества личного автотранспорта, межмуниципальных маршрутов, связанных с ежедневной маятниковой миграцией жителей Иркутского района, Ангарска и Шелехова, эти проблемы будут нарастать. Значит, их требуется решать уже сейчас. Необходимо строить кольцевые обходы областного центра, создавать на въездах пересадочные узлы, парковки, развивать общественный транспорт, открывать маршруты, по которым люди будут довозиться до центральных улиц. Как раз для этого и пригодятся электробусы. Хорошо, что это понимает областная и муниципальная власть. Привожу слова мэра Иркутска Р. Болотова: «Развитие транспортной инфраструктуры – это в первую очередь оптимизация транспортных потоков. Ежедневно на улицы города выходит свыше 2800 единиц общественного транспорта, из них больше половины – малой вместимости. Будем расширять дорожную сеть, продолжать обновлять подвижной состав, наращивать его количество, развивать электротранспорт».
|
|
|