НА КАЛЕНДАРЕ

Имя на карте Иркутска: улица Якоби

Отдел краеведческой литературы и библиографии ЦБС города Иркутска   
21 Февраля 2019 г.

irk ykobi

Ровно 66 лет прошло с тех пор, как в Иркутске появилась улица имени Якоби. Она протянулась между левым берегом водохранилища и улицы Мухиной, от улицы Захарова до улицы Аносова.

2202 18 3

Своё наименование улица получила, возможно, в честь Бориса Семёновича Якоби (Мориц Герман Якоби, 1801–1874) – известного немецкого и российского физика и электротехника, благодаря которому был создан электрический двигатель, телеграфный аппарат, а также изобретена гальванопластика. Учёный впервые применил возможности электродвигателя на практике, приведя в движение лодку с пассажирами. Семён Борисович внёс огромный вклад в развитие электротехники, сконструировав несколько вариантов гальванометра, регулятор сопротивления, вольтметр и другие приборы. В 1951 году отмечалось его 150-летие.

В Иркутском областном государственном архиве хранятся официальные документы: решение исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся о присвоении наименования новым улицам Кировского района. С административно-территориальными границами современного Иркутска эти данные не совпадают, так как административное деление города менялось несколько раз. Поэтому нами были изучены источники с указанием решений и постановлений горисполкома города Иркутска. Были изучены и воспоминания современников строительства ГЭС, в том числе Николая Францевича Салацкого, председателя Иркутского горисполкома, который в своей книге воспоминаний о строительстве ГЭС «О былом как было» упоминает о строительстве второго посёлка ГЭС, где, собственно, и располагается эта улица.

История возникновения улицы имени Якоби неразрывно связана с историей самой великой стройки XX века – возведением Иркутской ГЭС.

2202 18 1

Хроника событий тех лет выглядит следующим образом: 21 января 1950 года был подписан указ Верховного Совета СССР о начале строительства ГЭС. В феврале 1950 года в селе Кузьмиха появились первые бригады гидростроителей. На пустыре были установлены первые столбы стройки.

Начиналась стройка с возведения временных посёлков энергетиков, в которых должны были жить экскаваторщики, водители автомашин, сварщики, бетонщики и мастера других специальностей, которые требовала эта гигантская по тем временам стройка. Опорной базой строительства энергетики выбрали старое село Кузьмиха, что лежало на южной окраине Свердловского округа.

Летом 1950 года была перекрыта левобережная протока. Перемычка соединила Кузьмиху с будущим районом основных сооружений на островах Берёзовый и Кузьмихинский. Строительство дороги от Кузьмихи к городу Иркутску началось в марте 1950 года, когда экипаж экскаватора вынул первый ковш грунта из карьера в Кузьмихинском логу. Этот грунт шёл на строительство основания дороги.

Отчуждение земель для стройки шло в 1950 и 1951 годах. 23 июня 1950 года решением исполкома горсовета были переселены частновладельцы, проживавшие на территории села Кузьмиха, земельная площадь которых отводилась под строительство объектов Иркутской ГЭС.

3 апреля 1951 года при исполкоме горсовета была создана комиссия по переселению частновладельцев, проживающих на территории посёлка Кузьмиха и деревни Малая Разводная, до границ колхоза имени Кирова, в связи с отчуждением земель под строительство объектов Иркутской ГЭС.

2202 18 2

Для выполнения работ по строительству Иркутской ГЭС в системе Главгидроэнергостроя Министерства электростанций было организовано специальное строительно-монтажное управление «Ангарагэсстрой», которым выполнялись все строительно-монтажные работы. С 1 января 1955 года «Ангарагэсстрой» был переведён на подрядный способ, и с этого времени работы по строительству Иркутской ГЭС «Ангарагэсстроем» продолжались по договору с дирекцией строящейся Иркутской ГЭС.

Согласно проекту гидроузла, необходимо было построить временные и вспомогательные сооружения и предприятия объёмом 312 тысяч кубических метров, посёлки для размещения строителей жилой площадью 90 тысяч квадратных метров. Кроме того, планировалось возведение зданий культурно-бытового назначения объёмом 135 тысяч кубических метров, сеть автомобильных и железных дорог протяжённостью 69 км, а также 63 км водопроводных и канализационных магистралей.

На основании решений исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся за № 628 от 28 августа 1952 года и за № 760 от 10 октября 1953 года, были присвоены наименования новым улицам в Кировском районе. Кстати, именно тогда, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета, Кировский и Свердловский районы были объединены в единый Кировский район. Среди вновь возникших улиц значилась и улица имени Якоби в так называемом втором посёлке ГЭС. Этот посёлок во время строительства именовался ещё и как седьмой участок ГЭС. Согласно решению № 760 исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от 10 ноября 1953 года «О присвоении наименования новым улицам», бланки новых наименований улиц должны были быть вывешены уже до 1 января 1954 года. Ответственным за это мероприятие был назначен заведующий Кировским райкомхозом Фалеев.

В книге «Иркутский гидроузел» в статье Е. Бандо «Этапы большого пути» даётся такое описание этой территории: «К 1954 году уже не стало ни Кузьмихинского, ни Берёзового островов, исчезли протоки и рукава Ангары. На острове, где прежде пасся скот, по протокам, где рыбаки ловили хариуса, теперь взметнулась громадным земляным валом плотина ... За плотиной, ближе к правому берегу, высились две ажурные эстакады, и в них готовился к труду первый портально-стрелковой кран. Ещё дальше – за плотиной и за котлованом – десятки пирамид: это склады грунтов для плотины. У подножия левобережной крутой горы высятся корпуса бетонного завода, а выше – новые посёлки гидростроителей с подсобными предприятиями, с десятками улиц и тысячами квартир, со школами, клубами, детскими садами, столовыми и магазинами... И среди них совсем затерялось старенькое село Кузьмиха...»

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.