Мы привыкли желать друг другу удачи и, в общем, не придаём большого значения этому слову – каждый вкладывает в него свой смысл. Однако христианская традиция истолковывает его особым образом, отличным от общепринятого понимания.
Культ Фортуны
Когда-то в удачу верили, как в бога – в прямом смысле. Один из самых древних языческих культов, получивших распространение в древнем Риме - культ Фортуны, богини везения и счастливого случая. Формировался он постепенно и считается, что изначально был популярен среди земледельцев, в жизни и труде которых благоприятное стечение обстоятельств имеет огромное значение.
Позже под покровительство богини попали женщины и девушки, желавшие удачно выйти замуж. И сама Фортуна представлялась на изображениях в виде молодой женщины – обычно с завязанными глазами. Атрибутами её, как правило, были рог изобилия и колесо. Все они имели символическое значение: рог изобилия символизировал бесчисленные материальные блага, которые Фортуна посылает своим любимцам, завязанные глаза – непредвзятость (отсюда пошло выражение «слепой случай»), а колесо – изменчивость и непредсказуемость характера богини, то осыпающей человека милостями, то лишающей всех благ по своей прихоти.
В древности её изображение было на монетах почти всех римских императоров. О том значении, которое придавалось этому божеству можно судить по высказыванию древнеримского писателя Плиния Старшего: «По всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся покровительницей недостойных».
Несмотря на непостоянство и непредсказуемость, характеру Фортуны приписывалась всё же некоторая логика и справедливость: к примеру, в образе колеса наглядно показывалось, что вознесённые по воле божества на вершины успеха и возгордившиеся этим везением в любой момент с лёгкостью могут оказаться поверженными. И напротив – ныне униженные, но отчаянно «цепляющиеся» могут быть вознесены слепой богиней на невиданную высоту, но – если будут угождать и усердно приносить жертвы этой капризной «даме» языческого пантеона.
Удача, везение и Промысел
С первых веков христианство стало разрушать привычное мировоззрение античного человека. Сначала Фортуну «перевели» в мир «тёмных сил», присваивая её имя и свойства различным бесам. Однако, позже христианские богословы стали вовсе отрицать её существование как самостоятельного «духа».
Против культа Фортуны, а также против веры в рок и судьбу стали выступать видные христианские философы и богословы, например, Лактанций и Тертуллиан. Они писали, что почитание Фортуны несовместимо с идеей единого Бога и Его Промысла о мире.
Блаженный Августин противопоставлял волю бесцельной, неразборчивой Фортуны благому промышлению Бога: «Бог, Виновник и Податель счастья, – поскольку один есть истинный Бог, – сам раздает земные царства и добрым, и злым. И делает Он это не без разбора и как бы случайно (ибо Он – Бог, а не Фортуна), но сообразно с порядком вещей и времен, — порядком, для нас вполне сокровенным, а Ему вполне известным».
Согласно Августину, всё случающееся обусловлено сокрытыми причинами, смысл которых ведом лишь Богу, чьё провидение желает высшего блага для творения. Христианство учит, что Бог промыслительно направляет человека, оставляя, однако каждому свободу выбора – следовать или нет тем путём, который ему открылся.
Само понятие удачи входит в противоречие с христианским миропониманием, так как предполагает получение каких-то благ случайно, даром и без особых усилий. Другое дело, когда человек достигает успеха и признания в своей работе. Но это не результат счастливого случая, а в большей степени – плод труда, развития личности, преодоления духовных и физических трудностей, совершенствования талантов, данных Богом, при Его помощи и благословении.
Конечно, если сам человек ищет и хочет этого благословения и готов приложить изрядные усилия. Потому, среди христиан чаще можно услышать иное напутствие - «с Богом!»
Еще о всяческих мистических повериях, за которыми иной раз скрывается очень глубокий смысл - по ссылке.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…