Мы привыкли желать друг другу удачи и, в общем, не придаём большого значения этому слову – каждый вкладывает в него свой смысл. Однако христианская традиция истолковывает его особым образом, отличным от общепринятого понимания.
Культ Фортуны
Когда-то в удачу верили, как в бога – в прямом смысле. Один из самых древних языческих культов, получивших распространение в древнем Риме - культ Фортуны, богини везения и счастливого случая. Формировался он постепенно и считается, что изначально был популярен среди земледельцев, в жизни и труде которых благоприятное стечение обстоятельств имеет огромное значение.
Позже под покровительство богини попали женщины и девушки, желавшие удачно выйти замуж. И сама Фортуна представлялась на изображениях в виде молодой женщины – обычно с завязанными глазами. Атрибутами её, как правило, были рог изобилия и колесо. Все они имели символическое значение: рог изобилия символизировал бесчисленные материальные блага, которые Фортуна посылает своим любимцам, завязанные глаза – непредвзятость (отсюда пошло выражение «слепой случай»), а колесо – изменчивость и непредсказуемость характера богини, то осыпающей человека милостями, то лишающей всех благ по своей прихоти.
В древности её изображение было на монетах почти всех римских императоров. О том значении, которое придавалось этому божеству можно судить по высказыванию древнеримского писателя Плиния Старшего: «По всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся покровительницей недостойных».
Несмотря на непостоянство и непредсказуемость, характеру Фортуны приписывалась всё же некоторая логика и справедливость: к примеру, в образе колеса наглядно показывалось, что вознесённые по воле божества на вершины успеха и возгордившиеся этим везением в любой момент с лёгкостью могут оказаться поверженными. И напротив – ныне униженные, но отчаянно «цепляющиеся» могут быть вознесены слепой богиней на невиданную высоту, но – если будут угождать и усердно приносить жертвы этой капризной «даме» языческого пантеона.
Удача, везение и Промысел
С первых веков христианство стало разрушать привычное мировоззрение античного человека. Сначала Фортуну «перевели» в мир «тёмных сил», присваивая её имя и свойства различным бесам. Однако, позже христианские богословы стали вовсе отрицать её существование как самостоятельного «духа».
Против культа Фортуны, а также против веры в рок и судьбу стали выступать видные христианские философы и богословы, например, Лактанций и Тертуллиан. Они писали, что почитание Фортуны несовместимо с идеей единого Бога и Его Промысла о мире.
Блаженный Августин противопоставлял волю бесцельной, неразборчивой Фортуны благому промышлению Бога: «Бог, Виновник и Податель счастья, – поскольку один есть истинный Бог, – сам раздает земные царства и добрым, и злым. И делает Он это не без разбора и как бы случайно (ибо Он – Бог, а не Фортуна), но сообразно с порядком вещей и времен, — порядком, для нас вполне сокровенным, а Ему вполне известным».
Согласно Августину, всё случающееся обусловлено сокрытыми причинами, смысл которых ведом лишь Богу, чьё провидение желает высшего блага для творения. Христианство учит, что Бог промыслительно направляет человека, оставляя, однако каждому свободу выбора – следовать или нет тем путём, который ему открылся.
Само понятие удачи входит в противоречие с христианским миропониманием, так как предполагает получение каких-то благ случайно, даром и без особых усилий. Другое дело, когда человек достигает успеха и признания в своей работе. Но это не результат счастливого случая, а в большей степени – плод труда, развития личности, преодоления духовных и физических трудностей, совершенствования талантов, данных Богом, при Его помощи и благословении.
Конечно, если сам человек ищет и хочет этого благословения и готов приложить изрядные усилия. Потому, среди христиан чаще можно услышать иное напутствие - «с Богом!»
Еще о всяческих мистических повериях, за которыми иной раз скрывается очень глубокий смысл - по ссылке.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.