Некоторые считают, что истинно правильной молитвой, а значит и угодной Богу является только та, что совершается в храме (или в специально отведенном месте в доме), перед иконами и с использованием определенной литературы. Иные обращения к Господу им кажутся неприемлемыми и даже ложными. В чем-то такие прихожане, конечно, правы. Но, как выясняется, далеко не во всем.
Молитва – это беседа
Согласно толковым словарям Ожегова, Даля и многих других лингвистов, молитва – это установленный религиозными канонами текст, обращенный к Богу или святым. Известный проповедник Иоанн Кронштадский определял молитву как «золотую связь» с Богом. Современные священнослужители и богословы абсолютно с ним согласны, но зачастую стараются конкретизировать данный термин, сделать его более понятным для прихожан. Так протоиерей Димирий Моисеев считает, что молитва есть ничто иное как беседа с Господом.
Молитва с точки зрения христианства должна быть потребностью человеческой души, а не повинностью. Недаром Феофан Затворник говорил: «Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе». Между тем в православии существует даже так называемое «келейное правило», согласно которому и следует выстраивать последовательность молитв и отбирать их по содержанию. Но достаточно ли придерживаться установленных канонов для истинной молитвы для того, чтобы она была угодной Богу? И может ли правильная молитва стать ложной?
Ложная молитва
Одними из самых главных признаков ложной молитвы является отсутствие веры и смирения. По словам протоиерея Павла Гумерова без этих 2-х критериев никакая молитва, ни ложная, ни истинная, состояться не сможет. В качестве примера священник вспоминает молитву фарисея, который по сути смирения не имел, а, страдая гордыней, благодарил Бога за то, что он (фарисей) не такой, как остальные люди (Евангелие от Луки 18:9-14).
Протоиерей Алексей Уминский в своем материале под названием «Молитвенное правило» первым делом предостерегает верующих от представления Божьего лика. Настрой на молитву посредством воображения внешности Господа, по мнению священника, является ошибочным и даже опасным. Создателя никто не видел, а потому, как утверждает Уминский, «только себя можно представить перед Богом».
Что касается религиозной литературы и того же молитвенного правила, то святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что не следует также становится рабом подобных текстов и канонов. Непонимание их ведет не к развитию, а к духовной деградации. В то же время Брянчанинов утверждал, что и молитва исключительно «от себя» также не приводит ни к чему хорошему. По мнению святителя, сочиненные верующим молитвы могут увлечь его самолюбованием и ложным представлением о достигнутой «степени богоугождения».
Правильная молитва
Богослов Павел Гумеров считает прекрасным примером истинной молитвы молитву мытаря, сборщика налогов самого низшего ранга (Евангелие от Луки 18:13). В то время как упомянутый выше фарисей благодарил Бога за то, что он не является таким же, как этот мытарь, сам сборщик честно признавал себя перед Господом грешником. Гумеров уверен в том, что «молитва, соединенная с гордостью, будет во грех, не в помощь, а в суд и осуждение».
Правильная молитва исключает и воображаемый верующим образ Создателя. Преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Феодор Студит говорили о том, что Бога не может изобразить никто, так как его никто никогда не видел. Эта точка зрения отражена и в Евангелии от Иоанна (1:18). Именно поэтому, по мнению протоиерея Олега Стеняева, и не следует фантазировать о том, как может выглядеть Господь, пусть даже и для того, чтобы настроиться на молитву. Священник утверждает, что для этих целей и существуют иконы всевозможных святых.
А о молитве «от себя» (не по религиозным текстам) протоиерей Георгий Флоровский выразился так: «Личная молитва возможна только в контексте общины. Никто не является христианином сам по себе. Даже будучи в уединении, христианин молится как член Церкви". Однако Феофан Затворник думал несколько иначе. В ответном письме одной из прихожанок он писал: «Молитвенное правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его. Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею».
Можно окружить себя и религиозными текстами, и соответствующей атрибутикой, но если не будет искренности в душе, вряд ли можно до Всевышнего достучаться. Молитва должна идти от сердца. А вообще молятся не только люди, связанные с религией. И не приверженцы таких учений тоже, бывает, что ищут поддержки где-то там, в небесах, у Господа.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.