НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Роботы выходят на работу... уже завтра?

29 Июля 2014 г.

robot

Половина нынешних рабочих мест через двадцать лет могут занять роботы, предупреждают эксперты Брюссельского исследовательского центра. В российском Минпромторге нашествие роботов ожидают раньше, рассказала "Российская газета".

Через 10-15 лет во многих отраслях производства, медицине, личном домашнем хозяйстве будут "вкалывать" роботы, а не только человек. Минпромторг, рассказали "РГ" в ведомстве, будет создавать условия и стимулы для создания российских "умных машин" и сейчас разрабатывает федеральную дорожную карту развития робототехники.

Где уже востребованы человеко-машины, обострят ли они социальные риски, соперничая с живой рабочей силой? С этими вопросами "РГ" обратилась к директору департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Алексею Михееву.

Алексей Александрович, где в России самый большой спрос на роботы?

Алексей Михеев: Это в первую очередь добыча полезных ископаемых в труднодоступных местах, там, где климатические условия очень тяжелые, запыленность, низкие температуры, загазованность в карьерах, там, где нехватка рабочих кадров, особенно водителей.

Создание автоматизированных систем будет способствовать снижению затрат на топливо, сокращению роли "человеческого фактора" - уменьшению простоев , пересменок, обедов, обязательных проветриваний в целях безопасности труда. И разумеется, ускоренному развитию высоких технологий в области высокоточной спутниковой навигации (ГЛОНАСС, GPS), беспроводной высокоскоростной передачи данных, программного обеспечения. Все это, безусловно, приведет к укреплению научного и инженерного потенциала России. Наши предварительные оценки показывают, что производительность горнотранспортного комплекса повысится на 15-20 процентов.

Актуальна автоматизация на малых предприятиях. Есть спрос на робототехнику складскую, ее потребители - торговые сети, логистические компании. Министерство обороны также формирует соответствующую программу. Для силового сегмента это снижение боевых и небоевых потерь людей. МЧС практически сформировала облик того, что они хотят видеть до 2025 года. Конечно, для формирования спроса должны быть якорные заказчики и клиенты.

Заказчиков на автоматизированные решения становится все больше. Наилучшие перспективы для начала правительство видит в автоматизации промышленности - станкостроении и машиностроении. Но потенциальных потребителей тоже надо мотивировать. Тот, кто первым готов апробировать, должен иметь какие-то дополнительные преимущества. При этом мы готовы не только поддерживать собственное роботостроение, но и создавать максимально комфортные условия для локализации западных технологий.

А социальные риски? Против массового вытеснения рабочей силы автоматами наверняка будут возражать региональные и федеральные власти, которым не нужны лишние миллионы безработных. Может быть, российским Кулибиным, как предлагают эксперты, сосредоточиться не на промышленных автоматах, а на роботах для медицины, сферы обслуживания, обучения и развлечения? В качестве помощников для пожилых людей?

Алексей Михеев: Я бы не противопоставлял эффект от внедрения сервисной и промышленной робототехники. Оба направления одинаково важны, хотя имеют свою специфику.

И можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы спрос на высококвалифицированный технический персонал лишь существенно вырастет. Так, массовое внедрение промышленных роботов на производствах не только не приведет к массовым увольнениям, но, напротив, потребует повышения квалификации рабочего персонала для обслуживания роботов. Это же касается рабочих мест в сфере обслуживания. Поэтому единственным социальным эффектом от внедрения роботов может стать только повышение требований к качеству подготовки персонала. Поэтому повышение производительности труда - это всегда игра с положительной суммой.

В мае в Москве прошел "Бал роботов", там впервые зашел разговор о финансовых и нефинансовых мерах господдержки? Что под ними подразумевается?

Алексей Михеев: Как это ни странно, начну не с промышленности, а с образования. Мы четко понимаем, что если сегодня наша средняя школа не будет массово готовить и прививать интерес детям к инженерии вообще, к робототехнике в частности, если не сумеем внедрить в школах то, что называется "труд 2.0" или "урок технологии 2.0", то, что сегодня уже делает Великобритания, закупая целые комплексы по робототехнике в школах, то мы не будем иметь ни разработчиков, ни, что самое главное, потребителей роботов. И вместе с министерством образования и науки мы эту проблему договорились решать. В вузах подготовка по специальности "Роботы и робототехнические системы" идет пока не в соответствии с современными требованиями. И здесь свое слово должно сказать профессиональное сообщество, предъявить требования к робототехники, на основе которых будут выработаны образовательные стандарты.

И что дальше?

Алексей Михеев: Необходимо также создавать инфраструктуру, которая давала бы возможность проектам по созданию роботов зарождаться. У нас нет испытательных центров для тестирования. Российские компании в области робототехники не занимаются регистрацией интеллектуальной собственности.

Нужны также "центры технологического превосходства" - форма для нашей страны достаточно новая, нетривиальная, поскольку это центр не в том смысле, что есть конкретное здание, научный коллектив, руководитель, бюджет. Это распределенная сеть, которая связывает большое количество игроков и за счет их координации и открывает доступ еще и новым компаниям. Такое своеобразное "перекрестное опыление" - предоставление инфраструктуры в общее пользование. Это очень сильно развито у американцев. У них по 50 разных компаний могут работать в одном центре технологических компетенций, они их сейчас активно создают.

Нам таких центров не достает, хотя в некоторых случаях разработки у наших компаний по уровню технологий ничем не уступают тем же американским. Научные коллективы должны такого рода кооперацию выстраивать. При том, что в рамках развития инжиниринга и промышленного дизайна подобные центры формируются на базе российских вузов.

Какие дополнительные "пряники" в данной ситуации можно предложить по развитию отрасли?

Алексей Михеев: Думаю, будем предлагать решения по компенсации затрат на инжиниринг и кооперацию, по кредитам, при софинансировании проектов. Хорошая идея - лизинг робототехнических комплексов с государственной поддержкой. Запуск пилотных проектов в машиностроении. Субсидии, которые правительство выделяет регионам - а это порядка 20 миллиардов рублей на поддержку малого и среднего бизнеса - могут пойти на те же самые центры коллективного пользования, трансфера технологий, на НИОКР, на коммерциализацию технологий и патентование. В целом пакет мер будет зависеть от каждой конкретной отрасли.

Есть реальные проекты?

Алексей Михеев: В России складываются три консорциума в области промышленной робототехники и систем интеллектуального транспорта. Они включают в себя как производителей технических решений, так и индустриальных заказчиков. Для нас это принципиальный момент.

Есть проект КАМАЗа "Беспилотные транспортные средства". На базе грузового автомобиля - создание системы автономного вождения по заданному маршруту. Подготовлена предварительная финансовая модель, бизнес-план проекта. Определена необходимая сумма инвестиций. США, Китай, Япония, Германия, Австралия тратят сотни миллионов долларов на аналогичную программу, по которой к 2020 году автономное управление транспортом без участия водителя станет реальностью, как в области легковых автомобилей, так и других транспортных средств. Пока же это только так называемые "умные" мини-помощники водителя, которые могут самостоятельно тормозить, ускорять, разгонять, парковать машины. Компания "Мерседес-Бенц" уже объявила, что к 2025 году планирует внедрить в грузовые автомобили систему автопилотирования. В России по вине водителей грузового транспорта ежегодно гибнут более 2000 человек. И безопасная система автономного управления позволит по большей части в будущем эту проблему решить. Дальнейшее тиражирование подобных робототехнических технологий возможно на городском, уборочном и муниципальном пассажирском транспорте. В перспективе - в сельском хозяйстве.

Другой интересный проект - "Интеллектуальный карьер", предполагающий безлюдную добычу и транспортировку горной породы, что вносит существенную экономию в стоимость разработки карьеров, с учетом устранения человеческого фактора.

А что происходит с роботами в других странах?

Алексей Михеев: По прогнозам экспертов, в США до 47 процентов работ к 2034 году будут выполнять роботы. Им достанутся практически все функции, которые может выполнять человек, кроме стратегических, социальных и сферы творческого мышления. Google разом купил восемь робототехнических компаний.

Примеры использования искусственного интеллекта хорошо известны на бытовой уровне. Например, гонконгские поезда, которые контролируются искусственным интеллектом. Управленческие функции в крупных компаниях и советах директоров тоже доверяют машинам. Эти процессы продвигаются в Германии под знаком Четвертой промышленной революции (Industry 4.0). "Умные фабрики", "Умная энергетика", "Умное здравоохранение" - это не просто модные слова, спекулирующие на приставке smart. Это технологический облик современного общества.

Говорят, Южная Корея хорошо продвинулась вперед?

Алексей Михеев: Двадцать лет назад здесь был принят закон о робототехнике. Корейское правительство инвестирует в развитие робототехники более 200 миллионов долларов ежегодно. Деньги идут на создание медицинских и бытовых роботов, роботов для МЧС, роботизированных производств. Микро- и нанороботы - это самый конкурентный рынок в робототехнике Кореи. Идут исследования и в области биороботов, создан робот для высокомолекулярных исследований, антираковый нанобот "бактериального" размера.

Вообще в мире идет резкий рост интеллектуализации и автоматизации практических всех окружающих нас сфер, будь то наши дома, транспорт, на котором мы ездим, предприятия, на которых мы работаем (производственные инспекции с помощью машинного зрения в шахтах, бассейнах, на плотинах), персональная и сервисная робототехника. Сегодня очень перспективно и инвестиционно привлекательно такое направление, как производство экзоскелетов для тяжелой физической работы (например, переноски грузов). Большой интерес проявляют к роботам парки развлечений.

Пицца от дрона

В мире уже работает 10 миллионов роботов.

Например, робот по упаковке тортов в коробки полностью заменяет работника с зарплатой в 20 тысяч рублей и окупается меньше, чем за полгода. "Летающие" роботы-дроны быстро доставляют клиентам горячую пиццу. Монеты тоже чеканят роботы. Микро- и нанороботы в медицине используются для хирургических операций и диагностики. Для прохождения робота по организму человека достаточно 15-20 минут. Они уничтожают тромбы, распознают раковые клетки. Используются роботы в системах "технического зрения", помогая банкам отслеживать мошенников при переговорах, идентифицируя по мимике, по сетчатке глаза.

Сегодня весь рынок промышленных роботов в России - 400 роботов в год. Из них половина используется в автомобильной промышленности, 35 процентов в тяжелом машиностроении.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!