ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Вячеслав Зайцев: Я не могу жить без моды

Борис Славинский, sobesednik.com   
24 Июня 2022 г.
Изменить размер шрифта

Вячеслав Зайцев – законодатель моды в нашей стране на протяжении многих лет. Несмотря на обилие красавиц в своем окружении, модельер был женат лишь однажды.

Вячеслав Зайцев: Я не могу жить без моды

Самые красивые советские актрисы одевались в его наряды, он создал  коллекцию одежды для сборной СССР на Олимпийских играх в 1980-ом году, его талант восхвалял Пьер Карден.

Сегодняшний разговор с дизайнером – о высоком искусстве, любви к женщинам и о чем больше всего сожалеет великий кутюрье.

Сын врага народа

- Как вы угадываете желания женщин?

- Опыт огромный – 60 с лишним лет я в индустрии моды. Практика колоссальная. И каждый день работаю, поэтому еще удивительно, что желание работать возникает. Иногда мне кажется, что хватит, сколько же можно небо коптить, но все равно я не могу жить без моды, работа – это моя жизнь.

- Как вы нашли свое дело? С чего все начиналось?

- В Иваново я окончил 7 классов школы, потом пошел в техникум химико-технологический, потому что меня не принимали ни в какие другие вузы. У меня не было никакой возможности! Дело в том, что мой отец во время Великой Отечественной войны попал в плен, после освобождения его отправили в тюрьму на 10 лет по 58-ой статье (по сути, признали врагом народа - Авт). Поэтому меня не принимали ни в какие вузы. Так я попал в техникум, там стал заниматься тканями, делать рисунки для них. Так все началось, хотя мечтал стать артистом, мне нравилось петь, танцевать, стихи декларировать. У нас в городе была чудесная оперетта, я любил туда ходить. Чуть позже думал летчиком стать, но нигде меня не принимали. Заниматься в техникуме прикладным искусством мне вначале не нравилось, я был неусидчивым парнем, потому что надо же было заставить себя эти маленькие цветочки, картиночки, узоры вырисовывать. Со временем привык, да и педагог у меня был прекрасный, он заставлял меня так смородинку акварелью нарисовать, чтоб внутри нее были даже зернышки видны, адская, конечно, работа, но эти навыки мне привили прочно.

Сотрудники глумились надо мной

- Свои первые платья вы помните?

- Практику я проходил в доме моделей на Кузнецком мосту, тогда это было единственное подобное учреждение в нашей стране, действительно очень популярное место. Я учился хорошо, старался, чтоб получать стипендию, но декан был не расположен ко мне. Он всегда очень ревновал меня к успеху. Когда закончил учебу и получил диплом художника текстильного рисунка, меня самого последнего распределили на работу. Я должен был либо ехать во Владивосток, либо шить рабочую одежду на фабрике в Москве. Попал я на швейную фабрику Моснархоза, занимался спецовками. Я сделал первые аппликации на такую одежду. Тогда ничего подобного не было. Я стал делать телогрейки из цветного ситца, цветные валенки, яркие юбки. Валенки раскрасил гуашью. Вот сделал такую коллекцию, мне хотелось людям цветом радость принести. Ну думаю, что же вечное бесцветие в одежде! Руководство сказало, что нечего над людьми смеяться. Было заседание в Крыльях Советов, женщина, которая занималась массовой продукцией, меня здорово обложила.

Тогда на этом заседании был и француз, он высказал свое мнение и заинтересовался моей коллекцией. В этом комиссии был и Юрий, фотограф, фамилию уже не помню, попросил разрешения побывать у меня дома. Я жил в коммунальной квартире вместе с женой Мариной и маленьким сыном Егором. У нас была одна маленькая комната. И вот фотограф стал снимать перспективу, у него это не получилось в таком маленьком помещении. Вот он залез на холодильник и оттуда снимал.

Первая статья обо мне появилась в 1961 году «Отныне Москва – место большого художника», затем «Он диктует моду Москве». Материалы наделали много шума, вызвали огромный, так сказать, нежелательный интерес ко мне. Статью обо мне еще в Америке напечатали, американцы прислали предложение о работе, но я остался в Москве.

С 1965 года стал работать в Доме моделей на Кузнецком мосту, ушел с фабрики, потому что там невозможно было оставаться, меня травили как могли! А я на фабрике был художественным руководителем к тому времени, но, несмотря ни на что, послали куда подальше. А я старался не отказываться ни от какой работы, брал даже неликвид, потому что уверен, что нет плохих тканей, есть плохие художники. В тот момент на фабрике я остался совсем один, даже те, кто учился со мной, ополчились против, помню, как сотрудники отдела кадров глумились надо мной. А тогда еще на фабрику стали приезжать журналисты из Америки, Англии, чтоб со мной пообщаться. КГБ тут же забрало меня. Неприятно все это вспоминать, честное слово!

«Мы нашли твоей жене другого мужа»

- А супруга в этот тяжелый период поддерживала вас? Как вы познакомились?

- Да, конечно! Мы познакомились в институте, она была лучшая художница, полюбил ее за работы, за невероятное мастерство. Мы в то время делали студенческий театр моды. Я помню, на мне были рейтузы сине-розовые и халат стертый такой, авоська была в руках, вот я на сцене нашего театра и распахивал халат, все хохотали. Потом мы с Мариной вместе участвовали в Молодежном фестивале в Москве. Помню, мы с ней вместе готовили номер и танцевали на сцене. Я был девушкой в платье 19-го века, а она была таким маленьким мужиком.

- А когда у вас Егор родился, вы уже расстались с Мариной?

- Мне было 24 года, когда я отцом стал. Мы с Мариной сохранили прекрасные отношения. Я по натуре очень спокойный человек, не люблю все эти конфликты. Я в то время шил костюмы для советско-венгерского фильма «Держись за облака», ездил в Венгрию, вернулся оттуда такой счастливый. Приехал домой и теща мне говорит, мол, убирайся, ты не подходишь для нашей дочки, мы нашли ей другого мужа и тебе тут нечего оставаться. Меня выставили из дома, идти было некуда. Я тогда какое-то время жил у друга, потом снял комнату в коммуналке, я там убирал, полы мыл, лестницы. Все это конечно, было очень тяжело, но я сохранил отношения с Маришкой.

Она всегда ко мне на день рождения приходит, я к ней. Она талантливейший человек и удивительная женщина. Марина выставляет свои работы, я был у нее на выставке.

Потом я недолго жил с женщиной в незарегистрированном браке. Когда попал в 1971-ом году в аварию, сотрясение мозга получил, меня автогеном вырезали из машины. Перед тем как попасть в аварию, мы с ней разговаривали, я сказал, что хочу жениться, но придется подождать, потому что у меня еще тогда были сложные отношения с сыном Егором. В общем, она, значит, послала мне могильный навет и я попал в аварию. После аварии, когда пришел в себя, она была первая возле меня.

После того как выписался из больницы, пригласил ее к себе домой. Мне как раз в то время министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева дала квартиру в Москве. Мне в этом помог режиссер Элен Климов и его жена Лариса, они были дружны с Фурцевой и похлопотали обо мне. У меня впервые прописка появилась, представляете. Я ведь, когда женат был на Марине, она меня боялась прописать, все считала, что я с ней из-за квартиры, а мне она до фени. Квартиру дали в районе Новогиреево, это очень далеко от центра Москвы, я помню, как на костылях, после выписки из больницы, ездил на автобусе до метро, потом еще до Кузнецкого моста добирался.

Сделал друзьям и подругам красиво

- Вы сделали многих женщин счастливыми и красивыми. Наверное, среди них были и те, кто хотел быть с вами рядом, дружить, например. Кого вспомните?

- Валентина Терешкова! Я до сих пор с ней дружу, кстати, вот недавно тоже для нее делал костюмы. Помню, она ездила на Кубу и хотела перед Фиделем Кастро появиться в изысканном наряде. Я сшил ей костюм темно-синий с белым горохом. Одевал и Екатерину Фурцеву, и Майю Плисецкую, Алису Фрейндлих, Марину Неелову, Сашу Ширвиндта, Наталью Селезневу – она тоже моя чудесная подруга. Галину Волчек – мой прекрасный друг, к сожалению, сейчас она очень больна.

- Несмотря на то, что вы давно в шоу-бизнесе, со многими дружите, вам никогда не приписывали какие-то романы, не было вокруг вас скандалов...

- Для меня главное – работа, я посвятил ей себя целиком. Сейчас меня радует сын и моя внучка Маруся, она будет мне помогать делать детскую одежду. Она уже окончила лабораторию моды и сделала три своих коллекции, они прекрасные получились! Она на какое-то время уходила в мир киноискусства, снимать хотела, купили ей видеокамеру. Ну потом она решила вернуться ко мне и правильно – она прекрасный художник.

- О чем вы больше всего жалеете?

- Как-то не вовремя я заболел (с 2016 года модельер страдает болезнью Паркинсона – прим. автора). Я главное – такой опыт накопил, сейчас бы работать и работать, а сил и энергии, как раньше, уже нет. Поэтому единственное, о чем сожалею - не смогу до конца реализовать талант, который получил от Бога. Все остальное я уже сделал!

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.