ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

«Морским судам быть!»

Изменить размер шрифта

 

Эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

В Дединове, где издавна строили речные суда, за два года под присмотром князя Ордын-Нащёкина русскими и голландскими мастерами были построены трёхмачтовый корабль «Орёл», яхта, бот и несколько шлюпок. По словам Петра, «от вышеупомянутого начинания, яко от семени, нынешнее морское дело произошло».

А произошло «нынешнее морское дело» из жизненной для молодого Петра необходимости – взять турецкую крепость Азов, ключ к Азовскому и Чёрному морям. Дело в том, что первый поход 1625 года закончился сокрушительной неудачей. Основной причиной поражения, в результате которого большая часть русского войска погибла у стен крепости, было отсутствие у Петра флота. Только флот мог блокировать крепость с моря, откуда турки беспрепятственно привозили осаждённым подкрепления и припасы.

К этому времени Пётр уже успел накопить изрядный опыт. После первых уроков плавания на найденном в Измайлове ботике и создании флотилии на Переяславском озере он с 1693 года приступил к строительству судов на Белом море. Уже в 1694 году там была небольшая эскадра – корабль, яхта и ещё один корабль, купленный в Голландии.

По-видимому, ключом ко всем достижениям Петра как русского царя является редкое качество его характера. Там, где неудача заставила бы другого отступить и смириться, Пётр генерировал бешеную энергию, которая ломала инертность собственного народа и сопротивление врага. На верфях, срочно созданных в Преображенском, Воронеже и Козлове, согнанные со всей России и купленные в Европе мастера строили галеры, брандеры, струги.

К весне 1696 года, за несколько месяцев был построен флот: 36-пушечные корабли «Апостол Пётр» и «Апостол Павел», 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, 30 морских лодок. На строительстве работали десятки тысяч солдат и работных людей. Флот был укомплектован солдатами гвардейских полков, 4521 человек стали матросами. Из них было сформировано 26 рот и отдельный отряд при адмирале флота Лефорте.

Пётр I, под именем капитана Петра Алексеева, лично командовал 4-й ротой. В это же время им был разработан морской устав. В «Указе по галерам», как он назывался, определялся походный и боевой порядок, и излагались основные тактические положения. Главным положением Петровского устава было: «Под великим запрещением должны друг друга не оставлять... А если в бою кто товарища своего покинет или не в своём месте пойдёт, такова наказать смертью...»

Во втором Азовском походе крепость была блокирована с суши и моря. Азов был взят. Но падение цитадели ещё не открывало путь в Чёрное море. Турция не собиралась сдавать без борьбы свои морские позиции. И тогда в октябре 1696 года, триста двадцать лет назад, Пётр написал в боярскую думу меморандум: «... К сему же потребен есть флот или караван морской, в 40 или вящее судов состоящей...» Думские бояре знали, что государь не терпит промедления – решение о создании флота было принято незамедлительно и единогласно. Все землевладельцы были записаны в «кумпанство», имеющее 8-10 тыс. крестьянских дворов, должны были построить по одному кораблю. А в строительстве флота по указу царя участвовали и другие сословия. Купечество, посадские люди и гости должны были построить «своим иждивением» 14 кораблей – ни больше, но и не меньше. Строительство ещё 16 кораблей и 60 бригантин производилось на «пятинные деньги», собираемые с мелких землевладельцев.

Надо думать, что в правление Петра проблемы недоимок по налогам и исполнению приказов не существовало. К весне 1698 года на воду было спущено уже 52 корабля. Проблему кадров царь решил так же кардинально, как и всё остальное.

Великому посольству, отправленному в просвещённую Европу, было велено изучить корабельное дело в Голландии и Англии. Недорослям, командированным туда же, предписывалось изучать «чертежи, или карты морские, компас, так же и прочия признаки морские...», «владеть судном как в бою, так и простом шествии, и знать все снасти, или инструменты к тому подлежащие». Великое посольство наняло на службу иностранных моряков. В основном это были видавшие виды авантюристы и пираты, которым родная земля слишком сильно жгла ноги, а от предвкушения петли чесалась шея. Чего стоят хотя бы шаутбенахт (контр-адмирал) Вильстер, который до появления на русском дворе воевал со шведами против датчан, с датчанами против шведов, или шведский авантюрист Наркрос. Впрочем, морские волки честно и преданно служили тому, кто больше платит. Пётр, который на флот денег не жалел, платил золотом – больше всех.

При создании балтийского флота, строительство которого началось ещё в первый период Северной войны, когда русские овладели выходом к Балтике, перед Петром встали ещё более сложные задачи. В 1702 году стольнику И. Татищеву было поручено строить «с великим поспешанием» фрегаты на реке Сяси. В 1703 году было начато строительство кораблей на Ладейном поле в Свири. Здесь 29 августа спущен на воду первенец Балтийского флота – 28-пушечный фрегат «Штандарт».

К лету 1704 года были готовы шесть фрегатов, четыре шневы, четыре галеры, 24 полугалеры, один галиот и один пакетбот. Кроме того, на реке Луге было сооружено 44 бригантины, а на Волхове – 10 шхун. Когда в октябре 1704 года балтийский флот вошёл в Неву, он был вполне способен померяться силами со шведами. Одновременно было приказано «учинить полки морских солдат (числом по флоту смотря) и разделить оных по капитанам вечно». Так на Руси родилась морская пехота.

К началу 1710 года в состав Балтийского флота входило 12 линейных кораблей, 8 фрегатов, 8 галер, 6 брандеров, 20 бригантин, 2 бомбардирских корабля и множество мелких судов. Кроме того, завершалось строительство трёх 45-пушечных кораблей.

С 1701 по 1709 годы расходы на флот составили огромную сумму – 6 296 287 золотых рублей! Примечательно, что корабли, купленные за границей, оказались хуже судов русской постройки. Осмотрев приобретённых в 1713 г. «иностранцев», Пётр написал Апраксину: «Смотрел покупные корабли, которые нашёл подлинно достойными звания приёмышей, ибо подлинно столь отстоят от наших кораблей, как отцу приёмыш от родного сына; ибо гораздо малы перед нашими, хотя и пушек столько же числом, да не таких и не таким простором; а паче всего, что французские и английские зело тупы на парусах...»

Пётр поздравил Балтийский флот с почином, когда у острова Эзель эскадра Н. Синявина нанесла поражение шведскому флоту и в качестве приза привезла в Кронштадт линейный корабль, фрегат и бригантину.

В отличие от многих новичков русский флот умел воевать с пелёнок. Доказательство тому разгром шведов в Гангутском сражении, произошедшем 27 июля 1714 года, о котором Пётр I сказал: «Воистину нельзя описать мужество российских войск как начальных, так и рядовых!».

В 1724 году Балтийский флот был самым мощным на Балтике – 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шнев и 85 галер. Французский посланник Кампредом писал в Париж: «Ништадский мир сделал Петра I властелином двух лучших портов на балтийском море. У него многочисленный военный флот, он каждый день увеличивает количество своих галер и внушает страх всем своим соседям».

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.