НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...
2025-06-20-06-27-49
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных...
2025-07-01-10-18-32
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и...
2025-07-01-09-36-58
125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
2025-07-01-10-24-11
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002...

«Морским судам быть!»

27 Октября 2016 г.

 

Эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

В Дединове, где издавна строили речные суда, за два года под присмотром князя Ордын-Нащёкина русскими и голландскими мастерами были построены трёхмачтовый корабль «Орёл», яхта, бот и несколько шлюпок. По словам Петра, «от вышеупомянутого начинания, яко от семени, нынешнее морское дело произошло».

А произошло «нынешнее морское дело» из жизненной для молодого Петра необходимости – взять турецкую крепость Азов, ключ к Азовскому и Чёрному морям. Дело в том, что первый поход 1625 года закончился сокрушительной неудачей. Основной причиной поражения, в результате которого большая часть русского войска погибла у стен крепости, было отсутствие у Петра флота. Только флот мог блокировать крепость с моря, откуда турки беспрепятственно привозили осаждённым подкрепления и припасы.

К этому времени Пётр уже успел накопить изрядный опыт. После первых уроков плавания на найденном в Измайлове ботике и создании флотилии на Переяславском озере он с 1693 года приступил к строительству судов на Белом море. Уже в 1694 году там была небольшая эскадра – корабль, яхта и ещё один корабль, купленный в Голландии.

По-видимому, ключом ко всем достижениям Петра как русского царя является редкое качество его характера. Там, где неудача заставила бы другого отступить и смириться, Пётр генерировал бешеную энергию, которая ломала инертность собственного народа и сопротивление врага. На верфях, срочно созданных в Преображенском, Воронеже и Козлове, согнанные со всей России и купленные в Европе мастера строили галеры, брандеры, струги.

К весне 1696 года, за несколько месяцев был построен флот: 36-пушечные корабли «Апостол Пётр» и «Апостол Павел», 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, 30 морских лодок. На строительстве работали десятки тысяч солдат и работных людей. Флот был укомплектован солдатами гвардейских полков, 4521 человек стали матросами. Из них было сформировано 26 рот и отдельный отряд при адмирале флота Лефорте.

Пётр I, под именем капитана Петра Алексеева, лично командовал 4-й ротой. В это же время им был разработан морской устав. В «Указе по галерам», как он назывался, определялся походный и боевой порядок, и излагались основные тактические положения. Главным положением Петровского устава было: «Под великим запрещением должны друг друга не оставлять... А если в бою кто товарища своего покинет или не в своём месте пойдёт, такова наказать смертью...»

Во втором Азовском походе крепость была блокирована с суши и моря. Азов был взят. Но падение цитадели ещё не открывало путь в Чёрное море. Турция не собиралась сдавать без борьбы свои морские позиции. И тогда в октябре 1696 года, триста двадцать лет назад, Пётр написал в боярскую думу меморандум: «... К сему же потребен есть флот или караван морской, в 40 или вящее судов состоящей...» Думские бояре знали, что государь не терпит промедления – решение о создании флота было принято незамедлительно и единогласно. Все землевладельцы были записаны в «кумпанство», имеющее 8-10 тыс. крестьянских дворов, должны были построить по одному кораблю. А в строительстве флота по указу царя участвовали и другие сословия. Купечество, посадские люди и гости должны были построить «своим иждивением» 14 кораблей – ни больше, но и не меньше. Строительство ещё 16 кораблей и 60 бригантин производилось на «пятинные деньги», собираемые с мелких землевладельцев.

Надо думать, что в правление Петра проблемы недоимок по налогам и исполнению приказов не существовало. К весне 1698 года на воду было спущено уже 52 корабля. Проблему кадров царь решил так же кардинально, как и всё остальное.

Великому посольству, отправленному в просвещённую Европу, было велено изучить корабельное дело в Голландии и Англии. Недорослям, командированным туда же, предписывалось изучать «чертежи, или карты морские, компас, так же и прочия признаки морские...», «владеть судном как в бою, так и простом шествии, и знать все снасти, или инструменты к тому подлежащие». Великое посольство наняло на службу иностранных моряков. В основном это были видавшие виды авантюристы и пираты, которым родная земля слишком сильно жгла ноги, а от предвкушения петли чесалась шея. Чего стоят хотя бы шаутбенахт (контр-адмирал) Вильстер, который до появления на русском дворе воевал со шведами против датчан, с датчанами против шведов, или шведский авантюрист Наркрос. Впрочем, морские волки честно и преданно служили тому, кто больше платит. Пётр, который на флот денег не жалел, платил золотом – больше всех.

При создании балтийского флота, строительство которого началось ещё в первый период Северной войны, когда русские овладели выходом к Балтике, перед Петром встали ещё более сложные задачи. В 1702 году стольнику И. Татищеву было поручено строить «с великим поспешанием» фрегаты на реке Сяси. В 1703 году было начато строительство кораблей на Ладейном поле в Свири. Здесь 29 августа спущен на воду первенец Балтийского флота – 28-пушечный фрегат «Штандарт».

К лету 1704 года были готовы шесть фрегатов, четыре шневы, четыре галеры, 24 полугалеры, один галиот и один пакетбот. Кроме того, на реке Луге было сооружено 44 бригантины, а на Волхове – 10 шхун. Когда в октябре 1704 года балтийский флот вошёл в Неву, он был вполне способен померяться силами со шведами. Одновременно было приказано «учинить полки морских солдат (числом по флоту смотря) и разделить оных по капитанам вечно». Так на Руси родилась морская пехота.

К началу 1710 года в состав Балтийского флота входило 12 линейных кораблей, 8 фрегатов, 8 галер, 6 брандеров, 20 бригантин, 2 бомбардирских корабля и множество мелких судов. Кроме того, завершалось строительство трёх 45-пушечных кораблей.

С 1701 по 1709 годы расходы на флот составили огромную сумму – 6 296 287 золотых рублей! Примечательно, что корабли, купленные за границей, оказались хуже судов русской постройки. Осмотрев приобретённых в 1713 г. «иностранцев», Пётр написал Апраксину: «Смотрел покупные корабли, которые нашёл подлинно достойными звания приёмышей, ибо подлинно столь отстоят от наших кораблей, как отцу приёмыш от родного сына; ибо гораздо малы перед нашими, хотя и пушек столько же числом, да не таких и не таким простором; а паче всего, что французские и английские зело тупы на парусах...»

Пётр поздравил Балтийский флот с почином, когда у острова Эзель эскадра Н. Синявина нанесла поражение шведскому флоту и в качестве приза привезла в Кронштадт линейный корабль, фрегат и бригантину.

В отличие от многих новичков русский флот умел воевать с пелёнок. Доказательство тому разгром шведов в Гангутском сражении, произошедшем 27 июля 1714 года, о котором Пётр I сказал: «Воистину нельзя описать мужество российских войск как начальных, так и рядовых!».

В 1724 году Балтийский флот был самым мощным на Балтике – 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шнев и 85 галер. Французский посланник Кампредом писал в Париж: «Ништадский мир сделал Петра I властелином двух лучших портов на балтийском море. У него многочисленный военный флот, он каждый день увеличивает количество своих галер и внушает страх всем своим соседям».

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.