Удивительное дерево - осина, окутано многочисленными легендами и преданиями. Они настолько различны по своей сути и значению, что сложно понять, как дохристианские языческие традиции смогли ужиться в восприятии осины с более поздними православными. Но факт остается фактом. Считая осину деревом проклятым, тем не менее, русичи спешили использовать ее магическую силу для того, чтобы исцелиться от различных недугов, изгнать нечисть и поставить болезням и другим бедствиям надежную осиновую преграду.
Согласно Новому Завету, описывающему самоубийство предавшего Христа Иуды Искариота, именно осина пожалела предателя, позволив ему повеситься на его ветвях. Тогда как другие деревья отказали ему в этой милости. Согласно другому христианскому преданию, проклял осину не Бог, а Богоматерь, когда во время бегства в Египет осина шелестела своими ветвями, указывая преследователям, где укрывается Богородица с Предвечным Младенцем (Евангелие от Матфея, Протоевангелие Иакова (прим. 150 г. н. э.).
Однако у славян можно найти более благосклонное отношение к этому дереву. Подробно особенности примет и ритуальных действий можно найти в трудах российских историков и исследователей. Например, в книге А. С. Ермолова "Народная мудрость в пословицах, поговорках, приметах", 1905 год. В мифологии славян-язычников осина - олицетворение спутницы богини судьбы Макоши - Недолю. По своему характеру и предназначению она ответственна за приход смерти. Но смерть у язычников сообразна очищению от всего старого, дающее старт новой жизни. То есть, это власть над всеми богами, кроме самой Макоши. Недоля ассоциируется с мертвой водой. Если обратиться к русским былинам, можно увидеть, что мертвая вода - первый этап воскрешения мертвых. Именно с ее помощью с тела стирался недуг, сращивались изрубленные кости и мышцы, чтобы потом с помощью живой воды вдохнуть жизнь в человека. И только нечистая сила не сможет возродиться, приложившись к осине.
В былине про Добрыню Никитича убивший змея богатырь повесил его на осине со словами: "Сушися ты, Змей Горынчище, на той-то осине на кляпыя" (Вс. Миллер, "Материалы для истории былинных сюжетов"). По этой же причине - для окончательной победы над нечистью, в спину или грудь "ходячего мертвеца", упыря, ведьмы вбивали осиновый кол.
Для добрых дел и людей осина была не страшна, скорее - она была целительницей, изгонявшей все злое, потустороннее и вредное. Приложившись к осине, изгоняли многочисленные болезни. Известно о чтении заговоров от укусов змей над корой осины, известны заговоры от больных зубов на осине: "На море, на окияне, на острове на Буяне, стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц; переселись ты, зубная боль к тому зайцу!" После этого сучок нужно было приложить к больным зубам. Заболевших младенцев качали в осиновой колыбели с целью прогнать хворь. Вся негативная энергия, мощь недугов, уходила в осину, и люди выздоравливали телесно и душевно. По этой же причине осину использовали и при строительстве домов. Несмотря на то, что целиком из осины дома не строили, но, во избежание разрушений и злых сил в каждый угол будущей постройки вбивали осиновые клинья.(Белякова Г. С. "Славянская мифология").
Таким образом, осина - противоречивое воплощение традиций христианства и язычества, сумела объединить в себе проклятие и избавление от него, став одним из самых ярких свидетельств причудливого переплетения верований древних славян и православия.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.