ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Из похоронной обрядности немцев на Руси: обычай венчать… умершего молодого. Зачем?

По инф. cyrillitsa.ru   
13 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

Обычай венчать покойников пришел на территорию России из Германии и был распространен среди «русских» немцев Поволжья, о чем свидетельствуют труды советских ученых, а затем и среди немцев Сибири вплоть до конца XX века.

Из похоронной обрядности немцев на Руси: обычай венчать…  умершего молодого. Зачем?

Этнографические экспедиции советских, а после – российских ученых, которые собирали материалы по похоронной обрядности немцев, проживающих в Алтайском крае, в Новосибирской и в Омской областях, выяснили, что этот обряд был распространен повсеместно и даже пользовался популярностью.

В самой Германии этот обряд именовался Totenhochzeit, что буквально переводится как «свадьба мертвых».

Фата, венец и свадебные цветы

Современный Totenhochzeit выражается в том, что умершую девицу хоронят как невесту, наряжая ее в белое платье, фату (Rosenkranz), свадебный венок – символ девственности, и давая ей в руки обязательный свадебный букет.

Умершего юношу наряжают как жениха – в темный, торжественный костюм, на который с левой стороны крепят специальный свадебный цветок – Strauss. Если по какой-то причине достать свадебную одежду невозможно, то хоронят в другой, но свадебные элементы – фата, букет и цветок жениха Strauss остаются всегда, какими бы не были тяжелыми времена.

При этом гроб юной девушки на похоронах должны были нести неженатые парни, а если хоронили юношу, то перед его гробом молоденькие девушки несли цветы или венки. Если умершая девушка должна была вот-вот стать невестой, то на похоронах пели печальные свадебные песни. Если хоронили ребенка – то пели детские песни и даже колыбельные.

Откуда же пришел этот странный погребальный обычай, и что он означает?

Жениться надо обязательно!

Историк Татьяна Борисовна Смирнова в статье «Обычай венчания покойников у немцев Сибири» указывает, что у ученых есть несколько версий происхождения этой традиции: некоторые придерживаются мнения, что обычай «венчать» умершего молодого человека: юношу или девушку, – связан прежде всего с тем, что жизнь неженатого человека в древнем мире считалась неполной. Человек был как бы обязан при жизни познать тайны брака и счастье рождения детей. Смерть воспринималась как переход к иной жизни, где молодой человек должен был «добрать» то, чего ему не хватило, что он не смог совершить в своей земной жизни. Неспособность жениться или выйти замуж считалась недостатком особенно среди меннонитов или баптистов.

Сами немцы, совершавшие такой обряд, объясняли свои мотивы, схоже с предположением ученых: что каждый человек еще до своей смерти должен вступить в брак. Если он не успел пройти через венчание, значит, он должен пройти через это хотя бы символически.

При этом возраст покойников на территории Сибири значения не имел – в свадебное платье одевали и умерших девочек, и почивших 30-летних незамужних женщин.

Все дело в язычестве

Разумеется, подобный обряд можно объяснить с точки зрения христианства: мол, умершая девственница теперь навсегда становится «христовой невестой», но как тогда объяснить костюм жениха на неженатом мужчине? Кроме того, протестантские церкви в самой Германии боролись с таким видом похорон, указывая, что это язычество! А значит к христианству этот обряд не относился.

Разгадка кроется в работах советского этнографа Евгения Георгиевича Кагарова, который изучал обычаи немцев в 1936 году. По его версии, которая укладывается в общепринятые научные нормы, обряд «венчания» покойников действительно уходит корнями в дремучее язычество.

Скорее всего он возник из представления древних людей об обязательности заключения брака на земле, при жизни и прошел несколько ступеней упрощения. В древние времена, если умирал юноша, то вместе с ним (ему в пару) убивали его невесту либо какую-то другую девушку. В противном случае суеверные язычники опасались, что покойник, «не добравший» своего в этом мире, может вернуться и начать вредить.

Затем стали просто венчать покойника с живой девушкой или выдавать скончавшуюся девицу замуж за живого парня. Но после повсеместного распространения христианства остался только обычай наряжать покойников в свадебные наряды, чтобы «им там было хорошо».

К слову сказать, обычай этот на территории России сохранился только у немцев, у славян он встречался редко и только в древности. Этнографы уверены, что заимствований у других народов в этом случае нет, ведь оторванные от родных земель «русские» немцы старались очень точно воспроизводить обряды своей страны.

Как серьезно относились немцы к земному браку, и даже в последний путь молодых людей неповенчаными стремились не отправлять. Жалко только, что при жизни умершие не прошли через этот прекрасный период, когда заключался союз любви двух сердец. А сейчас земной брак и вообще у многих не в чести, к сожалению. Отношение к нему стало не особо серьезное, да и стремятся связать себя брачными узами далеко не все.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.