НА КАЛЕНДАРЕ

Из похоронной обрядности немцев на Руси: обычай венчать… умершего молодого. Зачем?

По инф. cyrillitsa.ru   
13 Мая 2020 г.

Обычай венчать покойников пришел на территорию России из Германии и был распространен среди «русских» немцев Поволжья, о чем свидетельствуют труды советских ученых, а затем и среди немцев Сибири вплоть до конца XX века.

Из похоронной обрядности немцев на Руси: обычай венчать…  умершего молодого. Зачем?

Этнографические экспедиции советских, а после – российских ученых, которые собирали материалы по похоронной обрядности немцев, проживающих в Алтайском крае, в Новосибирской и в Омской областях, выяснили, что этот обряд был распространен повсеместно и даже пользовался популярностью.

В самой Германии этот обряд именовался Totenhochzeit, что буквально переводится как «свадьба мертвых».

Фата, венец и свадебные цветы

Современный Totenhochzeit выражается в том, что умершую девицу хоронят как невесту, наряжая ее в белое платье, фату (Rosenkranz), свадебный венок – символ девственности, и давая ей в руки обязательный свадебный букет.

Умершего юношу наряжают как жениха – в темный, торжественный костюм, на который с левой стороны крепят специальный свадебный цветок – Strauss. Если по какой-то причине достать свадебную одежду невозможно, то хоронят в другой, но свадебные элементы – фата, букет и цветок жениха Strauss остаются всегда, какими бы не были тяжелыми времена.

При этом гроб юной девушки на похоронах должны были нести неженатые парни, а если хоронили юношу, то перед его гробом молоденькие девушки несли цветы или венки. Если умершая девушка должна была вот-вот стать невестой, то на похоронах пели печальные свадебные песни. Если хоронили ребенка – то пели детские песни и даже колыбельные.

Откуда же пришел этот странный погребальный обычай, и что он означает?

Жениться надо обязательно!

Историк Татьяна Борисовна Смирнова в статье «Обычай венчания покойников у немцев Сибири» указывает, что у ученых есть несколько версий происхождения этой традиции: некоторые придерживаются мнения, что обычай «венчать» умершего молодого человека: юношу или девушку, – связан прежде всего с тем, что жизнь неженатого человека в древнем мире считалась неполной. Человек был как бы обязан при жизни познать тайны брака и счастье рождения детей. Смерть воспринималась как переход к иной жизни, где молодой человек должен был «добрать» то, чего ему не хватило, что он не смог совершить в своей земной жизни. Неспособность жениться или выйти замуж считалась недостатком особенно среди меннонитов или баптистов.

Сами немцы, совершавшие такой обряд, объясняли свои мотивы, схоже с предположением ученых: что каждый человек еще до своей смерти должен вступить в брак. Если он не успел пройти через венчание, значит, он должен пройти через это хотя бы символически.

При этом возраст покойников на территории Сибири значения не имел – в свадебное платье одевали и умерших девочек, и почивших 30-летних незамужних женщин.

Все дело в язычестве

Разумеется, подобный обряд можно объяснить с точки зрения христианства: мол, умершая девственница теперь навсегда становится «христовой невестой», но как тогда объяснить костюм жениха на неженатом мужчине? Кроме того, протестантские церкви в самой Германии боролись с таким видом похорон, указывая, что это язычество! А значит к христианству этот обряд не относился.

Разгадка кроется в работах советского этнографа Евгения Георгиевича Кагарова, который изучал обычаи немцев в 1936 году. По его версии, которая укладывается в общепринятые научные нормы, обряд «венчания» покойников действительно уходит корнями в дремучее язычество.

Скорее всего он возник из представления древних людей об обязательности заключения брака на земле, при жизни и прошел несколько ступеней упрощения. В древние времена, если умирал юноша, то вместе с ним (ему в пару) убивали его невесту либо какую-то другую девушку. В противном случае суеверные язычники опасались, что покойник, «не добравший» своего в этом мире, может вернуться и начать вредить.

Затем стали просто венчать покойника с живой девушкой или выдавать скончавшуюся девицу замуж за живого парня. Но после повсеместного распространения христианства остался только обычай наряжать покойников в свадебные наряды, чтобы «им там было хорошо».

К слову сказать, обычай этот на территории России сохранился только у немцев, у славян он встречался редко и только в древности. Этнографы уверены, что заимствований у других народов в этом случае нет, ведь оторванные от родных земель «русские» немцы старались очень точно воспроизводить обряды своей страны.

Как серьезно относились немцы к земному браку, и даже в последний путь молодых людей неповенчаными стремились не отправлять. Жалко только, что при жизни умершие не прошли через этот прекрасный период, когда заключался союз любви двух сердец. А сейчас земной брак и вообще у многих не в чести, к сожалению. Отношение к нему стало не особо серьезное, да и стремятся связать себя брачными узами далеко не все.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Диктатура – развал – диктатура
    «Американские горки» российской истории.
  • «Обаяние просто… космическое»
    90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.