ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...

Иркутск танцевальный

Изменить размер шрифта

3 марта в Музее истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова состоялась выставка «Мы из 70-х». Она была посвящена истории бального танца в нашем городе и приурочена к 5-летию клуба любителей этого искромётного действа – «Ностальгия».

09 03 8 2

Танцуют все!

Мы как-то уже привыкли, что сейчас танцами у нас всерьёз занимаются в основном дети и подростки, а ведь были времена, когда танец был в почёте и у взрослого населения.

Бальные танцы приживаются в России во времена Петра I, который в 1718 году издал указ о введении ассамблей, то есть собраний-балов.

В Иркутске балы становятся популярными в начале ХIХ века, особенно во время губернатора Трескина, в доме которого они проводились раз в году, 21 января, в день рождения губернатора. Известный сибирский писатель Иван Калашников оставил нам свои воспоминания об иркутских балах того времени: «Случалось, что среди бала вдруг раздавалось удалое пение полицейских песельников, составленных из полицейских, солдат и ссыльных под управлением городничего Карташова, мастера и охотника петь. Полицейский хор пел весьма складно и живо. Бал оканчивался не котильоном, не мазуркой, а некой восьмёркою, природным иркутским танцем, вроде деревенских хороводов».

Обычно бал начинался полонезом, или «польским», как его ещё называли – медленным, торжественным танцем, сменившим в начале ХIХ века менуэт.

За полонезом следовал вальс, его появление относят к 70-м годам XVIII века. В ХIХ веке с появлением волшебной музыки отца и сына Штраусов, Чайковского, Глинки вальс стремительно завоевал и пространство России. Француз Пойль так отзывался об этом: «Для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и кроме русских дам этих чересчур быстрых, почти воздушных летков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка».

Кульминацией бала была мазурка – гордый танец родом из Польши, решительные движения которого – с вызовом, бравым ударом каблука – пришли от мазуров – древнего славянского племени, населявшего Польшу. Завершал бал котильон – танец-игра, род кадрили, которую танцевали под музыку вальса.

От буржуазных балов до пролетарских танцулек

В начале ХХ века в моду входят и более современные танцы. Сохранилась программа одного из балов, который проходил в стенах Иркутского военного училища в 1909 году: «1-е отделение: вальс, па-де-катр, коханочка, киоватта. 2-е отделение: вальс, па-де-спань, китаянка, венгерка. 3-е отделение: вальс, чардаш, мазурка, миньон. 4-е отделение: котильон».

В Иркутске в то время особой популярностью пользовались балы-маскарады, что длились с Рождества до Великого поста. Тогда здесь существовали танцевальные школы О. Каца, Л. Ковалёва, В. Люзинского, Г. Сойфер. Программа этих школ была весьма разнообразна, и в них принимались и взрослые, и дети.

Новомодные танцы быстро возникали и исчезали. Исключение, пожалуй, составляло танго, которое оставалось востребованным и в ХIХ, и в ХХ, и в ХХI веках. В Иркутск танго пришло в 1914 году. Газета «Сибирь» извещала читателей: «Танго. Танго!!! Последняя новость салонной хореографии. Преподает только в школе танцев Л. и О. Ковалёвых. Приём учащихся ежедневно в новую группу».

Революция и Гражданская война сказались и на культуре бального танца в России: все его разновидности были объявлены «буржуазным пережитком» и подвергнуты острой критике. Например, старожил Иркутска Лидия Ивановна Тамм в своих «Записках иркутянки» так описывает те события: «Много разговоров было и вокруг танцев. Большинство учащихся техникума были против «буржуазных танцев». «Нам нужны народные танцы – барыня, топотун, восьмёрка, – горячился Ваня Погодаев. Ему вторила его сестра Пана: «Надо запретить вальс, это чисто буржуазный танец – два пола натирают третий!»

В 20–30-х годах «танцульки» по-прежнему считались буржуазным развлечением с эротическим подтекстом. В конце 1930 годов в пылу шпиономании танцплощадки были вообще названы «щелями для шпионов», а завсегдатаи танцев рисковали не только комсомольскими билетами – их вполне могли причислить к рангу «врагов народа».

Лишь в конце 1940 – начале 1950-х гг. в школах стали появляться карнавалы и маскарады – некое подобие дореволюционных балов. Их обязательной частью были танцы, программа которых утверждалась заранее.

В Иркутске в это время молодёжь охотно танцует на танцплощадках, в парках и Домах культуры: в парке Парижской коммуны, где играл духовой оркестр, в «Дунькином саду» (усадьба Сукачёва), в ЦПКиО, в ДК Куйбышева и ДК Дзержинского, в Доме офицеров и др. На этих площадках тогда царили вальс-бостон, па-де-катр, рио-рита, танго.

Стиляги на «манной каше» и с «собачьей радостью»

В середине 1950-х, с переводом студентов из Москвы, в Иркутске появились «стиляги» – первые фанатики джаза, пожелавшие отделиться от серого мира казёнщины. Местом своих тусовок они избрали площадку напротив улицы Свердлова – «круг» и улицу Карла Маркса – «брод».

Так студенты-охотоведы расформированного Московского пушно-мехового института привнесли к нам свой стиль одежды: ботинки на толстой подошве из китового уса – «манная каша», белые носки, широкие пиджаки. У них в моде были также галстуки с видами растительности тропических стран или узкие тёмные «шнурки», скреплённые посредине металлической пряжкой – «собачья радость». На голове – кок. Именно «стиляги» первыми освоили заграничные танцы – буги-вуги и рок-н-ролл. С ними велась организованная борьба. Комсомольцы считали их «моральными уродами», вывешивали их фото на специальных стендах «Комсомольского прожектора», устраивали очистительные рейды по местам их дислокации и ножницами кромсали им «патлы» или узкие штанины брюк.

Мы из 70-х

С 60-х годов у бальных танцев началась в СССР новая эпоха. Интересно, что и тогда к ним был неоднозначный подход. Министерство культуры СССР поддерживало развитие бального танца, а министерство РСФСР этому препятствовало, считая, что и в самом танце, и в костюмах много буржуазности и западного образа жизни. Девизом того времени было высказывание министра В. Стриганова: «Советский человек должен танцевать по-советски!».

09 03 8 1

Первые турниры исполнителей бальных танцев начали проводить в конце 60-х в Ленинграде, Таллине, Каунасе, Риге... В 1972 году в СССР прошёл 1-й Всероссийский конкурс исполнителей бальных танцев. В Сибири в эти годы получают известность конкурсы исполнителей современных бальных танцев, которые проходят в Красноярске, Омске, Чите, Ангарске, Иркутске.

«Советская программа» тех лет, то есть танцы, придуманные советскими хореографами, включала в себя более 150 наименований! Многие из этих танцев уже давно забыты.

В 70-е годы активно создаются танцевальные коллективы и у нас в области. В Ангарске это школа и ансамбль бального и современного танца под руководством Револьда Гусева. В Иркутске – ансамбль бального танца Валентина Демьянова, который в 1978 году стал дипломантом VI Всероссийского конкурса исполнителей бального танца. В это же время у нас в городе успешно работает и ансамбль бального танца Иркутского госуниверситета, которым руководят Галина Стонюсова и Виталий Агейчик.

В 1981 году в Иркутске появляется ещё один ансамбль бального танца – «Лотос», которым руководят Наталья и Владислав Инкижековы.

Основной сценой для соревнований по бальным танцам становится Иркутский политехнический институт, в этих соревнованиях принимают участие уже до двух с половиной десятков танцевальных пар. Среди танцующих в основном, конечно, студенты, учащиеся старших классов, но есть и инженеры, рабочие, служащие «в возрасте» – и за 25, и под 30 лет.

Ведь тот этап в развитии бального танца был периодом любительского танца в полном смысле этого слова, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учёбы время. В 80-е годы этот этап заканчивается – с усложнением танцевальных программ любимому делу требуется отдавать всё больше времени, и чтобы выступать на уровне, нужна уже серьёзная подготовка в профессиональных танцевальных студиях. В Иркутске помимо «Лотоса» появляются клубы «Ритм» (1983, руководитель Валерий Распутин), «Гармония» (1989, Алексей и Лариса Федоренко), «Байкал-данс» (1992, Виктор и Оксана Белобородовы), «Академик» (1992, Максим Скоморовский и Эльмира Камалдина), «Экспромт» (1996, Владимир Ячменев и Елена Кругова), «Стиль» (1994, рук. Игорь и Наталья Зинковы) и др. Среди конкурсов бальных танцев выделяются «Голубой Байкал», «Байкал-Данс», «Чистописание по паркету».

К началу XXI века небольшое сообщество энтузиастов художественной самодеятельности, посвятивших свою жизнь бальным танцам, преобразовалось в мощную, хорошо структурированную спортивную организацию.

Ностальгия – всегда в почёте

29 февраля 2012 года в Иркутске при Музее истории города Иркутска был создан клуб любителей бального танца «Ностальгия». Он состоит из танцоров 70–80-х годов ХХ века, имеющих опыт участия в городских, областных, российских и всесоюзных конкурсов бального танца. В коллективе занимаются шесть призёров разного уровня соревнований, имеющих опыт преподавания бального танца. Самому младшему члену клуба – 33 года, самому старшему – 75 лет. Среди участников клуба – сотрудники музея, преподаватели, инженеры, юристы, экономисты, работники ВСЖД и даже один водитель-дальнобойщик.

Деятельность «Ностальгии» направлена на пропаганду русского и советского бального танца, на воспитание принципов здорового образа жизни, организацию культурного досуга жителей нашего города.
Президентом клуба избран почётный учитель России Виталий Агейчик, художественным руководителем – заслуженный работник культуры РФ Ирина Терновая.

Клуб «Ностальгия» является лауреатом межрегиональных и областных фестивалей сценического бального танца в городах Иркутске и Ангарске, принимает постоянное участие с концертными программами во многих мероприятиях музея истории Иркутска. В его репертуаре сегодня насчитывается более 20 танцевальных композиций и сольных номеров.

К сожалению, возрастных танцевальных клубов, а тем более ансамблей «сеньоров» или «гранд-сеньоров» в нашей стране немного. Тем радостнее, что именно в нашем городе существует клуб любителей бального танца «Ностальгия», который доказывает и своим ровесникам, и людям более молодого поколения, что танцы – всем возрастам покорны!

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?

У нас есть похожие статьи и новости: