У славян было множество запретов, связанных с поведением на воде, ведь в древности климат на Руси был более сырым и славянские племена окружали озера, реки и болота. Одни из них были связаны с суевериями, а другие – навеяны здравым смыслом.
На Русальную неделю
Древние славяне праздновали Русальную неделю ранним летом перед праздником Ивана Купала. В эти дни злые духи, обитающие рядом с человеком, наиболее сильны и могут нанести ему вред. Особенно сильными были всяческие языческие божества, обитающие у воды, – водяные и нежить. Считалось, что во времена Русалий все они могут завлечь купающихся людей на глубину, там утопить и утащить на дно. Поэтому хотя и праздновали на Руси эту неделю хмельными гуляньями, но старались держаться подальше от воды. Гулянки при этом проводились на берегах реки и озер, и при этом многие напивались так, что и тонули иногда. Про таких говорили, что их утащили и защекотали русалки.
На Ильин день
Почему-то пророка Илию на Руси почитали как очень сердитого и сурового старца, который может в любой момент покарать. Связано это было со случаем, который описан в Библии – когда близ древнего города Мегиддо пророк собственной рукой казнил волхвов, служащих Ваалу. Поэтому язычники справедливо ждали кары небесной от этого святого.
Было повсеместно распространено поверье, что если в этот день искупаться в озере или в реке, то обязательно убьет молнией. Кроме этого, считали, что в этот день водяной снова набирает силу и может утащить на дно.
Запрещалось купаться и после Ильина дня – якобы это влекло за собой тяжелую болезнь или даже смерть. Хотя на самом деле объяснялось просто – в конце лета ночная температура падает и вода не успевает прогреваться днем, из-за чего долгое купание в ней может сопровождаться простудой.
Этнограф из Кемерово Д. А. Ляпин в статье «Очерки этнографии Верхнего Подонья» указывает, что подобные поверья распространены по всей Липецкой области даже сегодня. И почти везде в Ильин день в деревнях вспоминали языческие обычаи брататься – закалывали быка и варили брагу.
Там, где уже кто-то утонул
Существует поверье о том, что очень опасно купаться там, где уже кто-то утонул. Что души утопших не находят покоя на том свете, а превращаются в навок – живых мертвецов и ждут в воде новых жертв. Тот же этнограф Ляпин рассказывает, что в Становлянском районе Липецкой области местные не купаются в небольшой речке Семенек, так как в этой «нечистой реке» утонуло много людей. Нельзя на ней и рыбачить, так как водяной хватает крючок и ждет, когда рыбак полезет его отцеплять. Чтобы не попасться на его уловку, следует перекреститься, и тогда он точно отпустит крючок.
Там, где живут сомы
В той же Липецкой области рассказывают об огромном соме, который хватает людей за ноги и утаскивает на дно. Поэтому рыбаки читали специальный заговор на хороший улов и задабривали сома, выливая в воду то водку, то кидая ему подношения.
Там, где живет «Хозяин водоема»
До сих пор среди жителей низовий реки Воргол существует запрет в ней купаться, так как там живет особый «Хозяин воды», который предстает пред людьми в виде черной человеческой тени и может утопить. Именно в тот момент, когда он хватает человека, можно разглядеть его покрытые тиной руки.
Очевидно, что это поверье сохранилось с древних времен, когда в низовьях реки Воргол славяне-язычники приносили древнему божеству реки человеческие жертвы – скорее всего, девушек. Иногда роль Хозяина водоема исполнял некий Ящер.
У мельницы
Запрет купанья у мельницы был связан с тем, что мельника считали колдуном, который знается с чертями и водяными – именно они крутят мельничное колесо и работают за него по ночам. Считалось, что именно под мельничным колесом в глубоких омутах живут самые страшные и могучие водяные. Они ездят на «чертовых лошадях» – сомах, которые ловят купающихся людей и приносят их в омут к хозяину.
Закончилось старое – придумали новое
После крещения Руси люди начали придумывать новые суеверия – теперь они почему-то считают, что нельзя купаться летом в озерах и руках до дня Петра и Павла и во все церковные праздники. Священники отзываются обо всех этих суевериях негативно и указывают, что следовать этим суевериям – большой грех.
...Еще о "преданьях старины глубокой" на нашем портале
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.