В прежние века, впрочем, как и сегодня, одним из главных праздников в году для православных верующих было Рождество. Заканчивался пост, но оставалось большое количество запретов, корни которых уходили в языческое прошлое.
Хозяйственная деятельность
В Рождество Христово предусматривалось особое поведение хозяина дома и членов его семьи. К примеру, в этот день не делали «гнутой» работы, то есть не чинили обручи и полозья. Считалось, что при нарушении упомянутого правила у скотины не будет приплода. Также хозяин дома не должен был выходить со своего двора. В народе говорили, что в противном случае обязательно заблудятся овцы. Для пущей надежности на Рождество наши предки связывали ножки стола. Русские не сомневались в том, что подобный ритуал гарантировал, что скотина благополучно вернется домой с выпаса и вообще не будет никуда убегать.
Рождественская трапеза
Немало запретов касалось и Рождественской трапезы. А. Ф. Некрылова в издании «Русский традиционный календарь» пишет о том, что новгородцы считали, что во время Рождественского завтрака нельзя пить даже воду. Тот, кто не придерживался этого правила, рисковал испытать лютую жажду на будущем сенокосе. Аналогичное поверье бытовало и среди жителей Воронежской губернии. Только воронежцы предпочитали не пить воду в обед.
Вообще Рождество отмечалось двумя трапезами: в Сочельник и непосредственно в сам праздник. Однако застолье, проходившее накануне Рождества, носило исключительно семейный характер, поэтому обычно хозяева дома были не особенно рады гостям. При этом столы должны были ломиться от яств — это означало, что таким богатым и обильным будет и весь будущий год.
Другие запрещенные действия
Скорее всего, по этой же причине на Рождество русские наряжались в новые рубахи. Просто выстиранная одежда для праздника не годилась. Однако шить в Рождество Христово и в течение двух последующих недель шить запрещалось, потому как «скотина водится не будет». Правда, в некоторых уголках Руси были уверены, что в доме тех, кто шил на Рождество, родится слепой ребенок. Так утверждает Маргарита Надель-Червинская на страницах своей книги «Личные имена русской паремиологии».
В Рождество также не следовало держать в руках грабли. В народе говорили: «Чтобы куры не портили грядки». Русские никогда не планировали свадьбы на крупные православные праздники, включая Рождество. Зато от Рождества до Масленицы на Руси заключали различные договоры, в основном трудовые. Именно в это время артели набирали новых работников, крестьяне готовились к уходу в бурлаки, а казаки брали землю в аренду или деньги в долг.
Поверье о том, что нельзя шить в какой-нибудь из православных праздников, бытует и ныне. А еще желательно в такие дни, говорят, не убираться. Но как тогда быть, если на приготовленной одежде вдруг обнаружилась дырка (бывает ведь!) и в ней обязательно надо идти, или кто-то намеревается нанести вам визит, а порядок в доме наводить запрещено? Видимо, каждый сам даст ответ на этот вопрос, отталкиваясь от того, верит человек или не верит и насколько важно для него что-то установленное соблюдать.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.