Запечатлённое время |
Эдгар Брюханенко, фоторепортёр, заслуженный работник культуры РФ |
05 Ноября 2015 г. |
Люди всегда мечтали «останавливать мгновение». Они издревле стали подмечать, что солнечный луч, проникнув в тёмное помещение, оставляет на стене рисунок, однако «заморозить» отражение удалось лишь в первой половине XIX столетия, когда родилась фотография, что в переводе с греческого означала «светопись». Со временем светопись совершенствовалась и развивалась, проникала в процессы, невидимые простым глазом, – мы заглянули в микромир, познакомились с обратной стороной Луны, увидели из космоса нашу Землю, другие планеты и даже галактики, удалённые от нас на миллионы световых лет. Фотография стала незаменимой в науке, искусстве, в общественной жизни. Благодаря работам фотографов, всё новые и новые поколения людей обращаются к истории, разглядывая запечатлённые мгновения больших и малых исторических событий. Технический прогресс не оставил в стороне и фототехнику. Сегодня уже не надо тратить свои усилия на сложные расчёты по выбору экспозиции снимаемого объекта, на проявку, печать и пересылку фотоснимков. С помощью даже любого мобильника можно не только запечатлеть событие, но и тут же получить изображение и переслать его в любой конец света. Теперь всё своё внимание снимающие могут сосредоточить лишь на творчестве. Правда, не всякая современная фотография стала от этого лучше. В наше динамичное время ни одно маломальское событие не остаётся без внимания фотографов, будь то ярмарка или крестный ход, семейная хроника или любое ЧП. А уж сэлфи – фотографирование себя любимого где ни попадя и с кем ни попадя – стало просто неотъемлемым атрибутом современных молодых людей. Снимающая аппаратура есть теперь в любой семье – более 150 тысяч различных аппаратов только у жителей Иркутска. И это не считая возможностей профессиональных и домашних фотостудий, мобильников и планшетов, которыми обзавёлся чуть ли не каждый. Только одна студия «Оригинал» печатает ежегодно свыше 1 млн фотографий. (Кстати, интересный факт: одна фотография 100 лет назад стоила 5–7 рублей, в то время как пуд хлеба стоил «рупь сорок», а пуд мяса «рупь двадцать». Сегодня печать цветной фотки обходится дешевле трамвайного билета. Уже много лет в Иркутске успешно работает областное фотографическое общество, Союз фотохудожников России и Сибири, клуб любителей фотографии – молодёжное отделение «Смена», путёвку в жизнь которому дал и автор этих строк, имеется также огромная масса бытовых фотографов. Одним словом, энтузиастов, влюблённых в своё дело, сотни и тысячи. Многие из них ведут фотолетопись своего края, участвуют в выставках и конкурсах, в издании фотоальбомов. И зачастую их выставочным работам, отдельным удачным снимкам может позавидовать любой профессионал. Вот я и предлагаю всем, кто знаком с фотокамерой, особенно представителям старшего поколения, тряхнуть стариной и представить на всеобщее обозрение довольно многочисленной аудитории читателей газеты «Мои года» образцы своего фототворчества. Пусть это будут старая фотография какого-то исторического события, портреты предков, или свежее фото с забавным сюжетом из семейной, дачной жизни, а может быть – жанровые снимки детей, внуков с животными или пейзажи любимых мест. Фотографии необходимо будет снабдить небольшим сопроводительным текстом о героях и истории возникновения этих снимков, чтобы получился хороший фоторассказ. Таким образом мы убьём сразу двух, а то и трёх зайцев: расскажем и покажем читателям интересные истории из нашей жизни как прошлой, так и настоящей, сможем представить автора (ведь всякому художнику нужна аудитория) и хоть в незначительной мере, но всё же пополнить семейный бюджет этих авторов. Я думаю, редакции «Моих годов» совместно с фотографическими обществами области и города будет по силам выплатить авторам снимков небольшой гонорар, провести в итоге года конкурс среди этих фотографий, организовать фотовыставку лучших работ и премирование победителей такого вот своеобразного фотоконкурса снизу. Так что дерзайте, любители и профессионалы фотокамер. Совместными усилиями мы сможем сохранить фрагменты нашей жизни, нашу общую память. Расширяем границы От редакции: Рубрику «История старой фотографии» мы начали у себя в газете с помощью старейшего фотохудожника нашей области, бывшего фотокорреспондента ТАСС Эдгара Дмитриевича Брюханенко более года назад. Тогда мы попросили наших читателей присылать к нам в редакцию редкие снимки из семейных архивов, связанные с историей этой семьи, родного края или каких-то важных событий в истории уже нашей страны, и снабжать их кратким рассказом, повествующим о времени и месте возникновения этого снимка, о людях, на нём изображённых, их дальнейших судьбах. Первое время, как, наверное, заметил наш внимательный читатель, таких публикаций было достаточно много. Но со временем энтузиазм наших внештатных фотоавторов как-то пошёл на убыль и фотоистории стали приходить всё реже. А зря! Фотолетопись страны в лицах и событиях была интересной, пришлась по вкусу нашим читателям, из неё многое можно было узнать о людях и их делах того времени. Мы решили возобновить эту рубрику на новом уровне, значительно расширив её границы, и принимать для публикации фоторассказы, связанные не только с историей старой фотографии, но и фотофакты и сюжеты из современной жизни. Снимки (от 10х15 до 20х30) с сопроводительным текстом можно отправлять простым письмом по почте или (что лучше и удобнее для работы) пересылать нам по электронной почте. В свою очередь обязуемся: не оставлять без внимания любое ваше обращение; интересные фоторассказы печатать в нашей газете с выплатой небольшого гонорара; ровести по итогам календарного года отбор лучших работ для организации их фотовыставки и премирования особо отличившихся авторов. Ждём ваши работы. Ну, а для примера публикуем сегодня очередной фоторассказ из «истории старой фотографии» Эдгара Брюханенко.
Тэги: |