Парапетная летопись как срез некоторой части нашего общества |
Владимир Максимов, литератор |
04 Июня 2015 г. |
Да, существует в нашем старинном городе и такой вид самовыражения – различные надписи на парапете, так называемой Новой набережной, построенной в Иркутске к 350-летию города. Отчего эту действительно новую набережную, спросит какой-нибудь досужий читатель, автор – брюзга называет, так называемой Новой? Да потому, отвечу я ему, что и с самого своего открытия она выглядела недоделанной и недостроенной. А теперь и подавно поражает своим запущенным видом. С провалившейся во многих местах плиткой, с разбитыми плафонами фонарей, с выдавленными, и опасно нависшими над Ангарой мраморными плитами. В общем, унылое зрелище являет собой это призванное быть парадным лицо города. А тут ещё после недавнего городского субботника в воду были сброшены вдобавок к уже имеющемуся мусору, каким-то громоздким бетонным конструкциям с торчащей из них ржавой арматурой, лавочка с мраморными ножками и здоровенная бухта из-под кабеля. И всё это тоже теперь будет лежать в прозрачной воде Ангары, как в огромном мусорном баке, похоже, вечно... И всегда, проходя по набережной, я с грустью думаю, ну отчего это в Иркутске нет, и не было в последние годы, настоящего хозяина? И, похоже, этот мой вопрос просто риторический. Но, перейдём к главной теме статьи – надписям на парапете. Поскольку, это явление, не только всеобъемлющее - например, скалы на Кругобайкальской железной дороге расписаны сплошь перлами, типа: «Здесь были Дуся и Коля» и подобными им,- но и весьма любопытное, поскольку это, как бы, некий социальный срез современного общества. Ведь люди тут пишут, в основном, не о том, что они здесь, на этой набережной побывали, а о том, что их больше всего в данное время волнует. Наибольшее количество надписей, особенно на «замковой» части набережной, конечно же, о любви. Как и сами замки, которые там крепят, в знак нерушимости этого чувства. Тем более, что ключи, способные открыть подвешанный к парапету замок, выбрасываются в воду. Более того, я заметил, что замки в размерах всё время увеличиваются. Каждая новая пара новобрачных стремиться, хотя бы в этом, перещеголять своих предшественников. В прошлом году, например, какие-то молодожёны вывесили на парапет на внушительной цепи два металлических сердца, пронзённых стрелой, написав на них: «Таня + Лёша = железный брак». Причём, сердца эти были таких внушительных размеров, что даже щиты, прибитые на вратах Царьграда легендарным русским князем Вещим Олегом, были, пожалуй, поменьше... К нынешнему году сердца эти изрядно поржавели (и хотелось бы верить, что любовь Тани и Лёши не поддалась, всё же, порче за столь короткий срок), а стрелу, толщиною с хорошую камышину, кто-то загнул. И всё это громоздкое сооружение теперь выглядит уныло и нелепо. Как, впрочем, и само понятие «Железный брак». И, как будто в подтверждение своих слов, читаю две восторженные надписи разных людей: «Женька, мой любимый муж! Люблю тебя! Твоя жена Света». «Я с тобою живу, как в сказке! В неге, доброте, и ласке! Оля». Ну, что ж, если это действительно так, то, надо сказать, очень повезло этим девочкам с их избранниками. Значит и сами не глупы, раз смогли выбрать таких, любящих их, а не только себя. Как чаще всего и бывает, особенно в современных браках, когда количество разводов просто зашкаливает. И, тем не менее, во многих признаниях в любви или нерушимости дружбы очень часто используется слово: «Навсегда», написанное, как на английском, так и на русском языке. Вот пример некоторых таких надписей: «Соня 5 класс и Даша, 7а лутшие подруги навсегда». (Так оригинале). «Дима + Даша – это навсегда!» И очень много подобных заверений, где звучит это слово: Любовь - навсегда, дружба – навсегда, счастливый брак – навсегда! И, действительно, как хотелось бы в это верить. Но, увы, навсегда это прерогатива Господа Бога. У человека же ничего не бывает навсегда, навечно. Ибо временен и сам человек. И как писал в своей книге «Письма к незнакомке» Андре Моруа: «Если женщина говорит вам, что будет любить вас вечно. Это означает лишь то, что она будет любить вас, пока будет любить...» Хотя, конечно же, хочется, особенно в молодые лета, чего-то прочного, незыблемого, постоянного. И такое в нашей жизни всё же есть. Это любовь. О чём и говорит подавляющее количество парапетных надписей. Их сотни. И только две из них я обнаружил о признании в любви не друг к другу, а к своим родителям: «Мама и папа, я вас люблю. Ваша дочь Олеся», И ещё, подобная: «Мама, я тебя очень люблю. Твоя дочь Наташа. Приезжай!» Есть и признания в любви родным местам: «Усть-Орда я без тебя сам не свой»; «Хочу домой, в деревню!!!» И целый перечень иных любимых мест: Красный Чикой, Бурятия, Хабаровск, и даже Магадан, и Чукотка... Есть надписи, претендующие и на какую-то даже свою жизненную философию. Например: «Жизнь для меня – просто нарды. Жизнь для меня – просто шум». Ясно, что это чистой воды выпендрёж, но написано без ошибок, грамотно, с правильно расставленными знаками препинания, что бывает очень редко в подобных местах. И, прочитав эту надпись, так и видишь перед собой некоего скучающего молодого человека, эдакого Печорина наших дней, с национальным уклоном (ибо, указанная игра – нарды) в хорошо начищенных ботинках, с брезгливо оттопыренной нижней губой. А вот уже философия сиюминутности: «Девки, старость не за горами. Давайте фототься». Как будто фотография способна удержать молодость... Более того, что из своего уже немалого жизненного опыта могу сделать вывод, что очень часто встречаются 18-20-летние старички и старушки с потухшими глазами. И наоборот – очень молодые 50-60 летние люди с так и брызжущими энергией и задором жизни. Так что, молодость это не годы – это состояние души. Или вот ещё, философия, так сказать, глобального масштаба, на уровне государства или даже целой планеты: « Мы всё решаем сами. Не надо подчиняться никому. Мы свободны». Какой бред, между нами говоря, ведь не бывает ни абсолютной свободы, ни абсолютного равенства и братства. И подобный анархический лозунг просто огромная глупость. Правда, простительная, если написал её молодой человек. Ибо сказано умными людьми: «Кто не был в молодости либералом, у того нет сердца. А кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума». А вот ещё, как говорится, речь не мальчика, но мужа: «Апокалипсис так и не наступил. Жаль...». А рядышком, обведённая рамочкой, аккуратно выведена целая декларация: «Историю делаем только мы и никто другой. Если вы с этим согласны – ставьте подписи». И действительно три полустёртых подписи под этим воззванием имеются. Впрочем, к кому обращено и само это воззвание, и эти подписи, совершенно не ясно. Но главным ведь в этих парапетных надписях, как я понял, является не их смысл, а желание высказаться по любому поводу. Это некий Гайд-парк в Лондоне, где каждый может говорить, что угодно и даже критиковать королеву. Другой вопрос – слышит ли кто-нибудь эту критику? Это первое. А второе – это то, что нынешним людям очень тяжело, в этом глобальном мире, осознать себя личностью исторического масштаба. А ведь историю, хотим мы того или не хотим, творят, всё же, выдающиеся личности, превращающие весь окружающий их социум, мир, в некую раму для себя. А вот уже надписи иного толка, с блатным налётом, с деланной так сказать показушностью: «Кроме твоего взгляда, ни одно лезвие ножа не властно надо мной...»; «Парни, делайте поступки. Не обижайте девушек, а то они будут плакать и вам тогда хана. Я всех вас убью». А вот какой-то, по-видимому, новый фюрерочек пошёл ещё дальше: «Люди – грязь. Умрите!» Эва, как он лихо хватил – всё решил за Бога... Встречаются в парапетных надписях и бесшабашные. Например: «Мир. Дружба. Кириешки. Пивас!» Такая вот незатейливая жизненная позиция. Или: «Хочешь сладко поесть – звони. (Дан мобильный телефон). Будет вкусно!» И порою, действительно, хочется позвонить. Кто ж из нас не любит хорошо и вкусно поесть? Но простая житейская логика подсказывает, что есть здесь какой-то подвох. Ибо, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Встречаются среди этих бесчисленных надписей и маленькие трагедии: «Олег, спасибо тебе за всё. Хоть ты с другой, зато наш сын со мной. И я тебя, по-прежнему, люблю». Конечно, чувствуется в этом послании желание вернуть своего бывшего возлюбленного. Да вот, как? Запиской на парапете это вряд ли возможно. Или, вот ещё, в том же роде: «Паша, ты хороший парень. Но мы никогда не будем вместе». Жалко Пашу. Ведь такое признание – это же как пощёчина при всех. И тут же недалеко от этой надписи, будто ответ от ещё одного отвергнутого юноши: «Снег растает – будет легче. Какой это кайф, киса, вычеркнуть тебя из сердца». Боль в этой надписи ещё чувствуется, и показуха чувствуется, но и решимость уже есть. А вот решимость уже другого толка: «Если ты разобьёшь мне сердце, я стану лисбиянкой и трахну твою девушку». Как радикально! И самое вроде бы время посокрушаться о падении нравов, но я не стану этого делать по двум причинам. Во-первых, всевозможной грязи во все времена хватает. И каждый ищет в этой жизни свое. Святой – святое, а свинья – свиное. А, во-вторых, подобных пошлых надписей или мата в парапетной летописи встречается не так уж много, к счастью. Что, в общем-то, говорит об относительном нравственном здоровье всех пишущих эту странную летопись, в которой встречаются кроме всего прочего и явные диалоги отклики: «Жизнь – это боль». И ответ: «Врёт, паскуда...», «Это самое счастливое лето в моей жизни!» – « Не обольщайся, такого не бывает...» А закончить я хотел бы следующей надписью, чем-то тронувшей меня и даже звучащей, как строка стихотворения: «Верни мне мой 2007-ой...» К кому обращены эти слова? К другу, любимой девушке, Богу? Неведомо. Да и так ли это важно? Ведь и у каждого из нас отыщется, уверен, то, что нам хотелось бы хоть иногда вернуть...
Тэги: |