Клоун уехал, «цирк» остался |
Назарова Марина Юрьевна, мама Анастасии, ученицы студии «Криц» |
26 Декабря 2014 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/26-12/kloyn как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. «Нужен ли Иркутску Волшебник?» – статья под таким заголовком была напечатана в нашей газете без малого два года назад. В ней рассказывалось о, без преувеличения можно сказать, великом подвижничестве «печального рыжего клоуна» Романа Ваневского, истории и успехах его цирковой студии «Криц», и о тех трудностях и мытарствах, с которыми столкнулся Роман Николаевич здесь у нас в Иркутске. Знаменитая не только на область, но и далеко за её пределами детская цирковая студия, благодаря бездеятельности и равнодушию иркутского чиновничества от культуры и образования, вынуждена была на протяжении многих лет ютиться в тесном классе школы, а сам Ваневский почти 9 лет прожил в 8-ми метровой комнате общежития, заваленной под потолок цирковым реквизитом. «Жаль, что общество не умеет ценить и поддержать хорошего клоуна и хорошего человека», – так заканчивалась та статья нашего корреспондента Галины Маркиной. За два истекших года ни в судьбе, ни в условиях труда и быта этого циркового коллектива и его руководителя ничего не изменилось. И клоун решил уехать. А «цирк», окружавший его все эти годы, состоящий из бездушного чиновничества, да и общества в целом, остался. ... Мы сидим в тесном кабинете редакции, пьем чай, и печальный рыжий клоун Ромик рассказывает мне не менее печальную историю своей борьбы за место под иркутским солнцем, и о причинах своего отъезда. – Ты знаешь, я просто устал. Устал бороться, преодолевать трудности, доказывать всем, что не только мне одному, моим ученикам и их родителям нужна здесь, в Иркутске, детская цирковая студия. Годы уже не те. А там, в Белгороде, мне выделяют нормальное жильё, кладут зарплату в 4 раза большую, чем здесь и, главное, там меня ждут – им, оказывается, нужен детский цирк. Ты вот говоришь, как же дети? Дети – они везде талантливы, воспитаю новых циркачей, как это было в моей жизни уже не раз. И хотя в свои 72 года почти всегда улыбающийся Роман Николаевич выглядит моложаво и держится молодцом, до сих пор выполняет сложные цирковые трюки и фокусы, возраст и эту усталость выдают глаза, где, кажется, скопилась вся человеческая скорбь непонимания. Мы знакомы с ним более 30 лет, приятельствуем, и поэтому здесь он может отпустить свои чувства наружу. Чего никогда не позволял себе ни при начальстве, ни при родителях своих воспитанников и, уж тем более, при самих детях. Я не стану пересказывать весь этот наш нелёгкий разговор, лучше приведу письмо мамы одной из его воспитанниц, которое, на мой взгляд, точнее передаст атмосферу этой грустной истории. Письмо очень длинное, мы не сможем опубликовать его полностью, как и с полдесятка других, пришедших в редакцию в защиту клоуна Ромика. Анатолий Выборов Мы благодарны судьбе Так хочется рассказать о том чуде, которое произошло в нашей жизни. Когда мы в сентябре 2011 года переступили порог класса, нас встретил человек с открытым лицом и очень добрыми глазами. По его мягкой и терпеливой манере общения с детьми уже было ясно, что этот человек на своём месте, и он очень любит детей. Он буквально растворялся в них, как растворяется его мастерство в этих кольцах, мячиках, булавах и катушках. В его глазах горел тот же азарт и огонь, как и у его маленьких воспитанников. И если бы ни его возраст, его просто невозможно бы было отличить от детворы. А наше заочное знакомство произошло чуть раньше, в деревне у бабушки, куда на лето привозят всех её внуков. Двоюродная сестрёнка моей дочки Насти – Анжелика – вдруг начала жонглировать различными предметами и делала это так искусно, что я, пораженная, невольно спросила: «когда же ты этому научилась?» Оказалось, что всего за полгода. Я сразу поняла, что за этим стоит очень одарённый человек. Дальше дети стали учиться жонглировать вместе и к осени Настя уже кое-что умела. И вот мы в студии. Я рассматриваю её стены, на которых многочисленные афиши: старые, с пожелтевшими от времени чёрно-белыми фото и более свежие – с цветными. И везде дети, дети, дети – десятки, сотни воспитанников Ваневского, с изображенными на них чудесами эквилибристики, которым позавидуют лучшие цирки мира. – Роман Николаевич, – пораженная спрашиваю я его, – а стал ли кто-нибудь из них настоящим артистом цирка? – А как же иначе? – весело переспрашивает он, – 27 из них стали профессиональными артистами цирка, работают сейчас в разных городах России. Семь человек – за рубежом, большие деньги зарабатывают! Еще восемь моих питомцев ведут цирковые студии в Усть-Куте, Иркутске, Усолье, – с гордостью добавляет он, а я уже понимаю, какой неординарный человек и педагог скрывается за этой с виду невзрачной внешностью рыжего клоуна, и что я непременно отдам своего ребёнка в эти талантливые руки. И мы с дочкой не ошиблись. Настя тренировалась, как сумасшедшая, часами не выпуская из рук различные снаряды жонглёра – таким энтузиазмом заразил её этот человек. Роман Николаевич со своими детьми старается участвовать везде: не пропустил ни одного концерта или конкурса, где можно было бы показать таланты своих воспитанников. Трудно себе представить, чтобы он по какой-то причине смог пропустить или отменить тренировку. Сколько раз я наблюдала, как он, корчась от боли в распухшей ноге, приходил в свою студию. Взять больничный и оставить детей без занятий или выступления для него – смерти подобно. И как он мгновенно преображался, едва вступив на сцену: совершенно забыв о боли, показывает фокусы, жонглирует, попутно рассказывая смешные истории и вызывая всё новы и новые аплодисменты и взрывы хохота благодарного зала. И только по крупным каплям пота у него на лбу, да по судорогам боли на лице за кулисами можно понять, каким трудом ему всё это даётся. Но когда он на сцене, он просто забывает обо всём – для него это и есть жизнь. Тоже самое происходит с ним, когда он работает с детьми. «Я, наверное, умру на сцене, – порой шутит он, – или на футболе». Футбол – ещё одна страсть Ваневского. Он играл в него в детстве и в юности в разных сборных, мечтая стать профессиональным футболистом, но любовь к цирку всё же победила. Изредка играет и сейчас, больше, правда, в командах таких же, как и он пенсионеров-любителей. На своей родине, в Украине, он в своё время учредил даже турнир для подростков, который вот уже 18 лет там организовывает и проводит. А ещё спонсирует его за счёт своей годовой пенсии и скудной (6 тыс.руб.!) ставки педагога – вот такие у человека приоритеты в жизни. Благодарные мальчишки так и назвали этот турнир в честь своего идейного вдохновителя – «Кубок Ромика». Летом 2012 года, во время очередных гастролей «Крица» на Украину, мы с Настей и другими ребятами студии видели всё это своими глазами. С гастролями мы проехали весь запад Украины – Харьков. Львов, Ужгород, общались с огромным количеством людей. Таких радушных, открытых и добрых людей я мало где встречала. А как нас там принимали! Ни о какой ненависти к русским даже речи идти не могло. И то, что сделали с Украиной и нами сейчас – это страшно! Традиция вывозить своих ребят на гастроли зародилась у Ваневского еще в молодые годы на БАМе, в Усть-Куте, во времена расцвета «Крица», когда в нём насчитывалось до 150 детей. Он брал с собой человек 20, наиболее одарённых и подготовленных, и вывозил их «в Европы» – западные города СССР и некоторые страны социалистического лагеря. Ребята давали концерты, зарабатывали деньги и попутно путешествовали. Иной возможности «мир посмотреть и себя показать» у многих и не было – в основном студийцы были из бедных семей и детских домов. Ваневский все расходы по таким гастролям брал на себя: билеты, гостиницы, питание, весь цирковой реквизит. Тогда он много работал, давал по области концерты, а однажды продал даже свои «Жигули, чтобы вывести ребят в очередное турне. Он и сейчас на свою скудную пению покупает для студийцев моноциклы и другой цирковой инвентарь. Ни копейки не отложил «на старость», всё вкладывает в детей. Чтобы катались, радовались, становились способными и чтобы будущее у них, и у их страны было хоть чуточку лучше. «Не правильно это, – скажет иной читатель, – не должно так быть в стране, которая считает себя социально ориентированной». Но это так. Досадно, что наше общество не способно оценить человека такого уровня и помочь ему в воспитании наших детей и своих граждан. Платить ему мизерную зарплату, выделить для жилья крохотную комнатку в общаге, брать с него аренду за студию и... отчитываться в своих отчётах о проведённых мероприятиях, хвастаться грамотами и кубками, заработанными его студией. Вот с таким Человеком, Учителем от бога, Учителем бесконечного терпения и веры в жизнь свела нас судьба. Мой ребёнок ещё плохо осознаёт всё это, но я рада, что тот образ поведения и отношения к жизни, который она получила от Романа Николаевича, будет для неё НОРМАЛЬНЫМ. Это высокая планка. И гарантия того, что она вырастит достойным человеком. Тогда и я, глядишь, проживу свою жизнь не зря... И вот сейчас клоун Ромик уезжает. Уезжает от нищеты и безработицы, от своей недооценённости и ненужности. Уезжает в другой город на другом конце нашей страны, где он нужен, где его ждут и ценят. Жаль, Иркутск, что ты не смог отплатить благодарностью человеку, который посвятил тебе и области всю свою жизнь. {gallery}TXTS/2014/26-12/kloyn{/gallery}
Тэги: |