Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
Дагестан – самобытный регион России, где проживают представители более 100 разных национальностей. Несмотря на культурные различия, все народы этой кавказской республики уважают и чтут традиции. Лезгины, табасаранцы, даргинцы, кумыки, аварцы, лакцы и другие дагестанцы гордятся наследием предков и воспитывают своих детей в духе патриотизма, уважения к старшим, горского гостеприимства.
При этом реалии современной жизни тоже влияют на обучение школьников, на развитие самосознания подрастающего поколения. Так как же воспитывают детей в Дагестане? Давайте, разберемся.
Уважение к старшим, гостеприимство и трудолюбие
Национальный характер любой республики во многом зависит от того, как живущие там люди воспитывают своих детей. С ранних лет впитав в себя многовековые традиции, каждое новое поколение продолжает наследие старших, привнося в общую культуру собственные идеи, достижения, открытия. Поэтому жизнь современных людей обусловлена не только тем, какое воспитание получили они сами, но и тем, чему их далекие предки учили своих детей.
Все народы Дагестана стремятся развить в подрастающем поколении три основных качества: уважение к старшим, гостеприимство и трудолюбие.
С самых ранних лет ребенку прививают уважительное отношение к представителям старшего поколения: родителям, учителям, соседям. Независимо от того, кем является человек – директором завода или торговцем на местном рынке – дети и подростки обязаны обращаться к нему на «вы», уступать место, пропускать вперед и т.п. Во время праздничных застолий гости всегда рассаживаются по возрасту, самый старший человек одновременно является и наиболее уважаемым членом общества.
Почтительное отношение к отцу и матери, к другим родственникам делает абсолютно невозможным любое неподчинение воле старшего. Юные дагестанцы не могут вступать в пререкания с братьями и сестрами, не могут отказаться выполнить поручение дедушки или бабушки, не могут ослушаться тетушек и дядюшек. По традиции, с отцом дети должны разговаривать только стоя, к главе семьи на Кавказе всегда было особое отношение.
Горское гостеприимство – еще один краеугольный камень дагестанского воспитания. Ребятишки учились хлебосольству, радушию и добросердечию, наблюдая за тем, как их родители принимают гостей, даже если это совсем незнакомые люди.
Приобщение к труду с юных лет – обязательное условие взросления юных дагестанцев. Мальчики с 11-12 лет работают дома наряду с взрослыми: пасут скот, вскапывают грядки, чинят и мастерят разные вещи. Девочки занимаются хозяйственными делами: уборкой, стиркой, приготовлением пищи, присматривают за младшими братьями и сестрами.
С ранних лет представители различных народов Дагестана приобщают своих детей к народным промыслам и ремеслам. Если в Махачкале и других городах эти традиции постепенно утрачиваются, то в селах они еще очень крепки. Например, и в XXI веке практически каждая табасаранская школьница умеет ткать ковры. Этот немногочисленный дагестанский народ по праву гордится талантами местных мастериц.
Национальные танцы также учат молодежь вести себя в обществе с достоинством.
Гендерное разделение
Пожалуй, главной особенностью воспитания детей в Дагестане является строгое гендерное разделение. Мальчики и девочки практически с пеленок должны по-разному одеваться, вести себя, играть. К ним в семье относятся не одинаково, развивают в них порой прямо противоположные качества.
В целом, девочек принято больше баловать, им достается львиная доля родительской ласки. Юных дагестанок никогда не наказывают за проделки. Максимум – могут строго пожурить. При этом старшие не должны забывать о достоинстве девочки, которое ни в коем случае не может ущемляться. Гордость горянки – не просто слова, даже если ей всего 8 лет.
К мальчикам в дагестанских семьях традиционно относятся строже, от них больше требуют. Например, будущие защитники никогда не должны плакать и жаловаться на трудности в учебе, работе или занятиях спортом.
В условиях междоусобных войн и распрей, которых было немало на Кавказе в любое время, мужчина должен суметь постоять за отчий дом, родных. Поэтому мальчика стремились вырастить физически крепким, выносливым. Бойцовские навыки, сообразительность, храбрость и сила воли – вот те качества, которые воспитывали в юных дагестанцах. Все они с ранних лет учились джигитовке, владению оружием.
Девочек, напротив, растили скромными, терпеливыми, благочестивыми. Уважающая себя юная горянка должна вести себя в обществе с достоинством, сохраняя спокойствие в любой ситуации. Как будущая хранительница очага, дагестанская девочка рано училась шить, вязать, вести домашнее хозяйство.
Нравоучения
Кандидат исторических наук Майсарат Мусаева в своей книге «Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей», изданной в Махачкале в 2006 году, написала о том, какие наказания применялись к непослушным детям. По утверждению автора, обычная для многих россиян родительская порка прямо противоречит традициям горского воспитания.
Детей нельзя было не только бить, но и грубо обзывать, запирать в чуланах, лишать пищи и воды, заставлять заниматься непосильным трудом. Любые виды ограничений и наказания, связанные с унижением достоинства маленького человека, считались абсолютно неприемлемыми. Тем более нельзя причинять вред здоровью ребенка.
С возраста 5-7 лет родители начинали проводить с юными дагестанцами нравоучительные беседы, рассказывали им старинные притчи о непослушных детях, которые пожалели о своем недостойном поведении. Если ребенок чего-то не понимал или в чем-то ошибался, его деликатно поправляли, обязательно поощряя за хорошие поступки или успехи в занятиях. В основе такой народной педагогики, по мнению М. Мусаевой, лежит безусловная любовь к детям.
Поскольку при общинно-родовом укладе жизни поступки каждого человека отражаются на членах его семьи, подростки знали, что краснеть и отчитываться за их шалости перед односельчанами будут родители. Это дисциплинировало ребят. Никто не хотел опозорить своего отца или мать.
За поведением детей внимательно следили взрослые. Провинившемуся ребенку тщательно разъясняли этические моменты его проступка, чтобы он понял, в чем именно был неправ. Нередко старший ребенок отвечал за младших. В нем целенаправленно развивали такое полезное качество как ответственность, поскольку в будущем именно старшему сыну в семье предстояло стать главой рода.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.