ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2023-08-29-04-45-35
При изучении архивных снимков достопримечательностей Красноярска работники музея обнаружили странную закономерность. На более чем 20 фотографиях была замечена одна и та же девочка, которая всегда выглядела одинаково, несмотря на то, что снимки были сделаны в период с 1906 по 1908...
2023-08-31-00-49-52
В Советском Союзе считалось, что любой труд почетен. Это действительно было так, люди честно трудились, а тунеядцев осуждали и даже наказывали. Однако были профессии, которые можно назвать «блатными». Конечно, эта оценка происходила с точки зрения возможности заработать денег сверх оклада. Сегодня эти...
2023-08-28-01-56-06
С прошлого года Россия проводит на территории Украины специальную военную операцию. Судьба Украины, конечно, волнует немало людей. Есть мнение, что будет дальше и у астрологов и шаманов. Многие из них считают, что Киев не...
2023-08-31-10-28-23
Основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина похоронили на Пороховском кладбище Санкт-Петербурга. Траурное мероприятия прошло в закрытом формате. На следующий день на кладбище было многолюдно — многие желали навестить могилу Евгения...
2023-08-25-02-52-41
Как известно, идея создать в России уникальный парк с фонтанами и роскошными дворцами в окрестностях новой столицы империи возникла у Петра I во время поездки в Версаль. Король Франции Людовик ХIV собственной персоной сопровождал русского царя во время осмотра фонтанов. А вот место для строительства...

Платок печатный – подарок знатный

Марина Александрина, lgz.ru   
28 Августа 2015 г.
Изменить размер шрифта

В нынешнем году исполняется 220 лет одному из старейших народных художественных промыслов Подмосковья – Павловопосадской платочной мануфактуре. Памятная дата отмечена целой серией праздничных мероприятий и различных выставок. Важным событием юбилейных торжеств стало начало строительства музейного комплекса предприятия, завершить который планируется в 2016 году.

Как рассказал заместитель генерального директора предприятия Вячеслав Долгов, у Павловопосадской платочной мануфактуры большие планы по дальнейшему развитию.

– На земельном участке, прилегающем непосредственно к территории нашего предприятия, реализуется проект по созданию музейного комплекса мануфактуры, – говорит Вячеслав Долгов. – Разработан проект здания, включающего в себя комплекс помещений: музей, конференц-зал, кафе, магазин по продаже фирменных платочных изделий. Будет устроена удобная парковка для автотранспорта туристов и покупателей. Строительство этого музейного комплекса, которое планируется завершить к концу 2016 года, уже началось. Разработкой научной концепции будущего музея мануфактуры занимается коллектив квалифицированных специалистов. С его открытием на карте России появится ещё один интересный, достойного уровня объект туристического показа – центр народного искусства России с уникальным платочным производством с более чем двухвековой историей.

Также для стабильного развития платочной мануфактуры нами уже пятый год реализуется программа по формированию фирменной розничной сети по продаже платочных изделий – это монобрендовые магазины «Павловопосадские платки», открытые во многих областных центрах и в других крупных городах России, в пригородах столицы и Санкт-Петербурга. Сеть в настоящее время включает более 120 магазинов, из них более 30 – в Москве.

О славной истории промысла уже поведали две интереснейшие ретроспективные выставки – в залах Союза художников России на Покровке в феврале и совсем недавно – в июне – в Выставочном зале «Дом Широкова» в Павловском Посаде. Осенью состоится ещё одна выставка в Московском областном музее народных художественных промыслов.

В преддверии юбилейного года, в 2014 году, была издана замечательная книга «Платочной радуги узор», в которой впервые без политизированных оценок и наиболее полно представлена история Павловопосадского платочного предприятия от основания в 1795 году до наших дней: о событиях, о художниках и других мастерах, чьим трудом создаются знаменитые платки.

Открытое акционерное общество «Павловопосадская платочная мануфактура» – преемник глубоких народных традиций художественного изготовления платочных изделий с печатным авторским рисунком: платков, шалей, покрывал, шарфов. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, уже в конце XVIII века характер промысла приобрело домашнее крестьянское ткачество, а чуть позже и набойка – печать рисунка на ткань.

Особенно широкое развитие крестьянские текстильные промыслы получили в селе Вохна или Павлово (с 1844 года – город Павловский Посад). Домашнее крестьянское производство легло в основу первых текстильных мануфактур, появившихся здесь в конце XVIII века. Среди них была и шёлковая фабрика крестьянина Ивана Дмитриевича Лабзина, организованная в 1795 году, с которой и ведёт историю знаменитый промысел.

До середины XIX века у Лабзиных было красильное и ткацкое производство, выпускались шёлковые платки и материи. Используя традиционные навыки местных крестьян, в середине XIX века в Павловском Посаде приступили к производству модных тогда шерстяных и полушерстяных платков и шалей с набивным рисунком. Созданные рисовальщиками узоры печатники наносили на ткань деревянными резными формами – «манерами» и «цветками». В то время предприятие принадлежало Якову Ивановичу Лабзину – правнуку основателя и его компаньону Василию Ивановичу Грязнову. В 1868 году оно было зарегистрировано как Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». До революции 1917 года совладельцами предприятия были представители этих родов. К концу XIX века «лабзинское» производство становится одним из самых крупных в России по выпуску шерстяных набивных платков.

В 1918 году предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться «Старо-Павловская фабрика», а спустя десять лет переименовано в «Фабрику имени Х годовщины Красной Армии». Своё нынешнее название предприятие получило в 1996 году.

До конца 1980-х годов здесь сохранялась технология набойки платочных изделий при помощи резных деревянных печатных форм. Параллельно с ней с середины прошлого века развивался способ нанесения рисунка на ткань при помощи специальных сетчатых шаблонов. Этот способ печати по своим художественным возможностям близок к русской народной набойке, а по качеству и техническим возможностям превосходит её и в настоящее время является основным на производстве.

В конце прошлого века, обращаясь к истокам своего производства, на Павловопосадской платочной мануфактуре вновь наладили производство платков из натурального шёлка, декорированных набивным узором.

Платки и шали из Павловского Посада – одни из самых узнаваемых национальных символов России. Неслучайно их коллекции хранятся в крупнейших отечественных музеях, в том числе в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Русском музее, Эрмитаже, Российском музее этнографии, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, а также в музеях Нижнего Новгорода, Смоленска, Архангельска, Вологды и других городов России.

– Павловопосадская платочная мануфактура – бренд не только Подмосковья, но и всей страны, – отмечает министр культуры Московской области Олег Рожнов. – Безусловно, его широкая популярность сегодня объясняется прежде всего художественной ценностью выпускаемых изделий. Но не последнюю роль в сохранении известности павловопосадских платков и шалей играет и удачная маркетинговая стратегия. По всей стране – от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Сочи – работают фирменные торговые точки, занимающиеся их распространением. Часть продукции отправляется на экспорт. Важно и то, что на фабрике смогли, сохранив традиционное качество, сделать платки доступными по цене.

По мнению Олега Рожнова, народные художественные промыслы являются стержневой основой национальной культуры, поэтому необходимо сделать всё, чтобы то лучшее, что создавалось на протяжении веков мастерами и умельцами, сохранялось и развивалось. В Подмосковье, которое находится в числе регионов-лидеров и по количеству сохранённых промыслов, и по объёму выпускаемой ими продукции, накоплен большой и, что немаловажно, успешный опыт поддержки народных промыслов.

Характерная черта павловопосадких платков и шалей, отличающая их от подделок, – использование тканей из натуральных волокон: шерсти, шёлка и хлопка. Отличительным признаком изделий Павловопосадской мануфактуры считаются и богатые цветочные узоры. Цветы обычно собраны в букеты, заключены в медальоны различной формы или дополнены геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Нередко цветочные орнаменты комбинируются с восточными мотивами «огурцы», «бобы», «опахала». Рисунки для павловопосадских платков и шалей создаются по особым канонам, их техника десятилетиями передавалась из поколения в поколение. Сегодня, как и много лет назад, общая живописность павловопосадских платочных узоров сочетается с графической чёткостью и ясностью рисунка. При этом колористическая гамма строится как на использовании ярких контрастных цветов, так и на гармоничном сочетании сближенных тонов.

На павловопосадском платочном предприятии с середины XIX века сложилась и развивается уникальная Школа авторского павловопосадского платочного рисунка. Нигде в России более не готовят художников, создающих рисунки именно для платков. Только на платочной мануфактуре мастера, получившие первичную подготовку в качестве художников по тканям, становятся специалистами, умеющими творить рисунки для многоцветных платков.

Основу мастерства современных павловопосадских художников составляют их индивидуальные способности и талант, а также богатое творческое наследие их предшественников, которое и образовало традиционные художественно-стилевые особенности павловопосадских платков.

Каждый художник работает над авторским изделием от начала и до конца. Всего сейчас в творческой группе их десять: Ирина Дадонова, Виктор Зубрицкий, Валерия Фадеева, Елена Жукова, Татьяна Сухаревская, Елена Фаворитова, Елена Литвинова, Наталия Белокур, Валентина Созинова и Юлия Уткина.

О высоком качестве художественной продукции предприятия свидетельствует тот факт, что начиная с 1865 года павловопосадские шали удостаивались высоких оценок многих всероссийских и международных выставок. В том числе – Гран-при Международной выставки в Париже в 1937 году и Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1958-м. В 1881 году купец 1-й гильдии Яков Лабзин получил звание поставщика императорского двора – великой княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорского Высочества».

И в современной истории Павловопосадская мануфактура неоднократно становилась лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» и обладателем Российской национальной премии «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория». А в последние годы – лауреатом Национальной премии в области индустрии моды, Национальной премии за достижения и заслуги в области текстильной и лёгкой промышленности, Всероссийской премии «Национальная марка качества».

Примечательные публикации на тему "Мода и стиль в возрасте мудрости"

...И много других публикаций на эту тему

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Стаханов, Горький, Чапаев – приукрашенные герои советской пропаганды?
    Государство, где все было под контролем партии и должно было работать на имидж страны, активно использовало все инструменты пропаганды. Одним из самых эффективных, имевшихся в арсенале КПСС, было использование культа личности. Речь не только о первом лице государства. Активно искались и находились образы обычных советских людей, чья жизнь и поступки позволяли их сделать символами эпохи. Правда не все было так радужно.
  • Военный историк Игорь Николаев: Это очень важно — простое чувство Родины
    «Может часами рассказывать о Феликсе Дзержинском, с супругой которого встречался, когда узнавал историю училища; о том, как бывал в семье летчика Валерия Чкалова; как разговаривал с матерью Зои Космодемьянской». Все это о военном историке Игоре Николаеве. Давайте узнаем о нем подробнее.
  • Кругосветка сибиряков на надувном катамаране: нападение акул
    В первый день июля 2021 года два отважных сибиряка — Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин — вышли из Кронштадта в море на парусном надувном тримаране. Их цель — повторить путь первых русских кругосветных экспедиций XIX века. Им удалось пройти вдоль побережья Европы, пересечь Атлантику, обойти Южную Америку. И хотя из-за нападения глубоководных бразильских акул катамаран был потерян, участники экспедиции хотят сделать все, чтобы продолжить свое путешествие.
  • Что можно увидеть на российском ТВ в эпоху СВО
    В первые месяцы после начала СВО на ТВ произошли перемены. Многие программы были приостановлены, в некоторых заменены ведущие, серьёзно увеличилось количество военно-политических ток-шоу. Они и сейчас доминируют в эфире. Тем не менее большая доля эфира осталась у развлекательного вещания. И оно постепенно возвращает свои позиции.  Какие появились новые передачи и вернулись старые?
  • Леонид Утесов «С песней по жизни» (1970)
  • «Голова монгола»: почему на этот экспонат Кунсткамеры не рекомендуют смотреть?
    Одним из самых страшных экспонатов, которые находятся в Кунсткамере Санкт-Петербурга, является голова человека азиатской внешности. Этот экспонат известен, как «Голова монгола». Он вызывает у посетителей страх и тревогу, а его история полна мистических событий.
  • Трогательная заочная любовь родителей Ефима Шифрина
    Есть артисты, при появлении которых на экране телевизоров непроизвольно начинаешь улыбаться. Только вот их судьбы бывают иногда не всегда так светлы и безоблачны, как их выступления. Это в полной мере касается и известного пародиста российской эстрады Ефима Шифрина, родившегося в семье врага народа.
  • Кого из ветхого дома могут переселить без очереди?
    Если жилое здание уже официально признали аварийным, а его малоимущим жильцам, не важно, собственники ли они или живут по соцнайму, некуда переехать, то им безвозмездно будут предоставлять съемное жилье. Кроме того, с 1 января 2024 года переселять граждан из ветхих домов будут в ускоренном темпе.
  • Тонкая лирика Тамары Бобровской
    2209 18 1a Тамара Александровна Бобровская родилась в Иркутске, с отличием окончила Иркутский педагогический институт иностранных языков имени Хо Ши Мина, после окончания работала учителем немецкого языка в Куйтунской средней школе. Позже несколько лет преподавала на кафедре «Лексикология и стилистика немецкого языка». В настоящее время ветеран труда, член РСП, работает в МКУ «ГОРОД» специалистом по связям с общественностью. Для любителей поэзии в конце марта этого года организовала клуб «Вкус поэзии». «Моя поэтическая история началась в достаточно зрелом возрасте, – говорит о себе Тамара Александровна, – свои стихи публиковала под псевдонимом Тома Апрельская. Мои стихи – это моя жизнь и любовь, мои размышления и мироощущения, мои волшебные лекари души…»
  • Юрий Филимонов и Жанна Горощеня «Песенка о дождике»
  • Почему все стремятся загадать желание рядом с курантами?
    Кремлевские куранты играют особую роль в истории России и связаны с различными суевериями и приметами.
  • С октября существенно вырастут пенсии и зарплаты военных
    С 1 октября 2023 года военные пенсии вырастут сразу на 10,5 процента — это рекордное повышение за последние десять лет. В силу вступит соответствующий закон, который был принят еще в конце октября прошлого года. Как считать военную пенсию, кому она положена и на сколько повысится?
  • «Мал, мышцы толсты»: кто из русских правителей был некрасив?
    В течение долгих веков образ царя имел сакральное значение для большинства жителей России. Люди видели в нем помазанника Божьего, а не просто реального человека, который может быть и некрасивым. Однако, на русском троне порой оказывались такие люди, чья отталкивающая внешность бросалась в глаза подданным.
  • Возврат товара в интернет-магазин будет только бесплатным?
    Госдума собирает отзывы на законопроект, разрешающий гражданам ничего не платить при возврате товаров в интернет-магазины. В таком случае торговцы не смогут выставить человеку счет на оплату доставки или почтовых расходов за непонравившийся товар.
  • Праздник ДОСААФ. Новости. Эфир 13 февраля 1987
  • Надо ли до 40 дней хранить вещи покойного и что с ними делать вообще?
    Считается, что вещи покойного должны оставаться на своих местах в течение 40 дней после его смерти. Это поверье связано с православным учением о душе умершего человека, которая на протяжении 40 дней готовится к суду Божьему.
  • По следам падений самолетов секретной авиатрассы времен Второй мировой Алсиб
    На якутском участке трассы Алсиб работают поисковики. Их цель – зафиксировать уже известные места падений самолетов. Также найти новые, где могут находиться остатки пропавших на трассе самолетов. Как происходят поиски и что удалось найти — об этом рассказ участника экспедиции Алексея Никулина.
  • Мнение: присоединение новых территорий не поможет России выбраться из демографической ямы
    Депопуляция смерти подобна, и это не фигура речи. Страна невозможна без населения, а в особенности – без государствообразующего народа. «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа», – гласит Конституция. Благодаря присоединению новых территорий мы на несколько миллионов увеличили население страны, причём именно русскоязычное, но это не решает проблему в перспективе.
  • «На ученье, как в сраженье». Хор воспитанников Московской военно-муз. школы (1974)
  • Откровенно про рак: что писал о лечении этой болезни в своем романе Солженицын
    В ГУЛАГе Александр Солженицын перенес операцию по удалению рака яичка, а 10 лет спустя написал «Раковый корпус» – о том, как лечили эту болезнь в СССР, об отношениях пациентов и врачей. Роман запретили. Как далеко шагнула медицина и изменилось ли наше восприятие болезни с советских времен?