НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-04-04-43-54
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр,...
2025-03-07-03-31-05
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За...
2025-03-11-03-44-32
К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
2025-03-07-02-30-43
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает...
2025-03-06-02-11-16
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству...

Платок печатный – подарок знатный

28 Августа 2015 г.

В нынешнем году исполняется 220 лет одному из старейших народных художественных промыслов Подмосковья – Павловопосадской платочной мануфактуре. Памятная дата отмечена целой серией праздничных мероприятий и различных выставок. Важным событием юбилейных торжеств стало начало строительства музейного комплекса предприятия, завершить который планируется в 2016 году.

Как рассказал заместитель генерального директора предприятия Вячеслав Долгов, у Павловопосадской платочной мануфактуры большие планы по дальнейшему развитию.

– На земельном участке, прилегающем непосредственно к территории нашего предприятия, реализуется проект по созданию музейного комплекса мануфактуры, – говорит Вячеслав Долгов. – Разработан проект здания, включающего в себя комплекс помещений: музей, конференц-зал, кафе, магазин по продаже фирменных платочных изделий. Будет устроена удобная парковка для автотранспорта туристов и покупателей. Строительство этого музейного комплекса, которое планируется завершить к концу 2016 года, уже началось. Разработкой научной концепции будущего музея мануфактуры занимается коллектив квалифицированных специалистов. С его открытием на карте России появится ещё один интересный, достойного уровня объект туристического показа – центр народного искусства России с уникальным платочным производством с более чем двухвековой историей.

Также для стабильного развития платочной мануфактуры нами уже пятый год реализуется программа по формированию фирменной розничной сети по продаже платочных изделий – это монобрендовые магазины «Павловопосадские платки», открытые во многих областных центрах и в других крупных городах России, в пригородах столицы и Санкт-Петербурга. Сеть в настоящее время включает более 120 магазинов, из них более 30 – в Москве.

О славной истории промысла уже поведали две интереснейшие ретроспективные выставки – в залах Союза художников России на Покровке в феврале и совсем недавно – в июне – в Выставочном зале «Дом Широкова» в Павловском Посаде. Осенью состоится ещё одна выставка в Московском областном музее народных художественных промыслов.

В преддверии юбилейного года, в 2014 году, была издана замечательная книга «Платочной радуги узор», в которой впервые без политизированных оценок и наиболее полно представлена история Павловопосадского платочного предприятия от основания в 1795 году до наших дней: о событиях, о художниках и других мастерах, чьим трудом создаются знаменитые платки.

Открытое акционерное общество «Павловопосадская платочная мануфактура» – преемник глубоких народных традиций художественного изготовления платочных изделий с печатным авторским рисунком: платков, шалей, покрывал, шарфов. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, уже в конце XVIII века характер промысла приобрело домашнее крестьянское ткачество, а чуть позже и набойка – печать рисунка на ткань.

Особенно широкое развитие крестьянские текстильные промыслы получили в селе Вохна или Павлово (с 1844 года – город Павловский Посад). Домашнее крестьянское производство легло в основу первых текстильных мануфактур, появившихся здесь в конце XVIII века. Среди них была и шёлковая фабрика крестьянина Ивана Дмитриевича Лабзина, организованная в 1795 году, с которой и ведёт историю знаменитый промысел.

До середины XIX века у Лабзиных было красильное и ткацкое производство, выпускались шёлковые платки и материи. Используя традиционные навыки местных крестьян, в середине XIX века в Павловском Посаде приступили к производству модных тогда шерстяных и полушерстяных платков и шалей с набивным рисунком. Созданные рисовальщиками узоры печатники наносили на ткань деревянными резными формами – «манерами» и «цветками». В то время предприятие принадлежало Якову Ивановичу Лабзину – правнуку основателя и его компаньону Василию Ивановичу Грязнову. В 1868 году оно было зарегистрировано как Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». До революции 1917 года совладельцами предприятия были представители этих родов. К концу XIX века «лабзинское» производство становится одним из самых крупных в России по выпуску шерстяных набивных платков.

В 1918 году предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться «Старо-Павловская фабрика», а спустя десять лет переименовано в «Фабрику имени Х годовщины Красной Армии». Своё нынешнее название предприятие получило в 1996 году.

До конца 1980-х годов здесь сохранялась технология набойки платочных изделий при помощи резных деревянных печатных форм. Параллельно с ней с середины прошлого века развивался способ нанесения рисунка на ткань при помощи специальных сетчатых шаблонов. Этот способ печати по своим художественным возможностям близок к русской народной набойке, а по качеству и техническим возможностям превосходит её и в настоящее время является основным на производстве.

В конце прошлого века, обращаясь к истокам своего производства, на Павловопосадской платочной мануфактуре вновь наладили производство платков из натурального шёлка, декорированных набивным узором.

Платки и шали из Павловского Посада – одни из самых узнаваемых национальных символов России. Неслучайно их коллекции хранятся в крупнейших отечественных музеях, в том числе в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Русском музее, Эрмитаже, Российском музее этнографии, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, а также в музеях Нижнего Новгорода, Смоленска, Архангельска, Вологды и других городов России.

– Павловопосадская платочная мануфактура – бренд не только Подмосковья, но и всей страны, – отмечает министр культуры Московской области Олег Рожнов. – Безусловно, его широкая популярность сегодня объясняется прежде всего художественной ценностью выпускаемых изделий. Но не последнюю роль в сохранении известности павловопосадских платков и шалей играет и удачная маркетинговая стратегия. По всей стране – от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Сочи – работают фирменные торговые точки, занимающиеся их распространением. Часть продукции отправляется на экспорт. Важно и то, что на фабрике смогли, сохранив традиционное качество, сделать платки доступными по цене.

По мнению Олега Рожнова, народные художественные промыслы являются стержневой основой национальной культуры, поэтому необходимо сделать всё, чтобы то лучшее, что создавалось на протяжении веков мастерами и умельцами, сохранялось и развивалось. В Подмосковье, которое находится в числе регионов-лидеров и по количеству сохранённых промыслов, и по объёму выпускаемой ими продукции, накоплен большой и, что немаловажно, успешный опыт поддержки народных промыслов.

Характерная черта павловопосадких платков и шалей, отличающая их от подделок, – использование тканей из натуральных волокон: шерсти, шёлка и хлопка. Отличительным признаком изделий Павловопосадской мануфактуры считаются и богатые цветочные узоры. Цветы обычно собраны в букеты, заключены в медальоны различной формы или дополнены геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Нередко цветочные орнаменты комбинируются с восточными мотивами «огурцы», «бобы», «опахала». Рисунки для павловопосадских платков и шалей создаются по особым канонам, их техника десятилетиями передавалась из поколения в поколение. Сегодня, как и много лет назад, общая живописность павловопосадских платочных узоров сочетается с графической чёткостью и ясностью рисунка. При этом колористическая гамма строится как на использовании ярких контрастных цветов, так и на гармоничном сочетании сближенных тонов.

На павловопосадском платочном предприятии с середины XIX века сложилась и развивается уникальная Школа авторского павловопосадского платочного рисунка. Нигде в России более не готовят художников, создающих рисунки именно для платков. Только на платочной мануфактуре мастера, получившие первичную подготовку в качестве художников по тканям, становятся специалистами, умеющими творить рисунки для многоцветных платков.

Основу мастерства современных павловопосадских художников составляют их индивидуальные способности и талант, а также богатое творческое наследие их предшественников, которое и образовало традиционные художественно-стилевые особенности павловопосадских платков.

Каждый художник работает над авторским изделием от начала и до конца. Всего сейчас в творческой группе их десять: Ирина Дадонова, Виктор Зубрицкий, Валерия Фадеева, Елена Жукова, Татьяна Сухаревская, Елена Фаворитова, Елена Литвинова, Наталия Белокур, Валентина Созинова и Юлия Уткина.

О высоком качестве художественной продукции предприятия свидетельствует тот факт, что начиная с 1865 года павловопосадские шали удостаивались высоких оценок многих всероссийских и международных выставок. В том числе – Гран-при Международной выставки в Париже в 1937 году и Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1958-м. В 1881 году купец 1-й гильдии Яков Лабзин получил звание поставщика императорского двора – великой княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорского Высочества».

И в современной истории Павловопосадская мануфактура неоднократно становилась лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» и обладателем Российской национальной премии «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория». А в последние годы – лауреатом Национальной премии в области индустрии моды, Национальной премии за достижения и заслуги в области текстильной и лёгкой промышленности, Всероссийской премии «Национальная марка качества».

Примечательные публикации на тему "Мода и стиль в возрасте мудрости"

...И много других публикаций на эту тему

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.