НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

"Жизнь неожиданнее, смешнее, талантливее наших придумок"

19 Сентября 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/19-09-menshov как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

menshov

Режиссер и актер Владимир Меньшов - человек поступка. Когда в конкурсе MTV победил фильм, для него неприемлемый ни идейно, ни эстетически, он не стал вручать ему приз, сказал то, что думает, и ушел со сцены, вспоминает «Российская Газета». Он резок в оценках и крут в решениях. Зато когда самая своенравная из наших актрис Людмила Гурченко стала сниматься у него в фильме "Любовь и голуби", она чувствовала себя счастливой: попала в волевые руки режиссера, знающего, чего он хочет. А это и в кино, и в жизни редкость.

Его первая большая роль в кино тоже была прежде всего поступком. Фильм Алексея Сахарова "Человек на своем месте" в 70-х прозвучал как взрыв бомбы: в нем замшелых партийных "доверенцев" теснила дерзкая молодежь, и задача такого кино была провокационна - побудить новые поколения к самостоятельным решениям. Меньшов играл молодого механизатора, который сам себя предлагал в председатели колхоза, делом доказывая, что смекалка и умение берут города. Не знаю, в какой степени режиссер угадал природу актера, но сдается, что и Меньшов повлиял на роль, и роль - на Меньшова. Вот так красиво дать отпор привычному распорядку вещей и упрямо двигать прогресс вперед - почин был заразителен, и фильм стал одним из тех произведений, которые реально готовили перемены в стране - закладывали в общественном сознании энергию грядущей перестройки.

{gallery}TXTS/2014/19-09-menshov{/gallery}

Как режиссер Меньшов дебютировал фильмом тоже более чем крутым. Его "Розыгрыш" - один из лучших образцов "школьного фильма" - долго не сходил с экранов. Завершенных режиссерских работ у Меньшова пока всего пять, но все невероятно популярны. "Москва слезам не верит" удостоена "Оскара" и стала визитной карточкой тогдашней России. "Любовь и голуби" вошла в число хитов вровень с эталонными комедиями Эльдара Рязанова. "Ширли-мырли" - редкий пример сатирического фарса, их гэги стали фольклором. "Зависть богов" полнее всех отразила переломный момент в жизни страны, когда обросший ракушками "Титаник" по имени СССР уже угрожающе кренился. С пятью фильмами Меньшов вошел в число классиков российского кино.

Он болезненно воспринимает ломки, которые мотают страну последние четверть века. Отчетливо понимает пороки, разъевшие советскую систему, - пересмотрите "Ширли-мырли" или "Зависть богов". Но точно знает, что благодаря этой системе или ей вопреки в стране состоялось многое исторически бесценное - опять же пересмотрите "Москва слезам не верит" и "Розыгрыш". Обо всем этом давно хотелось с ним поговорить. И были долгие беседы, и были подготовлены интервью. Но каждый раз, перечитав сказанное, Меньшов текст браковал: обстановка менялась быстро, еще вчера актуальное устаревало, новые события требовали осмысления. Человек обстоятельный, мой собеседник не хотел спешить с выводами. Теперь пришла пора поздравить мастера с юбилеем, и я рискну обратиться к этим беседам: в них отзвуки того очень серьезного, противоречивого и подчас мучительного, что составляет нашу общую историю, боль и надежду - суть наших бесконечных споров.

Итак, возникло, мягко говоря, непонимание между тем, что у нас называют силами демократии, и большинством населения страны. В чем его причины?

Меньшов: Это началось, когда в части общества сложилось представление о том, что советская власть была сплошной ошибкой. Сейчас уже заикнуться о том, что изначальная идея была благородна, значит навлечь на себя огонь. Мне объяснят, что это путь преступный и тупиковый, мы его прошли и больше не хотим. Но мы выплеснули суть - то здоровое, с чего все начиналось.

Вы как-то сказали: возвращается сословное мышление. Но при советах тоже были сословия, да еще какие! Вас не пустили даже "Оскара" получить, а поехал кто-то другой, из того сословия, которому ездить было положено. Кто, кстати, это был?

Меньшов: Наш атташе по культуре Дюжев. На мировые премьеры картины меня тоже не пускали. Я спрашивал: что же я натворил? И после уклончивых ответов типа "меньше надо трепаться" удалось выйти на КГБ в лице Филиппа Денисовича Бобкова. Он и рассказал, что на меня лежат доносы от коллег, на которые "органы" обязаны реагировать. Доносы примитивные: мол, я восторгался тем, как все хорошо в заграничных магазинах. Этого было достаточно, чтобы стать "невыездным". А фильм шел по миру как визитная карточка советского образа жизни. Поверьте, нет у меня личных счетов: мол, сволочи, испортили мне жизнь! Но этот инцидент остается примером бреда, до которого система себя довела. А о сословности я говорю как о привычке делить людей по крови и рождению.

Тогда разберемся: наша новая "элита" возникла не из графов и отлично иллюстрирует поговорку "из грязи в князи". Причем часто из грязи криминальной.

Меньшов: И эти люди считают себя избранными. Уже их дети - как бы белая кость, у них заграничное образование и другой круг общения. И наша интеллектуальная элита согласилась с тем, что люди не равны от рождения! Что одни имеют право, другие нет. Что одним нужна культура, для других необязательна. Что одни - творцы истории, а другие - сырье для нее. Вот где для меня начался другой мир. В СССР эту психологию разрушали - каждому давался шанс. Ценился талант. А теперь кличут себя аристократами, вспоминают дворянских предков - постельничих и сокольничих - и этим гордятся! Мне, интеллигенту в первом поколении, это понять невозможно. И я думаю: насколько же благородней общество, которое каждому парню из деревни давало шанс! Все было продумано: выявлялись народные таланты, а их уйма - далеко от Москвы, в глубинке, везде. Надо искать, проводить конкурсы, олимпиады, вытаскивать талантливых ребят, учить их. Это делалось с размахом - и выигрывало все общество. А сейчас шанса не дается, и учить будут только за деньги. А если нет денег доехать из деревни до ближайшего университета? В этом смысле общество сделало фантастический шаг назад.

menshov1
Владимир Меньшов снял всего пять фильмов - и с ними вошел в число классиков российского кино.

Был такой талант - Сергей Королев, отец русского ракетостроения. Лучшие годы жизни провел в шарашке. Значит, в том прошлом, которое нам обоим дорого, есть позорные пятна...

Меньшов: Конечно. Но исторический подход - это язык цифр и фактов. А послушать иных ораторов - получается, что половина сидела, другая ее охраняла, и некому было строить, изобретать трактора, летать к полюсу, побеждать в войне. Мир смотрит наши фильмы и видит неандертальцев, умеющих только материться, хватать за грудки и уничтожать друг друга. Вот что остается благодаря такому кино от нашей истории. И какое счастье, что есть такие картины, как "Баллада о солдате", они свидетельствуют о том, как все было на самом деле. Вот где начинаются наши разногласия: хватит говорить, что мы дерьмо.

Но я помню сарказм, с которым в ваших фильмах поданы советские нравы, где человек не имеет права любить не по уставу.

Меньшов: Критический взгляд был и в фильме "Москва слезам не верит", и в "Розыгрыше". "Розыгрыш" - это противостояние прагматика Комаровского и мальчика, который романтичен и открыт миру. Комаровский, по фильму, был неправ, и я получил ощутимый удар от критиков, которых такая позиция не устраивала. В фильме "Москва слезам не верит" общество уже было четко разделено на "народ" и "элиту". И "элита" фильм не приняла. Его обвиняли в лакировке: мол, такой карьеры, какую сделала героиня, в СССР сделать нельзя. Я это слушал и понимал: сложилась концепция, по которой честный человек здесь выжить не может. И если в центре фильма баба, то надо показать, под кого она легла, чтобы стать директором завода, с кем договорилась и как по блату пролезла в руководство.

А кто считал это неправдой?

Меньшов: Страшно вспомнить - Михаил Александрович Ульянов. Тот самый, который приехал в Москву из сибирского города Тара, поступил в училище, потом играл второстепенные роли в театре, в сорок лет сыграл в "Председателе" и стал знаменитым, получил Ленинскую премию, вошел в ревизионную комиссию ЦК. И он искренне утверждал, что человек "из народа" при советской власти не может пробиться!

И в "Ширли-мырли", и в "Зависти богов" о пороках системы говорится язвительно и резко!

Меньшов: Ну нет, я особенно не замахивался. Хотя был у меня один сценарий, который всех испугал, - "Требуется доказать", по мотивам книги Ленина "Детская болезнь левизны в коммунизме". Я его написал к столетию Ленина и подал на конкурс во ВГИК. Там сделали вид, что не заметили. Потом отнес драматургу Михаилу Шатрову, тот передал рукопись своему соавтору Владлену Логинову, который работал в Институте Ленина и на лекциях иногда рассказывал очень неожиданные вещи. Логинов передал сценарий Юрию Любимову, тот даже собирался его ставить в Театре на Таганке. Стуруа им заинтересовался...

О чем был сценарий?

Меньшов: О том, что такое компромисс, что такое предательство и как эту границу определить. Имели право коммунисты на заключение Брестского мира ради того, чтобы спасти революцию, или надо было вступить в кровавый бой, идти по колено в крови и проиграть? Там шел философский спор двух людей. Я недавно перечитывал эту книгу - нет, совсем неглупа.

Но кино-то требует сюжета...

Меньшов: Сюжет уголовный. Люди попали в руки бандитов, которым надо от них чего-то добиться. И решают, что делать. Я их назвал "правые" и "левые" - между ними идет философский спор с цитатами из Ленина. Это было довольно смело.

Что смелого в сценарии по книге Ленина?

Меньшов: Это сейчас так кажется. А для того времени был предмет для дискуссии. Мы представляем компартию как железную диктатуру, а ведь там все решал съезд. До 1934 года были фракции, крылья, шла политическая борьба между ними, в итоге принимались обдуманные решения. Их не один Ленин принимал - был очень боевой состав ЦК и всего аппарата партии. Да и на местах люди были боевые.

Что же в таком сценарии пугало?

Меньшов: Сама постановка вопроса. Уже поколения выросли после Ленина. Он был иконой, и обсуждать тут нечего, хотя никто его по-настоящему не читал! Это мне стало интересно: история партии как модель жизни. Так создаются партии, театры, семьи - этот закон действует всегда одинаково: сначала единение, потом раскол. И мне было крайне любопытно читать историю партии: до высылки Троцкого она была интересной, полезной, нужной. Людям надо было ее знать: как существует общественная жизнь, как она придумана. Когда знаешь эту модель, тебя уже не удивляет происходящее, это как матрица. Я этот сценарий писал в 1970 году, но так ничего и не вышло. Сейчас я понимаю: партийная доктрина была уже мертва, и это делало все споры бессмысленными.

Если мертва, то почему вы считаете ее ломку злом?

Меньшов: Я не считаю, что она была неправильной. Она пошла по неверному пути: мы выламывались из общекультурного мирового процесса. В странах Востока - в Китае или Вьетнаме - своя жизнь, своя культура. Но Россия всегда ощущала себя частью Европы, по крайней мере передовая часть ее интеллигенции. А мы оказались отодвинуты от нее, отгорожены от происходящих там процессов. На Западе появились, к примеру, "Битлы", они перевернули музыкальный мир, а для нас их как бы не было. И мировое кино было для нас запретным. Дурь заключалась в том, что партийное руководство столкнулось с новой проблемой, но не было нового Ленина, чтобы эту проблему решить. В 60-е годы дали выплеснуться этой энергии, а потом снова зажали. И в итоге она выродилась в антисоветчину. Горбачев был воспринят с почти всеобщим одобрением: надоели речи престарелого Брежнева, все надеялись, что произойдет обновление социализма. А потом выяснилось, что значительная часть интеллигенции считает, что социализм - тупиковая ветвь истории, что мы не туда пошли. Что только дай свободу - и у нас будет как в Америке. Никто не вспоминал, какими трудами достигается красивая жизнь, сколько потрачено столетий, чтобы сложились такая Европа и такая Америка. Но мы считали, что достаточно сменить общественный строй - и появятся дороги, небоскребы, нормальная армия. Это был сумасшедший дом! Начались скоропалительные решения, направленные только на ломку монстра, а там посмотрим, главное, чтобы от него осталась выжженная земля. В том и подлость: нам говорили о жутком чудище коммунизма, ввергшем нас в дикость, а у нас была вторая экономика в мире, во многих областях мы тягались с США, и, хотя это нам стоило немало, были могучим государством. Нет, это все ошибка, сказали нам.

Какие традиции советского прошлого мы должны были продолжить?

Меньшов: Все, чему меня учили в школе, было правильно: нас воспитывали гражданами, патриотами, хорошими людьми. Для этого существовала масса организаций - пионерия, комсомол, молодежные клубы, нас учила прекрасная литература. Сейчас потеряны ориентиры, и общество не понимает, что движется к катастрофе. Точно так же в свое время Николай II не понимал, что страна идет к краху, хотя в массах уже вовсю полоскали имя царя. КПСС не понимала. Теперь не хотим понять мы. Не хотим учиться на собственном опыте. А этот шанс упущен: все тупо ненавидят советское время. Вот это неумение отделить в прошлом преступное от того, что действительно было завоеванием системы, и привело к той России, которую мы теперь имеем: она превращается в государство седьмого сорта. Как-то в телепередаче я спросил школьников: кто хочет жить в России? Треть сказала, что хочет уехать! Если у родителей появляется возможность, они валят отсюда. И я серьезно опасаюсь, что XXI век Россия не переживет - превратится в территорию, куски которой будут постепенно отпадать.

На что же надежда?

Меньшов: Моя надежда и мое чувство говорят мне, что такое произойти не может. По отношению к нашему сегодняшнему знанию это чувство ирреально. Но жизнь неожиданнее, смешнее, талантливее наших придумок. Не знаю, куда нас вывезет и когда в нашем сознании может случиться переворот. Мы рассчитываем только на ту парадигму, в которой сейчас существуем. Но жизнь уже показала, как четверть века назад она резко, в один день изменилась благодаря появлению лишь одного, по сути, человека. Никто не мог этого предполагать. Как никто не мог предвидеть в свое время февральскую и октябрьскую революцию.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!