НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Мы живем в культуре насилия: про школьную травлю и жестокость говорили на книжном фестивале

13 Сентября 2019 г.

На Иркутском международном книжном фестивале, который прошел в столице Приангарья с 30 августа по 1 сентября, обсудили тему буллинга – школьной и не только травли. О том, что с этой проблемой делать, поговорили прозаики Евгения Некрасова, Анна Козлова и поэтесса Оксана Васякина.

«Спекуляция на насилии» или «опыт каждого»: буллинг в современной литературе обсудили в Иркутске на ИМКФ

Как яркий пример заявленной темы модератор дискуссии, новосибирская журналистка Рита Логинова, привела инцидент в одной из омских школ, где в 2018 году восьмиклассника с подачи педколлектива подвергли травле за неисполнение трудовой повинности. Кстати, по информации ТАСС, сейчас директор гимназии, где учился мальчик, уволена, а сам ребенок был госпитализирован в неврологический стационар, а позднее перешел в другую школу.

– В буллинге самая важная черта – это давление коллектива на одного человека. Мне кажется, это явление сейчас довольно часто освещается в медиа и литературе, – отметила Рита Логинова. – Поэтому сейчас хотелось бы обсудить, может ли литература как-то помочь выручить травимого в его «одиночестве против всех».

Писатель и сценарист Анна Козлова считает, что литература – это, прежде всего, утешение, которое может быть как для человека пишущего, так и читающего.

– В то, что литература может изменить мир, я не очень верю, но в то, что те вещи, которые мы читаем и которые заставляют о чем-то внезапно задуматься, могут менять конкретно нас, я верю просто потому, что со мной это происходило в жизни, – отметила она.

Анна Козлова подчеркнула, что не специализируется на историях жестокости, но знает и видит, что мир достаточно жесток. Таковы отношения людей, какими бы они внешне не казались, а «толстый налет цивилизации» чаще оказывается шелухой. По мнению писателя, человек не может изменить свою природу.

– Меня немного раздражает сама постановка вопроса, потому что тема буллинга, травли, жестокости не является самоценной и интересной в моих книгах, и это – не то, на чем я специализируюсь, и не то, что меня реально интересует, – сказала она. – Но жизнь многогранна, и эта грань в ней присутствует. Другое дело, что я никогда не видела необходимости лить сахарный сироп и обходить эти вещи в прозе и сценарной работе. Мне кажется, все, что существует, должно быть названо, взвешено и обозначено.

Анна Козлова также пояснила, что сейчас заметен тренд «приторговывания» травмами, «полученными от жестокости мира». Он очень интересен с точки зрения социальной психологии, но для нее самой опять же не представляет интереса.

– Есть какая-то грань, и этой гранью на самом деле является человек. Потому что он сам решает, что его определяет и кем он будет, и ничто не может на него повлиять, если он сам не хочет, – подчеркнула она.

Другой участник дискуссии, писатель Евгения Некрасова, наоборот, глубоко погрузилась в тему буллинга. Изданная в 2019 году книга «Калечина-Малечина» – это как раз «роман об отчаянии и непонимании, о поиске сочувствия и милосердии, о том, что монстром стать легко – если тебя никто не любит» (из аннотации, – прим. ред.). Главная героиня книги – маленькая девочка, до которой никому нет дела и которую травят в школе.

– Мне всегда очень хотелось написать текст, в первую очередь, об абсолютном, глобальном одиночестве. У меня не было конкретной задачи писать о травле, о школе, но так получилось, что это – одна из основных тем текста. Но не единственная, конечно. Мне очень не хватало той самой книги, которую написала. Этот текст я задумала восемь лет назад: сначала это был синопсис для сценария, потом сценарий, и три-четыре года назад я наконец написала прозаический текст, – рассказала она.

Пару лет книга лежала «в столе», а когда вышла, оказалась, что общество наконец «созрело» для этой тематики. Независимо от спекуляции на тему травм люди наконец стали готовы разговаривать о буллинге, обсуждать собственный негативный опыт прошлого или настоящего.

– Мне кажется, что о травле, по крайней мере, в Москве, начали говорить буквально в последние полтора года. Что касается какого-то целительного эффекта, мне кажется, это довольно странно, но больше мне пишут люди, благодарящие за «опыт, который был и у них», – отметила Евгения Некрасова. – Вообще, по статистике, 80% населения Земли так или иначе становилось жертвами травли так или иначе. Есть разные степени, даже травимые потом могут сменить роль и стать травящими.

Однако не только дети оказываются в уязвимой позиции. Московская поэтесса и феминистка Оксана Васякина, в чьих текстах поднимается тема насилия над женщинами, поделилась трансформацией собственного опыта в поэзию на эту тему.

– Я родилась в Усть-Илимске. Как вы представляете, в провинции вообще уровень нормализованных насилия и агрессии очень высок. Я в детстве часто защищала мальчиков и девочек, которых буллили, от травли, у меня было обостренное чувство справедливости. Но во взрослом возрасте я тоже подвергалась травле – информационной. В соцсетях преподаватель одного из крупнейших университетов России пытался доказывать мне, что я не профессиональная поэтесса и не феминистка: он же мужчина, ему же виднее, – рассказала она. – Что касается нашей темы – меняет ли что-то литература – и уже озвученного тренда, то меня на самом деле сейчас радуют все тренды, которые я наблюдаю не только в литературе и кино: они меняют матрицу сознания и этическую парадигму человека.

По мнению Оксаны Васякиной, никакой выбор невозможен без альтернативы, поэтому разнообразие тем в литературе, включая названную Анной Козловой «спекуляцию на травме», дает возможность каждому выбрать что-то, близкое конкретно ему.

– Мы сейчас живем в культуре насилия. И это то насилие, которое передается цепным путем – условно говоря, от матери к ребенку, от ребенка к собаке, от пятиклассника к первокласснику и так далее, – считает поэтесса.

Участники дискуссии отметили, что российская литература несколько скуднее зарубежной в плане проблематики травли и насилия. Они припомнили «позднесоветскую классику» буллинга – фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте по одноименной повести Владимира Железникова – как один из немногих текстов на эту тему. При этом писатели отметили важность проговаривания темы травли с детьми, в чем как раз помогает литература – она «позволяет сделать эти вещи видимыми».

– Видимость явления дает возможность работы с этим явлением. Флэшмоб #янебоюсьсказать [о насилии над женщинами], книги о буллинге – все сказанное, все проартикулированное попадает в социальную работу: мы люди, у нас есть язык, и мы можем говорить и вести диалог о том, что с нами происходит. Появление текстов и других видов искусства на эти темы дает возможность поработать с тем, что нас волнует, – отметила Оксана Васякина.

Между тем, в современном мире – масса тем, язык для которых еще не разработан, и у литературы есть «огромная миссия, чтобы опыт приобрел язык описания себя», считает поэтесса. При этом, как отметила Анна Козлова, «история про травму» – хорошая сюжетообразующая конструкция с точки зрения техники создания текстов.

– Я не хочу ни в коей мере оспаривать все сказанное до этого, – подчеркнула она, – но, мне кажется, невозможно не признавать и не видеть, что это очень богатая сюжетная основа, которая на самом деле точно так же щекочет нервы, как другие вещи, используемые в литературе – насилие, секс, травма, кровь… Но меня смущает, что качественного перехода не происходит, потому что читатель/зритель реагирует на прежний раздражитель: ему показывают очень стыдное, очень страшное и от этого очень привлекательное.

Вместе с тем, литература о буллинге вряд ли сможет выступить профилактикой против насилия в тех же школах, будучи включенной в программу, считает Оксана Васякина: все зависит от подачи и интерпретации материала. Ее поддержала Евгения Некрасова, пояснив, что гораздо больше профилактики должно проводиться в социальной сфере – педагогами, школьными психологами.

– Сначала надо взрослых обучить работе в классах, где есть ситуации буллинга, – отметила она.

Как подытожили участники дискуссии, любая ситуация травли в детском коллективе появляется только тогда, когда ей позволяют существовать взрослые – родители, педагоги, руководство школы, любой взрослый коллектив. Поэтому профилактику буллинга, в первую очередь, стоит проводить среди них – с помощью разных инструментов, в том числе, и литературы.

СПРАВКА:

  • ИМКФ проводится фондом поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» и ассоциацией «Межрегиональная федерация чтения». Первый фестиваль состоялся в мае 2017 года. В нем приняли участие 50 писателей, поэтов, критиков, 90 издательств. На книжной ярмарке было продано 8 тонн книг. Мероприятия и площадки ИМКФ посетили 15 000 человек. На 7 площадках фестиваля за три дня состоялось сто мероприятий, включая встречи с известными писателями, автограф-сессии, мастер-классы, лекции, круглые столы и спектакли. В дни проведения ИМКФ на сцене Иркутского областного театра юного зрителя имени А. Вампилова состоялись показы спектаклей выпускников Школы-студии МХАТ, которые посмотрело 1500 зрителей. Фестиваль был признан одним из главных культурных событий Иркутска в 2017 году.
  • Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» основан промышленником Олегом Дерипаской. Сегодня это одна из крупнейших в России организаций, работающих в сфере благотворительности, меценатства и волонтерства. Фонд решает социально значимые проблемы, поддерживает отечественное образование и науку, содействует сохранению культурно-исторического наследия России. При поддержке фонда реализовано 500 проектов в 50 российских регионах, его благополучателями стали 90 000 учеников, 4 000 учителей, 8 000 студентов вузов и техникумов, 4 000 ученых, 1 200 учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и других организаций.
  • Ассоциация «Межрегиональная федерация чтения» основана в 2014 году и занимается российскими и международными проектами в сфере книжной культуры. С 2011 года проходит организуемый ассоциацией «МФЧ» чемпионат России по чтению вслух «Открой рот», в котором принимают участие более 200 городов России. Чемпионат России по чтению вслух среди старшеклассников «Страница», проходящий в 51 регионе России стал победителем конкурса грантов президента Российской Федерации.

По инф. Телеинформа

  • Расскажите об этом своим друзьям!