НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

К чему приводит дефицит собственной героической истории

30 Апреля 2015 г.

То, с какой яростью разнообразные президенты критикуют Россию, скрываются у соседей от московского парада, героически борются с байкерами, скороспешно сакрализуют дату 8 мая, срочно изобретают аналоги и антиподы георгиевской ленты, лишний раз доказывает: день 9 мая 1945 года по-прежнему форматирует политическое пространство Евразии.

Как будто и 70 лет не проходило.

И это хорошо – Европе и ее заатлантическому руководству таки не удалось зажмуриться и сделать вид, что в мае 2015-го ничего неординарного не происходит. Не удалось замолчать факт собственной ревизии недавней истории, нынче свеже-коричневым расползающейся с восточноевропейских окраин.

С историей, с ролью Советского Союза в ХХ веке – активно борются. А значит – она по-прежнему актуальна и сильна. Со слабыми не воюют, слабых игнорируют.

В стремительно развернувшейся информационно-исторической войне самыми пострадавшими ожидаемо оказались жители Украины, ставшей, собственно, центральным полигоном развернувшейся борьбы за право исторической памяти.

Если граждане России, как и 70 лет назад, имеют четкую морально-идеологическую базу – нас атаковал фашизм, признавая людьми второго сорта, мы выстояли, мы победили при минимальной поддержке остальных стран, нас не сломил Гитлер, как до него не сломил Наполеон и все прочие до них.

Если граждане США имеют свое альтернативное видение той войны – с ключевой ролью боев в Африке, на Тихом океане и прочих военных театров второго и третьего плана вплоть до бомбардировки Хиросимы.

Если в странах Прибалтики есть свое видение той войны с нынешними государственными парадами уцелевших нацистов. Если у всех, в том числе постсоветских, стран к маю 2015 года – есть своя история, пусть и с весьма сомнительной порой героикой и моралью, то на Украине все гораздо сложней и хуже ­– своей истории у Украины больше нет.

Точнее – ее новую версию конструируют на наших глазах прямо сейчас. Но эта конструкция обладает таким, заложенным ее инженерами, запасом внутренних перекосов и напряжений, что неминуемо и скоро саморазрушится. Возможно – унося со своими центробежно разлетающимися осколками остатки гражданского мира и куски территорий бывшей УССР.

И 9 мая 2015 года является одной из маркерных точек, когда все участники событий вынуждены будут определиться со своим отношением к своей прошлой, а значит, и будущей истории.

Формально – новая украинская элита, пришедшая к власти после госпереворота на Майдане, ­пошла проторенным путем тех же стран Балтии – стремительной «десоветизации» своей территории, населения, культуры, истории. Уничтожение памятников, марши неонацистов, охота на ветеранов, вытеснение из страны или аресты инакомыслящих, люстрация госслужащих, вытеснение русского языка и самоидентификации из голов юных граждан.

Но если в Прибалтике этот процесс растянулся на годы и тем снизил шоковый эффект для жителей – то в Киеве попытались впихнуть все эти труднопереносимые для сознания обычных граждан процедуры в один год.

Как следствие – получили социальный взрыв. Где часть жителей прямо воюет друг с другом, часть обеспечивает тыл войны и все большая часть – просто бежит из страны. В том числе массово в Россию – в состоянии необъявленной войны с которой, вроде бы, по версии официального Киева, находится украинское общество. Оксюморон.

Подобная логическая коллизия характерна и для ситуации с Днем Победы на Украине. Понятны своей простейшей защитной реакцией позорные запретительные законы Порошенко о преследовании за советскую символику – майданная команда по-прежнему лихо пляшет по граблям.

Все понимают, что без закона о фактическом ограничении русского языка сразу после победы евромайдана Донбасс, возможно, и не взорвался бы. Тогда новые хозяева Банковой быстро пошли с языком на попятную, но сейчас вновь не выдержали – и запретили теперь память о недавнем общем прошлом десятков миллионов людей. В том числе и память о Победе. Это логично – не умея создать собственную новую историю успеха, хотя бы ликвидировать имеющуюся.

Причины этого кроются в том числе в тотальном дефиците собственной героической истории, способной создать надежную базу для национального мифа. Учитывая, что Украины в современном территориально-государственном понимании до недавнего по меркам истории времени не существовало – это логично.

Но неприемлемо с точки зрения оперативного отмежевания от «москальского мира». Тяжело, однако, построить свою героику на битве при Конотопе, имея за печами Бородино и Курскую дугу. Непросто истово верить в козацкие подводные лодки на фоне крейсера «Варяг» и двух оборон Севастополя.

В итоге – на алтарь мифотворчества тысячами кидаются жизни жителей уже современной Украины, из смертей которых инженеры человеческих душ пытаются вылепить сегодняшнюю героику. Аналогии между высотой Саур-Могила и Мамаевым курганом заставили Киев отчитываться о ее взятии еще до подхода своих штурмовых подразделений.

Чуть позже бессмысленно уничтоженных там за непонятные им цели. Длящийся несколько месяцев сериал о несокрушимых «киборгах» донецкого аэропорта, призванных затмить собой и Брестскую крепость, и дом Павлова, закончился их стремительным поражением. И столь же стремительным уходом в историческое небытие.

Тела вчерашних любимцев нации неделями лежали в обломках – при полной потере интереса к ним украинских СМИ, военного руководства и многочисленных «диванных воинов» «Фейсбука». Еще вчера превозносивших новых героев, сегодня не нужных особо никому, кроме родственников и бывших сослуживцев.

В то время как официальные СМИ и диванные патриоты уже переключились на новый объект – Дебальцевский котел, превращенный пропагандой в новый несокрушимый «дебальцевский плацдарм» и «дебальцевскую дугу». Которая по историческому масштабу должна была, вероятно, затмить дугу Курскую.

Но – была в очередной раз провалена, став символом бессмысленных жертв украинских военных на фоне феерического вранья президента Порошенко. Все эти события укладываются в общую, непрерывно повторяемую схему – стремительное создание собственного национального военного мифа из локального боевого успеха, его медианакачка через подконтрольные СМИ и соцсети, шапкозакидательская героизация, военный провал – и столь же стремительное забвение.

Национальное мифотворчество на постмайданной Украине начинает пробуксовывать – не удается создать достойных альтернатив Дню Победы и подвигам своих отцов в Великой Отечественной. В итоге интернет-активистам остается постить в фейсбуках печальные стихи о проблемах собственного мировосприятия.

Самым буйным из них – продолжать внутреннюю борьбу с «девятимайской паранойей», удовлетворенно отмечая, что большинство участников Великой Отечественной уже умерли, и спорить теперь с ними не страшно.

Украинским добровольцам в зоне АТО, еще недавно увлеченно расстреливавшим дома жителей Донбасса – остается кричать в пустоту о недопустимости запрета советской георгиевской символики и бессмысленности переименований городов в рамках борьбы со своей же историей.

Простым жителям Украины пока остается все это терпеть, не имея легальной возможности бороться с новыми мифотворцами, у которых руки по локоть в крови. Остается выгонять вчерашних героев – бойцов «Правого сектора» – хотя бы с похорон своих родных, уж если не хватает сил выгнать из города.

В итоге к 9 мая 2015 года Украина подходит в состоянии сильнейшего идеологического раскола, максимального с 1991 года. И, судя по неуклюжим попыткам команды Порошенко и их атлантических кураторов силой задавить память о Победе и большей части периода украинской истории ХХ века, этот раскол будет расти. Через убийства оппозиционных журналистов и политиков, вытеснение нелояльных граждан в Россию, героизацию пособников нацистов, запуск новых исторических мифов.

Россия в сложившейся ситуации сейчас не может прямо противостоять киевским любителям УПА (УПА, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ) во внутриполитическом поле Украины – там физически или морально уничтожены все сколь-либо пророссийские или нейтральные легальные политические силы.

Но на стороне России и Украины как братских республик с общей историей и общим будущим – многомиллионное украинское «молчаливое большинство». Те самые 90% жителей Украины, что, даже по признаниям замайданных волонтеров, не участвуют в поддержке войны.

Миллионы людей, опасливо не надевающих георгиевскую ленточку, но и не постящих «антиватные» призывы в «Фейсбуке». Не желающие или не могущие брать оружие и воевать за одну из сторон конфликта в происходящей гражданской войне. Предпочитающие уехать в российскую провинцию или молча терпящие мобилизацию, обнищание и самодурство праворадикалов дома, на Украине.

Все это молчаливое большинство, презрительно евроактивистами называемое «хатаскрайниками» (как антипод посмевшему восстать «донецкому быдлу») – оно и есть главная будущая опасность для захватившей временно власть команды евромайдана и ее кукловодов.

Для всех этих пока молчащих миллионов – украинцев по паспорту и русских по языку – День Победы 9 мая никогда не станет «днем памяти и скорби». И над этим нам надо вместе работать – так, чтобы на 75-летие Победы можно было смело пройтись с георгиевской лентой не только в Москве и Киеве, но и во Львове.

По инф. vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!