Ко сну у людей всегда было особое отношение. Например, в древности верили, что в ночь с четверга на пятницу спящий мог увидеть будущее. Почему именно эта ночь считалась сакральной?
Различай!
В православной традиции к снам сформировалось неоднозначное отношение. Богослов Григорий Михайлович Дьяченко напоминал, что не на все сны стоит обращать внимание. Некоторые из них не являются совсем уж «пустыми». Главное – уметь отличать сновидения Божественные от тех, которые посланы Сатаной.
Г. Дьяченко даже разработал специальный метод для этого. Если сон «побуждает к добру», значит, дарован он Богом, который отклоняет человека от Ада и указывает путь на Небо. Если нет уверенности, что сон послан Богом, то обращать внимания на видение не стоит. Если же приснилось нечто плохое, толкающее на грех, значит, увиденное послано Дьяволом.
Божественное проявление
В православии попытка предсказать будущее по вещему сну не поощрялась, ведь Библия прямо призывает «не ворожить и не гадать по снам». С другой стороны, согласно мнению богослова Павла Яковлевича Светлова, православная традиция усматривала в сновидениях Божественное проявление.
Именно во сне Бог имеет возможность максимально приблизиться к человеку «под покровом загадок и символов». Поэтому особенно пророческими считались те сны, которые приснились с четверга на пятницу накануне важных православных дат – Великого Поста, Благовещения, Вознесения, Троицы, Рождества Иоанна Предтечи, Успения.
Ночь в Гефсиманском саду
Почему именно ночь с четверга на пятницу так важна, догадаться несложно. Достаточно вспомнить события Страстной недели. В Чистый Четверг проходила Тайная вечеря, после которой Иисус отправился в Гефсиманский сад. Там, в ночь с четверга на пятницу Спаситель укреплял дух перед скорой смертью, принял поцелуй Иуды, не противился аресту и начал Страстной путь.
Традиционно служба с четверга на пятницу проводится поздним вечером. Именно накануне Великой Пятницы, в Чистый Четверг, в храмах читаются «страстные» отрывки из Евангелия, в которых описывается весь путь страданий Христа. Также поются специальные тропари и гимны. В них православные просят Господа о единении в Таинстве Евхаристии. На Вечерне Чистого Четверга архиерей, следуя примеру Иисуса Христа, выполняет «омовение ног» другим священникам.
Кульминацией Страстной недели становится Великая Пятница, когда православные вспоминают о крестной смерти Спасителя, снятии его Тела с креста и погребении. В знак глубочайшего траура в этот день Литургия не совершается. В этот день совершается служба с чином выноса Плащаницы.
Передача власти
Четверг и пятница были тесно связаны и в языческой традиции. Четверг в русских мифах был «закреплен» за Перуном – небесным владыкой, богом-громовержцем, покровителем воинов и мужской силы. Еще в Лаврентьевской летописи 971 года упоминается, как русские витязи при заключении договора с Византией клялись оружием и своим богом Перуном. Его место в православной традиции занял Илья-Пророк.
Пятница же была днем единственного женского образа в русской мифологии – Мокоши, повелительницы «нижнего мироздания» и всей женской работы. Так, традиция не прясть по пятницам в знак почитания Мокоши сохранялась вплоть до XX века. Не исключено, что именно с четверга на пятницу Перун передавал власть Мокоше, поэтому всё происходящее в эту ночь приобретало особое сакральное значение. И сны – не исключение.
Вещий и Пустой
Из всех снов, приснившихся с четверга на пятницу, самыми пророческими являются увиденные в период с Рождества до Крещения. Как пишет в книге «Зазеркалье шаманов» В. Железнова, в этот период астральная сущность человека встречается с потусторонними духами, которые и предсказывают грядущее.
Пророческим снам противопоставляются сны пустые, которые снятся на 25 число каждого месяца, с понедельника на вторник, со среды на четверг и с пятницы на субботу. Считается, что в эти ночи астральная сущность не покидает тело человека, поэтому сны отражают всего лишь накопленные эмоциональные переживания.
Дух-трудоголик
Теорию о том, что сон – это отражение всего, что увидел дух человека, изложил в «Книге духов» один из теоретиков русского спиритизма Алан Кардек. Он считал, что пространство сновидений граничит сразу с тремя мирами – земным, материальным и духовным, поэтому именно во время сна легче нарушать эти границы. К тому же сон «ослабляет узы», связывающие тело и дух. Это позволяет духу «преодолевать пространства» и вступать «в сношения с другими духами» – и живущими на земле, и небесными.
По мысли Кардека, «работающий» во сне дух дает отдых душе, которая непрерывно ждет освобождения от тела после его смерти. Если же человек не видит снов, по мнению Кардека, его дух забирается в такие «высокие духовные сферы», которые мозг не в состоянии транслировать.
Куда ночь, туда и сон
Когда нашим предкам не хотелось, чтобы сон с четверга на пятницу исполнялся, они прибегали к простому способу – по утру молились, а затем трижды произносили: «Куда ночь, туда и сон». Тем же утром выходили к реке и рассказывали сон текущей воде. Считалось, что река унесет плохое пророчество.
Если реки поблизости не оказывалось, сон пересказывали ветру с присказкой «Ветерок, унеси дурной сон!». Была и другая примета: приснился плохой сон – встань перед окном и несколько минут смотри на улицу. Существовал способ и для умеющих писать. Они записывали сон, а затем сжигали бумажку со словами: «Дым! Как ешь глаза, выешь злое из сна! Оставь лишь доброе!». Жаль только, что не сохранилось свидетельств о том, что после подобных действий пророчество не сбывалось.
Сны еще пока далеко не изучены. И поэтому много пугающего и необъяснимого есть для людей в этом обязательном для них иногда состоянии. Интересно, а когда-нибудь сны можно будет заказывать, чтобы не смотреть то, что символизирует разные беды и наоборот увидеть нечто приятное? Хотелось бы получить такую услугу. Уснул, к примеру, и «оказался» на Средиземном море, искупался, отдохнул как следует, проснулся и всё. Никаких тебе дурных предзнаменований!
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.