НА КАЛЕНДАРЕ

«На воздусях яко по суху...» (Ждем продолжения

Михаил ДЕНИСКИН, журналист, член Российского Военно-исторического общества   
02 Февраля 2025 г.

К ласточкам у иркутян издавна сложилось особое отношение. Прилета ласточек всегда ждали с нетерпением: по ним определяли погоду, сроки сева, виды на урожай. Ребятня никогда не обижала этих птиц (интересно, нынешние дети смогут отличить деревенскую ласточку от городской?). Кстати, пригородное селение Плишкино имя свое получило по прозванию ласточек-плишек. Кто первым напугал наших птах? Иными словами, кто первый полез в небо над Иркутском? Ответить на этот вопрос просто – достаточно заглянуть в летописи. Возьмем две взаимно дополняющие книги – Нита Романова и Юрия Колмакова.

«На воздусях яко по суху...»

24 сентября 1906 года

при многочисленном стечении публики и благоприятной погоде состоялся полет воздушного шара из Интендантского сада. Поднявшись вместе с Коронтенковой на головокружительную высоту, шар медленно поплыл в воздухе по направлению к Знаменскому монастырю, перелетел Ушаковку и опустился во дворе женской обители.

Более – никаких подробностей, а жаль. Ведь это – первое конкретное сообщение о полете над городом.

Во-первых, географическая привязка – Интендантский сад (сейчас на этом месте находится автовокзал да несколько бывших цехов бывшего Куйбышевского завода). Во-вторых, назван воздухоплаватель: Коронтенкова. Увы, кто эта бесстрашная дама, мы уже никогда не узнаем. И в-третьих, место посадки – Знаменский монастырь за Ушаковкой: можно представить смятение монахинь при виде опускающегося с неба шара!

Уместно вспомнить, что слово «аэростат» появилось в обиходе еще в XVIII веке, а XIX столетие породило термины «авиация», «авиатор», «аэроплан», «самолет». Как видим, человечество упорно лезло в небо. И небо зачастую отторгало нахальных смельчаков...

31 мая 1907 года

Перед запуском воздушного шара. Иркутский Циклодром. 1908 г.

состоялся первый полет воздухоплавателя Моисеенкова на воздушном шаре из сада «Циклодром». Гонимый восточным ветром, при неблагоприятной погоде, шар поднялся высоко и медленно опустился в Иркут. Благодаря спасательному поясу воздухоплаватель выбрался на берег. Брошенный шар понесло по реке, зацепило за камень и разорвало водой.

Запуск аэростата, предположительно, в районе Военного городка (вдали виден идущий паровоз). Среди военных различимы люди в штатской одежде

Можно предположить, что г-н Моисеенков был первым воздухоплавателем и частным владельцем воздушного шара в Иркутске. При восточном ветре от бывшего циклодрома (прежде там упражнялись велосипедисты, а теперь – это стадион «Локомотив») и до Иркута – рукой подать…

А теперь – выше и дальше.

По сообщению Императорской Академии Наук, 17 августа 1907 года состоялся свободный полет на воздушном шаре, на котором поднялись командир батальона подполковник Лихачев и подпоручик Афанасьев. Воздухоплаватели решили разведать подступы к Байкалу и выяснить для себя, возможно ли перелететь через озеро.

Шар двигался на высоте 500 метров от земли и в моменты, когда он начинал резко опускаться ниже этой отметки, воздухоплаватели сбрасывали балласт. Однако с оставшимися тремя мешками песка экипаж не решился продолжать путь и приземлился около села Лиственичного.

9 сентября 1907 года

В 11 часов 35 минут утра командир 2-го Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона Ф. А. Лихачев, директор магнитно-метеорологической обсерватории А. В. Вознесенский, капитан П. Ф. Естифеев и подпоручик Л. А. Дацкевич совершили полет на воздушном шаре с целью проведения ряда метеорологических наблюдений. Полет продолжался 1 час 25 минут на высоте 300-400 метров, проделан путь в 28 верст, от Архиерейской дачи, по долине Ушаковки, до ее устья.

Приборы, установленные на воздушном шаре, фиксировали высоту полета, изменение атмосферного давления, температуру и влажность воздуха. Впервые этим полетом в Иркутске было положено начало аэрологическим наблюдениям. Воздушный шар пересек Ангару, направился к Вознесенскому монастырю и приземлился около деревни Зуй.

В обсерватории готовят к запуску шар-метеозонд (возможно, его держит в руках сам Вознесенский)

Военные воздухоплаватели, да еще на службе науки, – это уже серьезно, это вам не праздные развлечения жадной до зрелищ публики.

Дело в том, что в русской армии того периода уже существовала практика использования привязных аэростатов, воздушных шаров и змеев для разведки. Известный полковник С. А. Ульянин сконструировал специальную фотокамеру, которая вела съемку неприятельских позиций (в 1911 году талантливый изобретатель возглавит первую в России школу военных летчиков – Гатчинскую, а его камера с пользой прослужит всю Первую мировую войну).

По окончании Русско-японской войны в Иркутске расквартировали 2-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон в составе 18 офицеров и 677 нижних чинов. Батальон жил своей изолированной жизнью войсковой части: нес караульную службу, проводил смотры и учения. Когда же военные запускали в небо шары и аэростаты, это, естественно, вызывало жгучий интерес иркутян.

Потому и не удивительно, что директор обсерватории Вознесенский подружился с офицерами. Судя по его научной деятельности, Аркадий Викторович был не только любознательным, но еще и энергичным, а значит, и общительным человеком. На скором знакомстве с военными сказалось и соседство: батальон разместился в районе нынешних улиц Седова, 25 Октября, Трилиссера и 4-й Советской. Обсерватория же (метеостанция) со своими постройками и ныне находится на том же месте.

О своем полете директор обсерватории оставил интересный доклад:

«…мне удалось, благодаря любезности командира батальона подполковника Ф. А. Лихачева, участвовать в свободном полете воздушного шара – втором в Иркутске…

Шар в 640 кв. м, наполненный водородом, был пущен в 11 ч. 35 м. утра от Архиерейской дачи на Ушаковке.

Он медленно поднялся на высоту 300-400 метров, причем его понесло вниз по Ушаковке версты на полторы, затем у устья этой речки, впадающей в Ангару, он принял несколько другое направление и, пересекши р. Ангару по направлению к Иннокентьевскому монастырю, пошел вниз по долине Ангары, придерживаясь ее левого берега.

После перехода на левую сторону Ангары шар держался на высоте от 500 до 850 метров. Как при перелете через Ангару, так и при каждом дальнейшем приближении к ней шар постоянно и заметно снижало – очевидно, вследствие более низких температур воздуха над водой. Так как помимо меня на шаре поместились еще капитан П. Ф. Естифеев и подпоручик Л. А. Дацкевич, то при небольшой подъемной силе шара пришлось взять только четыре мешка балласта, который пришел сравнительно скоро к концу.

Запуск военного шара с людьми

Приблизительно в половине первого часа пришлось подумать о спуске, так как шар несся все время над Ангарой, и при неблагоприятном направлении ветра, очень легкого, но постоянно менявшегося, мы могли опуститься в реку. Около четверти часа перед самым спуском мы прошли на гайдропе, конец которого шел все время в воде на широком плесе Ангары, против селения Усть-Кудинского.

Выбравшись на сухой берег, мы ровно в 1 час дня благополучно опустились в двух верстах от селения Зуевского и в таком же приблизительно расстоянии от полустанции Мегет – всего в 200 саженях от Ангары. Подбежавшие крестьяне-сенокосцы с большим любопытством отнеслись к невиданному до сих пор ими шару и, вместе с тем, очень толково и с полной готовностью помогли закрепить шар и убрать его.

Это было тем более кстати, что небольшим неожиданным шквалом стало довольно сильно трепать шар, и справиться с ним втроем было не под силу. В 7 часов вечера мы были уже в Иркутске. Длина пройденного пути по карте – 28 верст».

Фото А. Вознесенского: в центре – Русиновская (ныне Байкальская) улица с полупустым кварталом. Слева на углу – одноэтажное белое здание в 10 окон (ныне библиотека имени Потаниной). А метеостанция – рядом, на прежнем месте. Аркадий Викторович Вознесенский. Заслуги этого человека в изучении климата и сейсмологии Иркутской губернии бесценны...

И еще. Благодаря ученому мы теперь имеем несколько фотоснимков Иркутска с высоты птичьего полета. А следующий полет военных на шаре состоялся в том же 1907 году. И был он уникален тем, что впервые производился над Байкалом и в зимнее время…

Но довольно о шарах. Приспособление это хоть и «плавает в воздухе», зато до обидного зависит от направления и силы ветра. К тому времени идея управляемого полета занимала уже многих. Но в жизнь ее первыми воплотили американцы братья Райты: 17 декабря 1903 года их аппарат с мотором и человеком пролетел 59 секунд – почти минуту!

В тот день родилась мировая авиация...

(Продолжение следует.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?

У нас есть похожие статьи и новости: