Урал стал местом, где смешались разные народы и их верования. Первый человек появился здесь около 100 тысяч лет назад. В прошлом здесь жили разные народы, такие как «чудь белоглазая», манси, ханты, коми, марийцы, башкиры и татары. В то время верования были разнообразными и странными, в отличие от сегодняшних двух основных религий на Урале — православия и ислама. На Урале существовало множество верований и богов, которым поклонялись местные народы.
Золотая баба
Одним из таких богов была Золотая баба, которой поклонялись финно-угорские народы. Финно-угорские народы верили в троичное деление мира на небеса, землю и подземелье. Небесами правил Торум, в подземелье господствовал злой Хуль-отыр, а в обычном мире властвовала Ма-анква, которая отвечала за плодородие, здоровье и силу людей. Вероятно, именно Ма-анква стала источником веры в Золотую бабу, которой поклонялись и приносили щедрые жертвы.
Существует несколько версий о происхождении этого культа. Некоторые ученые считают, что Золотая баба могла попасть на Урал из Древнего Рима или Китая, другие полагают, что это была статуя мадонны с младенцем. Но независимо от происхождения, Золотая баба была объектом поклонения и приносила богатство и славу своим почитателям.
Хозяйка Медной горы
Некоторые ученые считают, что золотой идол на самом деле был из меди. Медь была полирована и блестела на солнце, а затем покрывалась окислами. Из этого возникло поверие в Хозяйку Медной горы, которая носила зеленое платье с позолотой и владела зелеными минералами. Возможно, под влиянием славянских легенд верховная богиня угров Сорни-Эква стала Хозяйкой. Она считалась прародительницей народов и, согласно поверьям, даровала душу новорожденным. Мифология угров указывает на нее, где человеческая душа может превратиться в ящерицу, а сама богиня могла принимать эту форму. В нашем представлении образ уральской Хозяйки неразрывно связан с ящерицами, которые были изображены в виде украшений.
Великий полоз
Фото с stylishbag.ru
Великие полоз — самое мистическое существо, в которое верили на Урале. Вера в него пошла от марийцев и манси, которые верили в великого черного змея «шем кишке». Это было огромное черное змееподобное существо, размеры которого достигали размеров большого дерева. Тело как бревно, а длина не менее 15—16 метров. Манси называли змея «ялпин уй» – «священный зверь»и верили, что он бессмертен и превращается в аммонит. Верили, что полоз является владельцем местных земель и существует на самом деле. Есть свидетельства встреч с полозом, которые вызывали ужас и трепет у людей.
Зверь-мамонт
Еще одним мифическим существом, в которое верили на Урале, был Зверь-мамонт. Он был связан с охотой на мамонтов и считался водяным духом. Бивни и останки мамонтов, которые часто находились на берегах рек, связывались с этим мифическим существом. Зверь-мамонт наделялся различными силами и способностями, владел водными и подземными мирами, изменял горы и русла рек.
Великий Лось
Все мы помним о легендарном Олене Серебряное Копытце, который выбивал драгоценные камни своими копытами. Его аналогом стал Великий Лось, который, согласно угорским легендам, носил на своих огромных, замшелых рогах само солнце. Только могущественный шаман мог призвать Лося на землю. Чтобы Лось мог ступить на землю, ему подставляли огромные серебряные подносы, на которые кладли уральские полудрагоценные камни. Этот обычай действительно существовал. Эти подносы сейчас находятся в музее города Чардынь. Они появились на Урале после распространения ислама на Ближнем Востоке. Тогда подносы с животными орнаментами были обменены на меха. Шаманы использовали иностранные предметы для своих ритуалов, нанося свои рисунки поверх восточной гравировки. Русские переосмыслили этот миф, и легендарный Лось превратился в Оленя Серебряное Копытце, который извлекал самоцветы из уральских камней.
***
Люди во все времена «сотворяли себе кумиров». Наверное, жить человеческому роду так проще. Можно поделиться с кем-то печалями и радостями, попросить помощи и защиты.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.