Урал стал местом, где смешались разные народы и их верования. Первый человек появился здесь около 100 тысяч лет назад. В прошлом здесь жили разные народы, такие как «чудь белоглазая», манси, ханты, коми, марийцы, башкиры и татары. В то время верования были разнообразными и странными, в отличие от сегодняшних двух основных религий на Урале — православия и ислама. На Урале существовало множество верований и богов, которым поклонялись местные народы.
Золотая баба
Одним из таких богов была Золотая баба, которой поклонялись финно-угорские народы. Финно-угорские народы верили в троичное деление мира на небеса, землю и подземелье. Небесами правил Торум, в подземелье господствовал злой Хуль-отыр, а в обычном мире властвовала Ма-анква, которая отвечала за плодородие, здоровье и силу людей. Вероятно, именно Ма-анква стала источником веры в Золотую бабу, которой поклонялись и приносили щедрые жертвы.
Существует несколько версий о происхождении этого культа. Некоторые ученые считают, что Золотая баба могла попасть на Урал из Древнего Рима или Китая, другие полагают, что это была статуя мадонны с младенцем. Но независимо от происхождения, Золотая баба была объектом поклонения и приносила богатство и славу своим почитателям.
Хозяйка Медной горы
Некоторые ученые считают, что золотой идол на самом деле был из меди. Медь была полирована и блестела на солнце, а затем покрывалась окислами. Из этого возникло поверие в Хозяйку Медной горы, которая носила зеленое платье с позолотой и владела зелеными минералами. Возможно, под влиянием славянских легенд верховная богиня угров Сорни-Эква стала Хозяйкой. Она считалась прародительницей народов и, согласно поверьям, даровала душу новорожденным. Мифология угров указывает на нее, где человеческая душа может превратиться в ящерицу, а сама богиня могла принимать эту форму. В нашем представлении образ уральской Хозяйки неразрывно связан с ящерицами, которые были изображены в виде украшений.
Великий полоз
Фото с stylishbag.ru
Великие полоз — самое мистическое существо, в которое верили на Урале. Вера в него пошла от марийцев и манси, которые верили в великого черного змея «шем кишке». Это было огромное черное змееподобное существо, размеры которого достигали размеров большого дерева. Тело как бревно, а длина не менее 15—16 метров. Манси называли змея «ялпин уй» – «священный зверь»и верили, что он бессмертен и превращается в аммонит. Верили, что полоз является владельцем местных земель и существует на самом деле. Есть свидетельства встреч с полозом, которые вызывали ужас и трепет у людей.
Зверь-мамонт
Еще одним мифическим существом, в которое верили на Урале, был Зверь-мамонт. Он был связан с охотой на мамонтов и считался водяным духом. Бивни и останки мамонтов, которые часто находились на берегах рек, связывались с этим мифическим существом. Зверь-мамонт наделялся различными силами и способностями, владел водными и подземными мирами, изменял горы и русла рек.
Великий Лось
Все мы помним о легендарном Олене Серебряное Копытце, который выбивал драгоценные камни своими копытами. Его аналогом стал Великий Лось, который, согласно угорским легендам, носил на своих огромных, замшелых рогах само солнце. Только могущественный шаман мог призвать Лося на землю. Чтобы Лось мог ступить на землю, ему подставляли огромные серебряные подносы, на которые кладли уральские полудрагоценные камни. Этот обычай действительно существовал. Эти подносы сейчас находятся в музее города Чардынь. Они появились на Урале после распространения ислама на Ближнем Востоке. Тогда подносы с животными орнаментами были обменены на меха. Шаманы использовали иностранные предметы для своих ритуалов, нанося свои рисунки поверх восточной гравировки. Русские переосмыслили этот миф, и легендарный Лось превратился в Оленя Серебряное Копытце, который извлекал самоцветы из уральских камней.
***
Люди во все времена «сотворяли себе кумиров». Наверное, жить человеческому роду так проще. Можно поделиться с кем-то печалями и радостями, попросить помощи и защиты.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.