На Руси выкуп уплачиваемый женихом за невесту назывался вено, но с монголо-татарским нашествием этот термин почти канул в небытие, уступив место тюркскому слову калым. Сам обряд выкупа восходит к языческим временам, когда появилось табу на инцесты, то есть браки между близкими кровными родственниками. В поисках невесты женихи с дружинами были вынуждены отправляться в соседние племена или общины, а чтобы уговорить семью девушки отдать ее в чужие края, необходимо было задобрить или материально заинтересовать будущих родственников. Лишь после согласования со старейшинами рода размера калыма молодые могли готовиться к свадебному обряду, в котором тоже не обходилось без выкупа, правда, носившего более символический характер.
Свадебный выкуп
Традиционный славянский обряд свадебного выкупа, который называется бранье, представлял собой настоящий спектакль по определенному сценарию, где каждому была уготована своя роль. Это действо представляло собой преодоление ряда препятствий, в коих проверялась сила, ловкость, смекалка и щедрость жениха и его свидетеля, называвшегося в прошлом дружка.
Хотя в разных уголках Руси свадебному выкупу были присущи свои особенности, но все они в той или иной мере опирались на одну основу. Традиция бранья в несколько модернизированной форме существует по сей день, только деревенские пейзажи все чаще сменяются декорациями подъездов многоэтажек, а в свадебном поезде место запряженных телег заняли автомобили.
Распил козла
В старину свадебный поезд жениха, едущий за невестой, первый раз останавливали при въезде в деревню, где выстраивалась цепь односельчан и будущих родственников, преграждавших дорогу и требовавших выкуп за ее открытие. Расплатившись с ними, жених оказывался перед сложенными в виде козла бревнами, которые необходимо было распилить за оговоренное время, дабы продемонстрировать всем свою молодецкую удаль.
Справившись с заданием, свадебный поезд отправлялся дальше на встречу с возлюбленной. Иногда на пути к дому невесты устраивались потешные кулачные бои между гостями со стороны новобрачных, в которых символическую победу одерживала родня жениха.
Выкуп за открытие дверей
На следующем этапе свиту жениха встречали запертые двери и ворота дома невесты: чтобы пробраться в него, нужно было договариваться. Ребятне, скопившейся во дворе, следовало дать выкуп в виде сладостей, после чего предстояла встреча с братьями или дедушками невесты, загадывавшими молодцу сложные загадки, отвечая на которые он показывал публике свои умственные способности. В случае неправильного ответа жених мог обратиться за помощью, которая стоила определенного вознаграждения. Получив добро от родных, жених вступал на крыльцо, где стояли подружки и сестры невесты, ожидавшие своих гостинцев.
Калым в исламе
Интересно, что в первоначальной мусульманской традиции калым отдавался не семье невесты, а оставался у самой девушки после свадьбы, и даже в случае развода она уходила из дома мужа с этим вознаграждением. Однако впоследствии выкуп стал достоянием родственников невесты, которые требовали от женихов скот, деньги, украшения, а также разнообразные хозяйственные и бытовые принадлежности. Размер калыма напрямую зависел от материального благосостояния желающих породниться сторон и оговаривался при сватовстве.
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.