Владимира Мирзоева часто принимали за театрального затейника, который смотрел на произведение искусства сквозь такую диковинную призму, точно у него калейдоскоп перед глазами. Те, кто видел его "Ревизора", никогда не забудут, как Хлестаков-Суханов превращался в пахана и мага, заворожившего своими мантрами и пассами весь свет. Длить этот список диковинных мирзоевских метаморфоз не будем. Вы уже догадались, что и "Женитьба Фигаро" не стала исключением, пишет «Российская Газета».
Более того, Мирзоев лишил пьесу самой свадьбы, его бы воля - он бы и от самого названия оставил лишь "Безумный день", лишив его второй части - "Женитьба Фигаро". Об этом сам режиссер милостиво уведомил зрителей и пишущую братию, дав подсказку к своему видению. Но если (из соображений кассы) название он сохранил, то из действия женитьбу вовсе убрал, да и самого Фигаро лишил присущей ему у Бомарше роли. Здесь он - сияющий, обаятельный красавец-плейбой (Дмитрий Соломыкин) - вовсе не ведет интригу, а напротив, становится объектом чужих манипуляций. У Мирзоева, сочинившего новый спектакль для Максима Суханова, центр в пьесе иной - сыгранный его главным актером граф Альмавива. Это он устанавливает правила в своем безумном зазеркалье, и не только на один день, но на все времена.
|
Право превратить жизнь своих поданных в нескончаемый безумный день закреплено за одним персонажем - героем Максима Суханова. |
В полном соответствии с духом вахтанговской сцены Мирзоев с художником Анастасией Бугаевой превращает пространство в "бедный" конструктор из фанеры, главным элементом которого становится обезумевшая лестница, выезжающая не к месту и не ко времени - символ бессмысленной, но по-прежнему нерушимой власти синьора. Слуга, посмевший на равных спорить и даже перечить суверену, то оказывая ему пикантные услуги, то требуя для себя новых прав, вызвал в XVIII веке гнев короля и революционный всплеск публики.
Теперь он возвращен Мирзоевым на свое прежнее место - демократией здесь и не пахнет, хотя слуга и его хитроумная подружка ведут себя на вид дерзко, даже вольнолюбиво. Но какие бы права они ни отвоевывали себе и своим друзьям, юный Керубино (эксцентричный и зажигательный Максим Севриновский) пойдет на войну, энергичная Сюзанна (Лада Чуровская) будет совершенствовать свое хитроумие, чтобы избежать ночи с графом, а сам Фигаро - дипломатично и смиренно прикрывать в Лондоне неблаговидные поступки своего сюзерена. "Право первой ночи", право превратить жизнь своих подданных в нескончаемый безумный день навсегда закреплено одним персонажем - героем Максима Суханова.
Капризный, исполненный детской непосредственности и садистских наклонностей, наивный и обидчивый, его граф Альмавива имеет знакомые по прежним работам актера очертания лагерного пахана и площадного шута. В кого бы он ни рядился, кем бы ни казался самому себе и окружающим, его роль неизменна - он знает, что все здесь подчинено его уже совсем сорвавшейся с катушек неограниченной воле, а потому так зверино, так простодушно и коварно балуется, почти с влюбленной нежностью разглядывая очередную жертву.
Мирзоев, часто гораздо более элегантный в своих решениях, здесь неудержимо срывается в разнузданную стихию капустника, точно его подстегивает соседняя по календарю премьера "Бориса Годунова" в постановке Константина Богомолова. В его "черном капустнике" мясник Альмавива сладострастно разделывает тушу убитого зверя, передавая потроха слуге, вздыхает о пармезане, а в сцене свидания с мнимой Сюзанной везде слышит эхо Москвы.
Актеры Вахтанговского театра жмут изо всех сил, то и дело срываясь в площадную комедию, а Мирзоеву, кажется, того и надо. Ходульные интонации, фанерные стены, тут не до тонкостей - так жалко прикрыты "зады" демократии, так смешны ее иллюзии по поводу возможностей социального равенства.
И бьют барабаны, и главный барабанщик Альмавива стучит по натянутой коже истово и вдохновенно, и так же слаженно (давно сработались) бьет вслед за ним его вассальский ансамбль. Захватывающее шоу - ведь сработались давно.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Золотой век Зои Богуславской
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
-
БАМ – ССО – ВЛКСМ
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
-
Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
-
День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
-
Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
-
Не судьба?
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
-
Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
-
Какой была в СССР бытовая техника
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
-
90-е: лихие или бурные?
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
-
«…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
-
«Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
-
«Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
-
Эпоха Жилкиной
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
-
«Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
-
Казалось бы, мелочь – всего один день
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
-
Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
-
Первый фантаст России Александр Беляев
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
-
«Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
-
Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
-
Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».