ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Женитьба Фигаро» в Театре им. Вахтангова пройдет без женитьбы

Алена Карась,"Российская Газета"   
17 Сентября 2014 г.
Изменить размер шрифта

theater

Владимира Мирзоева часто принимали за театрального затейника, который смотрел на произведение искусства сквозь такую диковинную призму, точно у него калейдоскоп перед глазами. Те, кто видел его "Ревизора", никогда не забудут, как Хлестаков-Суханов превращался в пахана и мага, заворожившего своими мантрами и пассами весь свет. Длить этот список диковинных мирзоевских метаморфоз не будем. Вы уже догадались, что и "Женитьба Фигаро" не стала исключением, пишет «Российская Газета».

Более того, Мирзоев лишил пьесу самой свадьбы, его бы воля - он бы и от самого названия оставил лишь "Безумный день", лишив его второй части - "Женитьба Фигаро". Об этом сам режиссер милостиво уведомил зрителей и пишущую братию, дав подсказку к своему видению. Но если (из соображений кассы) название он сохранил, то из действия женитьбу вовсе убрал, да и самого Фигаро лишил присущей ему у Бомарше роли. Здесь он - сияющий, обаятельный красавец-плейбой (Дмитрий Соломыкин) - вовсе не ведет интригу, а напротив, становится объектом чужих манипуляций. У Мирзоева, сочинившего новый спектакль для Максима Суханова, центр в пьесе иной - сыгранный его главным актером граф Альмавива. Это он устанавливает правила в своем безумном зазеркалье, и не только на один день, но на все времена.

figaro
Право превратить жизнь своих поданных в нескончаемый безумный день закреплено за одним персонажем - героем Максима Суханова.

В полном соответствии с духом вахтанговской сцены Мирзоев с художником Анастасией Бугаевой превращает пространство в "бедный" конструктор из фанеры, главным элементом которого становится обезумевшая лестница, выезжающая не к месту и не ко времени - символ бессмысленной, но по-прежнему нерушимой власти синьора. Слуга, посмевший на равных спорить и даже перечить суверену, то оказывая ему пикантные услуги, то требуя для себя новых прав, вызвал в XVIII веке гнев короля и революционный всплеск публики.

Теперь он возвращен Мирзоевым на свое прежнее место - демократией здесь и не пахнет, хотя слуга и его хитроумная подружка ведут себя на вид дерзко, даже вольнолюбиво. Но какие бы права они ни отвоевывали себе и своим друзьям, юный Керубино (эксцентричный и зажигательный Максим Севриновский) пойдет на войну, энергичная Сюзанна (Лада Чуровская) будет совершенствовать свое хитроумие, чтобы избежать ночи с графом, а сам Фигаро - дипломатично и смиренно прикрывать в Лондоне неблаговидные поступки своего сюзерена. "Право первой ночи", право превратить жизнь своих подданных в нескончаемый безумный день навсегда закреплено одним персонажем - героем Максима Суханова.

Капризный, исполненный детской непосредственности и садистских наклонностей, наивный и обидчивый, его граф Альмавива имеет знакомые по прежним работам актера очертания лагерного пахана и площадного шута. В кого бы он ни рядился, кем бы ни казался самому себе и окружающим, его роль неизменна - он знает, что все здесь подчинено его уже совсем сорвавшейся с катушек неограниченной воле, а потому так зверино, так простодушно и коварно балуется, почти с влюбленной нежностью разглядывая очередную жертву.

Мирзоев, часто гораздо более элегантный в своих решениях, здесь неудержимо срывается в разнузданную стихию капустника, точно его подстегивает соседняя по календарю премьера "Бориса Годунова" в постановке Константина Богомолова. В его "черном капустнике" мясник Альмавива сладострастно разделывает тушу убитого зверя, передавая потроха слуге, вздыхает о пармезане, а в сцене свидания с мнимой Сюзанной везде слышит эхо Москвы.

Актеры Вахтанговского театра жмут изо всех сил, то и дело срываясь в площадную комедию, а Мирзоеву, кажется, того и надо. Ходульные интонации, фанерные стены, тут не до тонкостей - так жалко прикрыты "зады" демократии, так смешны ее иллюзии по поводу возможностей социального равенства.

И бьют барабаны, и главный барабанщик Альмавива стучит по натянутой коже истово и вдохновенно, и так же слаженно (давно сработались) бьет вслед за ним его вассальский ансамбль. Захватывающее шоу - ведь сработались давно.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».

Тэги: