Монетизация памяти |
05 Октября 2015 г. |
В русском языке завёлся отвратительный паразит. Офисной природы, маркетингового происхождения. Существительное в неестественном для конкретного случая множественном числе – «активности». Пиар-менеджер какого-нибудь фонда лихо использует эту кальку с английского activities: «у нас новые активности», «необходимо развивать активности». Крупный столичный чиновник тоже следует моде: «В день города намечено множество активностей». Собственно, к «активностям» и следует отнести «флешмоб» 90-х – акцию Президентского центра Б.Н. Ельцина. Уважаемую организацию её же устроители теперь называют «Ельцин Центр». В ренейминге угадывается неповторимый стиль креативного класса, чувствуется рука менеджеров, обладающих лидерской компетенцией. «Ельцин Центр», «Гоголь Центр» – чего только не придумаешь, чтобы подчеркнуть дружелюбность бренда, неформальность подхода. И конечно, очень важен вижуал, который мы назовём для удобства айфон-дизайном. В оформлении «активностей» должно быть много воздуха, уйма белого. Целевая аудитория приучена: белый рояль, безусловно, актуальнее чёрного, а белый гроб, несомненно, продвинутее красного. «Флешмоб» должен был собрать побольше народу в «Музеоне» – на кладбище памятников советской эпохи, ставшем модным местом молодёжных тусовок. Именно на этой площадке осваивался бюджет мероприятия. Здесь же и зарабатывали по мелочи: «В продаже – футболки с портретами Иосифа Бродского, Владимира Высоцкого, Венедикта Ерофеева, Андрея Миронова, подписка на телеканал «Дождь». Безобидная вроде бы затея. Однако когда в «Фейсбуке» стали распространяться ностальгические фотографии 90-х, многими это было воспринято болезненно. Нахлынули воспоминания, наметился глобальный мировоззренческий конфликт. В ответ на карточку девицы с чёлкой «Карлсон» предъявлялась фотография нищей пенсионерки. Попытке рекламировать «капитализм с человеческим лицом» противопоставлялась убийственная статистика 90-х. Выгодополучатели «флешмоба», инициаторы «активностей» наверняка не ожидали такой реакции. Им нужен был тихий симпатичный междусобойчик для отчёта перед спонсорами. Организаторы собирались ловить на живца столичных либералов, которые придут купить футболку с портретом Бродского. Приманкой выступали лекторы, спикеры, культовые фигуры: Артемий Троицкий, Олег Кулик, Антон Носик, Мариэтта Чудакова, Анна Качкаева, Николай Сванидзе, Наталья Синдеева, Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Алексей Цветков... Если приложить гонорарную ведомость мероприятия к цоколю лампочки, она лихорадочно замигает морзянкой: «Сталин хуже Гитлера, Путин хуже Сталина». Но в любом случае – затевалась локальная московская шалость, а вышел скандал чуть ли не на всю страну. Противники «флешмоба» отреагировали с такой эмоциональностью, такой интеллектуальной мощью, будто им противостоял опасный инфернальный противник – Тень отца Марии Гайдар. Проблема дискуссии вокруг «флешмоба» 90-х как раз и состоит в несоразмерности реакции, неверном представлении об инициаторах проекта. Кто же они такие? Не имеют значения фамилии и должности, важно понять природу явления. Настоящие апологеты 90-х валили советские памятники с пьедесталов. Теперь их дети устраивают «активности» в парке, где советские памятники превращены в музейные экспонаты. В программке мероприятия «Остров 90-х» посетителей так и ориентируют: лекция – у скульптуры «СССР – оплот мира», выставка – у памятника Дзержинскому. В полемике между либералами и реакционерами о судьбе произведения Вучетича точку поставили эффективные менеджеры. Они монетизировали историческую память. Здесь в «Музеоне» Дзержинский привлекает посетителей к сувенирным лавкам и ресторанам японской кухни. Как и Горький работы Шадра-Мухиной. Его скульптуру не сваливала с пьедестала разъярённая толпа, а демонтировали московские власти на время строительства транспортной развязки. Спокойно, без лишней нервотрёпки перевезли в резервацию. Скандалить по этому поводу бесполезно, характерная черта эффективных менеджеров – стрессоустойчивость. Возмущаясь «флешмобом» 90-х, нужно ясно представлять, кому адресуются претензии. Вовсе не пылкому диссиденту советской закалки. Вы имеете дело с новой генерацией прагматичных, холоднокровных россиян. Они живо интересуются проблематикой формы, но вопросы содержания вызывают у них изжогу. Голодная бабушка 90-х – для них такое же некомфортное зрелище, как и умирающий житель блокадного Ленинграда. Движение истории интересно им с точки зрения эволюции дизайна. В их исторической памяти фигурируют прикольная чашка 20-х, забавный абажур 30-х, курьёзный автомобиль 40-х. Освенцим интересен оригинальным сочетанием клетки ограждения с полоской облачения. Вопрос, а не стоило ли сдать Ленинград немцам, вполне логичен для человека, опирающегося в своих суждениях на примат прагматизма и культ формы. Здравый смысл подсказывает, что следовало без лишних комплексов высчитать, какой вариант предпочтительнее – коллаборационизм или сопротивление. Чтобы выбрать наименее затратный. Не пришлось бы, возможно, сейчас смотреть эти некиногеничные документальные кадры с трупами на саночках. Вы говорите, что невозможно было предать тогда, во время Великой Отечественной? Вы настаиваете, что сейчас инфантильные фотографии 90-х нельзя рассматривать вне исторического контекста? Вас не понимают?.. А попробуйте сделать видеоинсталяцию на волнующую вас тему! Какой-нибудь оглушительный перформанс, доказывающий вашу экзотическую точку зрения! ...Оглянитесь. К вам плывёт улыбающаяся акула. Она не станет рвать вас на куски. Просто прижмётся холодным скользким телом и будет ждать, покуда вы не свихнётесь от ужаса и отвращения.
|
|